19 мин.

«Макларен» – лучшая команда «Формулы-1», 26 лет спустя! Вот весь путь со времен Хаккинена

Фотохронология.

«Макларен» стараниями Ландо Норриса и Оскара Пиастри впервые за 26 лет выиграл Кубок конструкторов – соревнование, отражающее скорость и надежность машин по ходу сезона и напрямую влияющее на финансовое благополучие гоночной организации (чем лучше результат – тем больше призовых денег она получит). 

Подсчет очков в Кубке конструкторов простой: суммируются зачетные баллы, заработанные всеми гонщиками коллектива за текущее первенство. Вот почему для каждой команды важны не только успехи ее лидера, но и выступления второго пилота. 

Великое достижение стало для «Макларена» 9-м в истории (англичане догнали «Уильямс» и обогнали «Мерседес», однако до «Феррари» еще далеко – у итальянцев 16 командных титулов), и с момента предыдущего успеха прошло так много времени, что в него уместилось множество гоночных историй и судеб. К слову, когда Мика Хаккинен и Дэвид Култхард в первый и последний раз выиграли Кубок конструкторов в 1998 году – современные гонщики «оранжевых» Норрис и Пиастри еще даже не родились!

Вспомните все, что происходило с «Маклареном» между восьмой и девятой победами в Кубке конструкторов?

1998 год: Хаккинен – чемпион мира, у «Макларена» – Кубок конструкторов

После ухода Айртона Сенны в конце 1993-го «Макларен» окончательно погрузился в кризис, на несколько лет выпал из борьбы за победы и стал четвертой по скорости командой, и лишь в сезоне-1997 ситуация начала меняться: босс организации Рон Деннис нашел хороших мотористов («Мерседес»), переманил Эдриана Ньюи, привел солидных спонсоров и подписал контракт с «правильными» шинниками. 

Со внедрением нового технического регламента обновленные «серебряные стрелы» полетели к титулу с такой легкостью, какой никто не ожидал. «Феррари» опомнилась ближе к лету, включилась в борьбу и едва не догнала уокингцев (Михаэль Шумахер даже сравнялся с Хаккиненом в личном зачете), но в финальных гонках сезона черно-серебристые дожали алых и стали лучшими как в личном, так и в командном зачетах.

1999 год: 2-е место в Кубке конструкторов, несмотря на титул Хаккинена

По отзывам участников «Ф-1», болид MP4/14 впечатлял скоростью еще сильнее предшественника, но оказался очень ненадежным – Хаккинен и Култхард поначалу отжимали у остальных первый ряд стартового поля, однако после нескольких гоночных кругов беспомощно останавливались на обочинах из-за различных поломок.

К середине сезона надежность удалось поправить, а лидер «Феррари» Шумахер сломал ногу – и показалось, что теперь-то никаких проблем не будет. Но нет: начались пилотажные ошибки (Дэвид выбил Мику в Австрии; позже Мика рыдал из-за глупого вылета в Италии), второй номер Скудерии Эдди Ирвайн с помощью всех причастных начал выигрывать гонки, под конец сезона вернулся изголодавшийся Шумахер, и судьбы двух титулов решились в финальном Гран-при. Хаккинен провел безупречный заезд на «Сузуке» и выиграл личный зачет, однако Кубок конструкторов «Макларен» упустил. Как выяснилось впоследствии – на четверть века.

2000 год: вторые места в обоих зачетах

«Макларен» долго был догоняющим, но в середине сезона из-за ряда проблем лидер первенства Шумахер несколько раз сошел (из-за поломок или аварий) – это позволило коллективу Денниса догнать «Феррари», а после великого обгона в Бельгии «Макларен» и Хаккинен даже вырвались вперед, но концовку чемпионата проиграли – не в последнюю очередь из-за решения шинников привезти мягкие покрышки (лучше подходившие Скудерии).

