14 мин.

Судейская хтонь в «Ф-1»: кипа строжайших штрафов и отмазки за брошенные на треке обломки

Главный скандал на Гран-при Катара. 

Одной из главных тем в финальных гонках сезона «Ф-1» стали масштабные перестановки в руководстве гоночной дирекции. Перед Гран-при Лас-Вегаса уволили директора Нильса Виттиха, место которого занял Руй Маркеш (он ранее занимал аналогичную должность в «Ф-2» и «Ф-3»). Португальца на предыдущей работе должна была заменить Джанетт Тан, но перед этапом в Катаре уволили и ее. Следом тут же попрощались с известным стюардом Тимом Мейером, а до этого еще с целым рядом ключевых сотрудников (к примеру, с директором по работе с общественностью и руководителем отдела жалоб).

Масштабные перестановки встревожили многих, в том числе пилотов «Ф-1». Глава Ассоциации гонщиков Гран-при Джордж Расселл потребовал от федерации большей открытости и объяснения происходящего – в частности, назвать причины ухода Виттиха. Однако президент ФИА Мохаммед бен Сулайем категоричен: перестановки в федерации – строго ее дело:

«Они говорят о хаосе? Знаете, я сделаю все, чтобы улучшить положение ФИА. И пусть говорят что хотят».

Глава автоспорта выбрал не лучший момент для громких высказываний: проходящий в Катаре Гран-при «Ф-1» выдался максимально хаотичным, в том числе и в отношении работы гоночной дирекции, и в плане судейства.

Первый громкий инцидент случился в квалификации к основной гонке – необычное решение судей привело к смене обладателя поул-позиции.

В третьем сегменте Джордж Расселл наткнулся на болид Макса Ферстаппена – на прогревочном круге перед финальной попыткой.

Пилот «Мерседеса» посчитал действия четырехкратного опасными. Судьи согласились, но с натяжкой: в вердикте отмечено, что инцидент весьма сложный для рассмотрения, но Ферстаппен ехал медленнее положенного. В решении также сочли необычным, что оба пилота были на прогревочном круге – а потому вместо привычных трех позиций Ферстаппен потерял всего одну и получил штрафной балл.

Макс назвал наказание «полной бессмыслицей», а после выступил с обличительной речью в адрес Расселла. Шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер поддержал протеже: якобы наказание дали только из-за истерики Джорджа.

Но субботний инцидент затмило чудовищное воскресенье.

Дирекция гонки запуталась: на главной прямой несколько кругов валялось оторванное зеркало

Гран-при Катара начался с плотной борьбы на старте (из-за чего сошли Колапинто и Окон), однако после череды нескольких ярких маневров атмосфера успокоилась. Примерно полгонки все шло своим чередом без громких событий, пока на 29-м круге от «Уильямса» Алекса Албона не отлетело боковое зеркало.

В теории гоночной дирекции стоило бы ввести режим VSC (виртуальной машины безопасности; в таком случае пилоты должны были бы заметно сбросить скорость на всей трассе), однако вместо этого в районе обломка появились двойные желтые флаги – четкое и жесткое указание сбросить темп в данной зоне .  

Но сработало все максимально коряво (огни то появлялись, то исчезали, а в графике и трекере сигналов вообще не было), когда к обломкам подъехал лидер гонки Макс Ферстаппен. Следовавший за ним Ландо Норрис банально не успел среагировать на внезапный сигнал:

Но правила есть правила: пилот «Макларена» не замедлился, а потому получил штраф – 10-секундный «стоп-энд-гоу» (из пула самых жестких наказаний: Норриса обязали заехать на пит-лейн, отстоять там 10 секунд и после этого – без права на замену резины – вернуться на трассу).

Однако после этого флаги просто убрали, а зеркало осталось лежать на прямой – пока его не переехал Валттери Боттас из «Заубера», съехавший с обычной гоночной траектории на альтернативную обгонную, чтобы пропустить лидеров на круг. Обломки от зеркала разлетелись практически по всей ширине трассы, и буквально тут же привели к проколам шин на болидах Карлоса Сайнса и Льюиса Хэмилтона.

«Нужна машина безопасности, разве нет?» – недоумевал Сайнс по радио.

Сэйфти-кар с запозданием появился на 36-м круге. Обломки убрали, но репутацию новой гоночной дирекции они явно подпортили.

За всю гонку – семь штрафов (включая самый суровый)

У судей вообще было много работы: они наказали пилотов целых 7 раз большой потерей времени и штрафными баллами (особый способ наказания: если пилот набирает 12 баллов, то его дисквалифицируют на один этап – такое уже было в этом сезоне с Кевином Магнуссеном из «Хааса»; в Баку датчанина заменил юниор Оливер Бермэн; баллы сгорают спустя ровно год после их получения). Всего за уик-энд выдали даже 12 наказаний командам и пилотам, но за пределами отчетных сессий это обычно денежные штрафы, которые редко привлекают внимание и влияют на спортивный результат – на самом деле их на каждом Гран-при немало.

