Что случилось на Гран-при Катара: кошмарище «Мерса», провал Норриса, реванш Ферстаппена
Все обгоны и быстрые мысли.
Предпоследняя гонка сезона «Ф-1» выпала на Катар – ужасавший в прошлом году жарой, прижимной силой и необходимостью атаковать все 50+ кругов подряд в квалификационном режиме.
Сдвиг даты на более позднее время конца осени-начала зимы вместе с изменением поребриков уже в практиках и спринте доказали: все проблемы решены, и команды могли подходить к заезду как к обычному, а не как к битве на выживание. Однако собранные исторические данные по износу и поведению покрышек потеряли ценность – все предстояло узнавать заново.
Огромную роль играло и расписание: последний спринтерский этап внутри тройника после перелета в 15000 км из Вегаса за сутки. Пелотон прибыл в Лусаил изрядно помятым и заболевшим: Нико Хюлькенберг из «Хааса» даже пропустил медиадень.
Тем сложнее виделась титульная интрига: хоть Макс Ферстаппен уже разобрался с общим зачетом и оформил четвертое чемпионство подряд, в Кубке конструкторов продолжалась достаточно тесная схватка «Макларена», «Феррари» и «Ред Булл». И только у оранжевых присутствовали математические шансы завоевания долгожданного (с 1998-го!) трофея.
Все условия им благоволили: тут в Лусаиле – полная противоположность Вегасу. Конфигурация – короткая c одной прямой и целой чередой быстрых и среднескоростных поворотов.
Вместо 10 градусов в США «Ф-1» встретили более стабильные 20 градусов даже ночью, высокая нагрузка на шины и большие требования к прижимной силе. Скорость на прямых как раз сыграет меньшее значение.
Так что с одной стороны условия благоволили «Макларену», но с другой – давали шанс и королю холодных условий «Мерседесу», оставляя «Ред Булл» и «Феррари» в страдальцах.
Оттого огромное значение приобрел накат резины на трек – с каждым кругом покрытие «ускоряло» машину на 0,2 секунды и помогало прогреву резины вместо перегрева. Момент выезда на быстрый круг оказался одним из ключевых аспектов успеха – вместе избежанием попадания в трафик.
И результаты спринтерских заездов полностью оправдали расклад: именно «Макларен» и «Мерседес» бились за подиум, пока «Ред Булл» изо всех сил конфузился.
Тем не менее, команды хоть немного изучили условия и настроились под новые условия: «Уильямс» поменял подвеску на болиде Колапинто еще до спринта, «Ред Булл» также отправил на пит-лейн Переса сменой установок и затем еще во время заезда махнул ему антикрыло на пит-стопе. «Феррари» анонсировала пересборку перед квалификацией, да и Ферстаппен так жаловался на дисбаланс и терял позиции в спринте, что оставить его с теми же установками было невозможно.
Потому на старт квалификации вышел немного другой пелотон. Сработала стратегия «Ред Булл» на превращение спринта Переса в тестовый заезд – данные с его машины позволили выбрать агрессивное направление настроек, которые перенесли и усилили на технике Ферстаппена. В итоге Макс «включил» болид и оказался быстрейшим.
Однако поул отняли из-за редкого штрафа за помеху Расселлу на прогревочном круге – Макс потерял всего одну позицию. «Феррари» же не особенно помогли смены настроек.
У остального пелотона планы не изменились: «Макларен» все еще надеялся на победу, как и «Мерседес». «Феррари» рассчитывала на удачный старт и дальнейшее сдерживание соперников. Леклер указывал, как же сложно обгонять в Катаре – и для равных машин это верно. И именно такая ситуация и сложилась: после обработки данных со спринта симуляции показали почти равенство всех четырех топ-команд по гоночному темпу.
По такой логике и цели стратегия уже выходила на основной в виде тактики пит-стопов и выбора стартовых составов.
Ведь с исправлением вопроса разрушения шин командам уже не требовалось проводить обязательный пит-стоп после 18 кругов – и значение обрели «выносливости» составов. Оказалось, половину гонки по расчетам действительно можно проехать на одном комплекте.
При этом разница в скорости с круга – 0,5-0,6 секунды между «софтом» и «медиумом» и 0,8-0,9 секунды между «софтом» и «хардом». А разница в дистанции торможения – намного меньше обычного!
Условия же ожидались прохладными и ветреными – не в пользу «Макларена», но благоволили «Мерседесу».