2001 год: 2-е место в Кубке конструкторов, Хаккинен потерял мотивацию

Последний сезон «летучего финна» – Мика устал от разочарований, растерял мотивацию и долго не мог «включиться». Култхард боролся с соперниками изо всех сил (и даже стал вице-чемпионом), но Шумахер и Скудерия попросту были лучше. Началась эра доминирования «Феррари».

2002 год: 3-е место в Кубке конструкторов

Хаккинен попрощался с «Ф-1», его место занял другой финн – прошлогодний дебютант Кими Райкконен. Култхард выиграл Гран-при Монако и за эту гонку получил приз «пилотаж года», но в других Гран-при «Макларен» смотрелся хуже и «Феррари», и «Уильямса». Одним из самых запоминающихся моментов сезона стала ошибка Райкконена на Гран-при Франции, после которой Шумахер вырвался вперед и досрочно оформил чемпионский титул.

2003 год: Райкконен борется за титул, 3-е место в Кубке конструкторов

Уже на первом этапе Култхард выиграл (как оказалось – последний раз в карьере), но лидером команды стал Райкконен. У финна не было кучи побед – он выиграл всего раз (еще один трофей за первое место в хаотичной гонке в Бразилии Кими пришлось отдать Физикелле через несколько дней), но благодаря стабильным выступлениям вплоть до последних гонок всерьез претендовал на титул, хотя в итоге Шумахер забрал свое.

2004 год: 5-е место в Кубке конструкторов

Проблемный болид MP4-18 так и не появился на трассе в 2003 году, а его «исправленная» версия (MP4-19) для нового сезона оказалась попросту медленной. Фактически новая версия машины появилась лишь во второй половине первенства, и Райкконен даже одержал победу в Бельгии (где Шумахер оформил седьмой чемпионский титул), но коллектив уже вовсю готовился к следующему году.

2005 год: самая быстрая машина, но 2-е место в Кубке конструкторов

Смена шинного регламента больно ударила по «Феррари» (Скудерия, привыкшая к мягкой резине, не приспособилась к требованию проезжать всю гонку на одном комплекте шин), но на ее место вышел не «Макларен», а «Рено»: Фернандо Алонсо, возможно, обладал не самой быстрой машиной в чемпионате мира, но точно надежной и стабильной.

Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтойя (колумбиец заменил Дэвида Култхарда) выдавали потрясающие прорывы после замены сгоревших двигателей и феноменальные атакующие маневры (победа Кими после обгона Джанкарло Физикеллы на последнем круге Гран-при Японии моментально стала классикой «Ф-1»), но оба титула остались недостижимыми.

2006 год: 3-е место в Кубке конструкторов

Ни одной победы, Монтойя после провала на Гран-при США сбежал в Америку, Райкконен устал от жесткого контроля Денниса и договорился с «Феррари» заменить Шумахера в 2007-м, а Ньюи ушел в «Ред Булл».

2007 год: дисквалификация после шпионского скандала

Год великих потрясений. Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо и талантливый дебютант Льюис Хэмилтон образовали взрывоопасную пару – их соперничество было настолько мощным, что почти мгновенно раскололо команду. Параллельно развивалась история с кражей технических секретов «Феррари» и их появлением в «Макларене» – к осени эта смесь бабахнула так, что все закончилось трагично: Хэмилтон фактически упустил титул после вылета в гравий на Гран-при Китая, а разбирательства ФИА по шпионажу привели к дисквалификации «Макларена» и рекордному в истории спорта штрафу в 100 млн долларов (позднее его сократили на треть).

2008 год: Хэмилтон – чемпион мира, но командный титул – у «Феррари»

Еще один год с фантастическими сценариями: великие гонки Хэмилтона (например, пилотаж под дождем на Гран-при Великобритании) чередовались с нелепыми ошибками (авария у светофора на пит-лейн в Канаде), после больших побед наступала раздача очков конкурентам. Финальный круг в Бразилии у миллионов болельщиков до сих пор перед глазами: в боксах «Феррари» 30 секунд празднуют чемпионский титул Массы, но в предпоследнем повороте Хэмилтон опережает скользившую на мокрой трассе «Тойоту» Тимо Глока и забирает победу в личном первенстве.