Но в Катаре основная часть пришлась именно на гонку – и просто поразила суровостью.

Вот каждый инцидент: кого и за что конкретно наказали.  

Штраф №1 – Ланс Стролл (+10 секунд и два штрафных балла)

Что произошло: пилот «Астон Мартин» не рассчитал траекторию выхода из поворота и вынес с трассы Албона.

Как объяснили: инцидент произошел на первом круге, и обычно судьи более лояльны в таких случаях – например, Нико Хюлькенберг в том же Катаре не справился со стартом на холодном и жестком «харде», потерял контроль над болидом и спровоцировал сход Окона с Колапинто. Со Строллом же проявились принципиальность, и отметили в протоколе, что авария никак не связана с условиями плотной борьбы на первом круге, а потому Стролл получил соответствующее наказание.

Штраф №2 – Лиам Лоусон (+10 секунд и два штрафных балла)

Что произошло: на пятом круге во время первого рестарта (из-за стартовой аварии со сходом Колапинто и Окона выезжала машина безопасности) Лиам врезался в Боттаса в первом повороте.

Как объяснили: у пилота «РБ» возникла недостаточная поворачиваемость, из-за которой он влетел в «Заубер» – абсолютно прозрачный инцидент и понятный штраф.

Штраф №3 – Льюис Хэмилтон (проезд по пит-лейн)

Что произошло: заезжая на пит-стоп, №44 превысил ограничения скорости на пит-лейн.

Как объяснили: На пит-лейн есть четкий лимит – в Катаре это 80 км/ч. Льюис же заехал на 92,5 км/ч – превысил ограничения на 12,5 км/ч. После этого Хэмилтон просил команду о сходе, но в «Мерседесе» отказались и отбыли наказание.

Штраф №4 – Алекс Албон (+10 секунд и два штрафных балла)

Что произошло: при атаке на Кевина Магнуссена пилот «Уильямса» не удержал полностью контроль над болидом, из-за чего произошел контакт.

Как объяснили: в первом повороте у Албона возникла избыточная поворачиваемость, он смог скорректировать траекторию, однако в результате столкнулся с «Хаасом».

Штраф №5 – снова Хэмилтон (+5 секунд)

Что произошло: оказалось, что Льюис сдвинулся с места, прежде чем погас светофор. Он и сам признал это по радио, извинившись перед командой.

Как объяснили: датчик ФИА тоже зафиксировал фальстарт, однако после случая с Ландо Норрисом в Джидде судьи полагаются не только на него, а потому изучили онборд и подтвердили нарушение правил. Тем не менее, поскольку гонка началась практически сразу же после инцидента, Льюису прилетел минимальный штраф.

Штраф №6 – Ландо Норрис (10-секундный «стоп-энд-гоу» и три штрафных балла)

Что произошло: тот самый штраф Ландо за то, что он не смог вовремя замедлиться под желтыми на прямой.

Как объяснили: по телеметрии не было даже намека на попытку замедлиться под желтыми флагами. Судьи уверены, что из болида Норриса отчетливо виднелись все сигналы. «Соблюдение правил желтого флага имеет первостепенное значение для безопасности», – говорится в протоколе.

Штраф №7 – Джордж Расселл (+5 секунд и один штрафной балл)

Что произошло: во время машины безопасности пилот «Мерседеса» допустил слишком большое отставание от болида впереди.

Как объяснили: по правилам, когда на трассе сэйфти-кар, расстояние между пилотами не должно превышать больше 10 корпусов болидов. Расселл отстал на 125 метров – это больше 20 корпусов.

ФИА выпустила целое оправдательное письмо

После гонки многие ожидали разъяснений от федерации по поводу самых спорных моментов: долгого ожидания машины безопасности в связи с оторванным зеркалом и очень жесткого штрафа Ландо Норриса – тема странной работы и судейства стала главным скандалом этапа в Катаре.

Объяснения и оправдания в официальном пресс-релизе поступили только на следующий день:

  • Обычно машина безопасности не выезжает, если обломов немного и они не на гоночной траектории.

  • Значительное количество обломков после наезда болида на зеркало и проколы, последовавшие сразу после этого, вынудили принять решение о выпуске сэйфти-кара.

  • Виртуальная машина безопасности не стала бы решением, поскольку машины были распределены по треку, и не было достаточного промежутка времени, чтобы маршал мог убрать обломки.

  • ФИА постоянно рассматривает свои подходы и процессы. Она проанализирует данный конкретный сценарий и обсудит его с командами, чтобы понять, нужно ли предпринимать другие меры в будущем.