2009 год: неготовность к новому регламенту, 3-е место в Кубке конструкторов

Отчаянная борьба с «Феррари» привела к тому, что «Макларен» опоздал с подготовкой к радикально новому техническому регламенту – в результате старт сезона уокингцы проспали. Вернуться удалось лишь во второй половине сезона, но «Браун» и «Ред Булл» к тому моменту в Кубке конструкторов уехали уже очень далеко.

2010 год: 2-е место в Кубке конструкторов

Действующий чемпион мира Дженсон Баттон стал напарником Льюиса Хэмилтона, в личном зачете чемпионата мира разгорелась острая борьба между пятью гонщиками, но концовку сезона лучше всех провел Себастьян Феттель из «Ред Булл» – и стал чемпионом мира. «Макларен», несмотря на кучу подиумов и несколько побед, до командного титула не дотянулся.

2011 год: 2-е место в Кубке конструкторов

В доминирующем сезоне имени Феттеля лучшим из остальных стал Баттон, а наиболее яркой для англичанина оказалась гонка в Канаде, по ходу которой ему удалось прорваться с последнего места и совершить решающий обгон на последнем круге!

2012 год: 3-е место в Кубке конструкторов

Временами очень быстрая, но нестабильная машина MP4-27 не позволила «Макларену» регулярно бороться за первые места. Хэмилтон в конце года ушел в «Мерседес», Баттон же в последнем Гран-при сезона одержал победу, повторить которую команда не могла еще много лет.

2013 год: стратегическая ошибка руководства, 5-е место в Кубке конструкторов

Спустя годы руководитель команды Мартин Уитмарш (правая рука Денниса) признал: он допустил ошибку, посчитав, что предыдущая машина полностью исчерпала свой потенциал. Новый болид оказался неудачным, пилоты застряли в середине пелотона, да к тому же перспективный Серхио Перес не вписался в коллектив (его убрали из команды всего лишь после одного сезона).

2014 год: 5-е место в Кубке конструкторов

С появлением гибридных турбомоторов в «Ф-1» снова поменялась расстановка сил, но «Макларен» она почти никак не затронула. Двойной (после дисквалификации Риккардо) подиум в первой же гонке больше повторить не удалось.

2015 год: возвращение «Хонды» и Алонсо, 9-е место в Кубке конструкторов

В «Макларене» посчитали, что в качестве клиента «Мерседеса» они никогда не добьются таких же успехов, как заводской коллектив немецкого концерна. Поэтому нашли другого производителя двигателей – «Хонду», с которой английская команда добилась феноменальных успехов в 80-х и начале 90-х.

Однако японская компания позже остальных автопроизводителей включалась в разработку турбомотора, а еще оказалась не в состоянии оперативно реагировать на любые изменения в быстроменяющемся мире «Формулы-1». К слову, и в «Макларене» никак не хотели признать, что их шасси сильно уступало по своим характеристикам конкурирующим организациям.

Как итог – ужасные результаты в гонках и великие мемы с участием вернувшегося в команду Алонсо.

2016 год: 6-е место в Кубке конструкторов, перестановки в руководстве

С точки зрения выступлений в Гран-при год трудно назвать примечательным – самым запоминающимся эпизодом оказался страшный полет Алонсо в стену «Альберт-парка».

Однако все главное и важное случилось за пределами трека – осенью бессменный лидер «Макларена» Рон Деннис проиграл борьбу с акционерами и потерял место в структуре компании, а спустя месяц на пост исполнительного директора организации назначили Зака Брауна, который потихоньку начал выводить команду из кризиса.

2017 год: 9-е место в Кубке конструкторов, великая поездка Алонсо в Америку

Машина, на которой выступали Алонсо и его новый напарник (Стоффель Вандорн – вы еще помните такого?) была столь ужасной, что команда поспешила найти для загрустившего испанского чемпиона другую забаву – договорилась с «Андретти» об участии в легендарной гонке «500 миль Индианаполиса».

В случае успеха в США Фернандо мог приблизиться к повторению уникального рекорда Грэма Хилла с победами в Монако, Ле-Мане и Индианаполисе, и шанс был – Фернандо всерьез претендовал на первое место.

Но подвел двигатель… «Хонда».

2018 год: 6-е место в Кубке конструкторов

Еще один безликий для «Макларена» сезон, и последний год Алонсо в Уокинге – после чего испанец взял перерыв в «Ф-1» и полностью переключился на участие в гонках на выносливость и ралли «Дакар».

2019 год: главный броманс в современной «Ф-1», 4-е место в Кубке конструкторов

Зак Браун полностью поменял состав пилотов: из «Рено» забрал перспективного Карлоса Сайнса, а в напарники к нему продвинул одного из лучших английских молодых пилотов поколения, Ландо Норриса. Парни здорово поладили – и стали настоящими друзьями, что в «Формуле-1» случается нечасто. По ходу сезона оранжевые машины стали подбираться к высоким позициям, а на Гран-при Бразилии (после дисквалификации Хэмилтона) Сайнс заработал первый подиум в карьере и первый же для «Макларена» с 2014 года.

2020 год: 3-е место в Кубке конструкторов

Едва не сорванный из-за пандемии сезон все-таки стартовал летом, и Норрис тут же завоевал первый подиум в карьере. Сайнс дотянулся до второй позиции на Гран-при Италии, а в конце года ушел в «Феррари».

2021 год: 4-е место в Кубке конструкторов, долгожданная победа

Казалось, что опытный Даниэль Риккардо, ставший напарником Норриса, подхватит знамя лидерства после ухода Сайнса, но не вышло – австралиец толком не приспособился к машине и в итоге уступил партнеру по количеству заработанных очков. Тем не менее, в Монце Даниэль выступил превосходно и принес первую с 2012 года победу «Макларену».

2022 год: 5-е место в Кубке конструкторов

Норрис окончательно закрепился в роли лидера команды, но никак не мог добраться до победы – по ходу сезона стало ясно, что от услуг Риккардо «Макларен» все-таки откажется. Вместо него Браун после долгой и странной истории подписал другого австралийца – юного таланта Оскара Пиастри.

2023 год: 4-е место в Кубке конструкторов

С обновленным составом пилотов «Макларен» на регулярной основе стал претендовать на подиумы, а новичок Пиастри даже выиграл спринтерскую гонку на Гран-при Катара. В год безумного доминирования Макса Ферстаппена о большем нельзя было и мечтать, и команда была рада – она наконец-то нашла верное направление.

2024 год: победа в Кубке конструкторов

Перед новым сезоном «Макларен» усилился большим специалистом – бывшим техническим директором «Ред Булл» Робом Маршаллом, – а заодно довел до ума аэродинамическую трубу, и результаты потихоньку улучшились. Машина «поехала» не сразу, но уже в мае Норрис наконец-то одержал первую победу в карьере, а по ходу дальнейшей части сезона приезжал к финишу впереди остального пелотона еще трижды. Две победы одержал и Пиастри (первая пришла вследствие командного приказа).

К последним кругам сезона солидное преимущество оранжевых едва не растаяло: соперники из «Феррари» набрали ход и чуть не спихнули «Макларен» с первого места в командном зачете, но уокингцы удержались.

В следующем году парни поборются за первое место и в личном зачете?

Другие истории о «Макларене»

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson, Rudy Carezzevoli, Andreas Rentz/Bongarts, Paul Gilham, Clive Mason, Ker Robertson, Mark Thompson, Robert Cianflone, Jamie Squire, Tom Dulat, Peter Fox, Lars Baron; Panoramic/Keystone Press Agency, Hasan Bratic, Stephen Blackberry/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI, IMAGO/ANTONIN VINCENT/Global Look Press