В аргументах по штрафу Норриса ничего нового, просто пересказ протокола:

  • Штраф был вынесен в соответствии с руководством, разосланным командам 19 февраля 2024 года.

  • Нарушение под двойными желтыми флагами считается серьезным риском для безопасности, поэтому подобные нарушения приводят к столь суровым штрафам.

Руководитель «Макларена» Андреа Стелла дал понять: в команде признают факт нарушения правил – но сам штраф ввел всех в ступор.

«Кажется, стюарды потеряли всякое чувство меры, конкретику, и здравый смысл. Может, стоит взглянуть на конкретику нарушения, на уровень опасности, а также на тот факт, что режим желтых флагов потом был снят? И уже потом выносить суждение, основываясь на учете всех факторов, вместо того чтобы заглядывать в покрывшийся пылью свод правил, и применять эти правила, никак не оценивая ситуацию на трассе. У ФИА есть возможность заметно улучшить работу», – заявил Стелла.

Проблема не в судьях, а в руководстве федерацией

Этап в Катаре – всего лишь вторая гонка для нового гоночного директора. В Вегасе пилотам очень понравился Руй Маркеш: они признавались, что их впервые начали слушать. Однако теперь впечатления подпортились.

Тем не менее если кто и виноват в произошедшем, то это скорее сама ФИА: резкие изменения явно не идут на пользу. Людям на новых должностях необходимо время, чтобы освоиться в правилах и понять, как и когда их применять. Это естественно. Вот только с нынешним руководством федерации есть риски, что такого времени вовсе не будет.

«Я хочу сказать: когда у нас появляется прозрачность и последовательность, то мы тут же избавляемся от двух очень важных людей в руководящем органе, – говорил Джордж Расселл по ходу уик-энда в Катаре. – Это словно поворот на 360 градусов. Мы до сих пор не знаем причин увольнения Нильса [Виттиха] – и я не думаю, что кого-нибудь проинформировали об уходе Тима [Мейера].

Впервые о новом директоре «Ф-2» я узнал из медиа. Очевидно, в любой организации никогда не будет стабильной обстановки, если постоянно происходят увольнения и смена персонала. Людям приходится осваиваться на новой должности.

Для любой команды это очень сложная ситуация. И это должно быть суперсложно для всех сотрудников ФИА. Мы бы хотели получить немного ясности и понимания насчет того, что происходит и кого уволят следующим. Когда дело доходит до ФИА, то тут столько меняется, слишком много и слишком быстро».

И Джордж прав: хоть базовые регламенты в молодежных сериях и «Ф-1» совпадают, но из-за спешной череды перестановок без внятного плана замены Маркешу пришлось отрабатывать на всех сериях поддержки и основных гонках. То есть он буквально вкалывал с утра до ночи три дня подряд: сперва на женской «Академии «Ф-1», потом на «Ф-2», а затем на «Ф-1». Причем во время спринтерского уик-энда – и второго для него Гран-при принципе. Можете себе представить уровень давления и усталости, которые накопились к вечеру и тем самым роковым кругам?

Ведь только усталостью и потому слегка замедленной реакцией можно объяснить странную возню с зеркалом. Ведь да, оно лежало не на гоночной траектории, но на главной прямой: основном месте для попыток обгонов с DRS или пропуском лидеров на круг. Именно в его сторону сдвигались бы любые желающие атаковать или защититься, а также уступить дорогу – и наезд Боттаса эффектно это доказал. Ситуация не требовала дара предвидения: это запросто читалось и было очевидно любому вовлеченному в автоспорт и смотревшему ранее хоть одну гонку по «Лусаилу».

Именно поэтому оправдания ФИА выглядят так странно, наивно и нелепо.

Да, формально зеркало находилось вне траектории.

Да, формально Норрис действительно проехал под двойными желтыми и грубо нарушил одно из основных правил безопасности – и за такое меньшего штрафа формально не предусмотрено.

И Ферстаппен действительно формально оказался на траектории и ехал чрезвычайно медленно – просто обычно за такое давали предупреждение.

Но гоночный директор и судьи сами задали своими решениями достаточно высокую планку: за столкновения, например, можно давать и 5 секунд вместо десятка, однако вердикты содержали максимальные наказания. Потому и от них взамен тоже ожидалась такая же идеальная работа.

Которая оказалась невозможной из-за обстоятельств, организованных ФИА и ее президентом в самый последний момент. Причем как раз уволенный Мейер инсайдил о постоянном давлении и вмешательстве бен Сулайема в работу стюардов со своим мнением через доверенных лиц.

Но ответ президента ФИА на претензии гонщиков вы видели в самом начале текста. Кому верить после Катара?

Что еще почитать про Гран-при Катара:

Фото: Gettyimages.ru/Joe Portlock, Peter Fox, Mark Thompson

; East News/AP Photo/Darko Bandic