Пустынные порывы ветра прогнозировались до 40 км/ч (потенциальное снижение прижимной силы в районе 10%!), но в абсолютно случайные моменты. Плохие новости для извилистой трассы с большим количеством поворотов – такие порывы здорово рушат баланс между передней и задней осями и сносят болид с траектории. Также такие ветра приносят и много пыли – снимая ею механическое сцепление с асфальта и мешая стабильному прогреву покрышек и удерживанию оптимальных линий.
Прогнозы оправдались: температура перед стартом – 19 градусов по Цельсию у воздуха и 23 у асфальта с перспективами снижения. Хорошие новости для «Мерседеса» и плохие для планировавших длительные отрезки на «харде» без ставки на максимальную прижимную силу.
Тем не менее, для старта все выбрали «медиум» разной степени свежести – кроме Нико Хюлькенберга, рискнувшего с «хардом».
Просматривалась явная надежда на попытки переключения на разные стратегии уже в зависимости от течении гонки – с безопасным стартом.
Ход гонки: Расселл проиграл старт и пострадал от «Мерса», Норрис опять самоуничтожился
• Прямо перед стартом Леклер пожаловался на неработающую систему подачи воды – ему предстояло проехать всю дистанцию без питья.
• Топ-тройка выдала классные старты, но Ферстаппен выбрал лучшую траекторию и забрал лидерство. Норрис тоже рванул мимо Расселла и чуть не атаковал Макса, но не сумел просунуться мимо «Ред Булл». Хюлькенберг, Окон и Колапинто столкнулись, и последние двое сошли – выехал автомобиль безопасности, болид «Хааса» получил повреждения и прокол.
Повтор аварии: «Хаас» пострадал именно из-за решения стартовать на «харде». Хюлькенберг не удержал болид и столкнул Окона в Колапинто.
Повторы стартовых прорывов:
У судей возникло подозрение на фальстарт Хэмилтона: Льюис начал движение немного раньше, но понял это, задержался и провалился на 9-е из-за заминки.
• Рестарт на 5-м круге: Пиастри опередил Леклера, Хэмилтон и Цунода обогнали Алонсо, «Заубер» столкнулся с Лоусоном!
• На 8-м круге Стролл получил 10 секунд штрафа за столкновение с Албоном и заехал в боксы – казалось, ради схода, но получил новый комплект шин и вернулся на трек!
• На 9-м круге у Алонсо прорвалось недовольство «Астон Мартин»: «Два ##### года мы не можем поправить ту же ###### проблему со скоростью на прямых!»
• На 10-м круге Стролла вновь зазвали в боксы для отбытия штрафа и последующего схода. Таким образом команда избежала переноса наказания на следующий этап.
• На 12-м круге Лоусон получил 10 секунд штрафа за крэш с Боттасом на рестарте.
• На 14-м круге Хэмилтону прилетел штраф в 5 секунд за фальстарт.
• К 15-му кругу сложилась карусель борьбы за места с 9-го по 12-е между Магнуссеном, Гасли, Алогсо, Цунодой и Чжоу – все обгоняли друг друга чуть ли не каждый круг.
• На 16-м круге Пиастри не выдержал погони за Расселлом, промазал на торможении и вылетел с трека, потеряв около 0,6 секунды.
• К 23-му кругу Ферстаппен и Норрис обменивались быстрейшими кругами, но удерживали близкий разрыв в 1,5-2 секунды. Расселл отстал на 7 секунд – на него вновь насел Пиастри, но атаковать у Оскара не выходило из-за пыли и «грязного воздуха»: «Макларен» тут же терял прижим и едва не вылетал с трека.
• На 24-м круге Расселл открыл окно пит-стопов – «Мерседес» провалил пит-стоп и обслужил пилота за бесконечные 7 секунд, Джордж вернулся 11-м в трафик.
Из-за трафика Расселл еще и не сумел проехать первые круги быстрее «Феррари» – фактическая позиция потеряна. К тому же Джордж пожаловался, что болид перестал поворачивать.
• На 28-м круге окно пит-стопов в средней группе открыл Кевин Магнуссен – обладатель 9-й позиции.
• К 29-му кругу болид Хэмилтона окончательно перестал держать трек под порывами ветра.
• На 30-м круге на треке вывесили желтые флаги: Албон потерял зеркало – оно упало прямо на дорожное полотно.
• На 32-м круге Ферстаппен пожаловался, что Норрис не сбросил под желтыми флагами, когда сам Макс замедлился – в точности по правилам. Разница в скорости стоила чемпиону 0,6 секунды.
• На 34-м круге Боттас переехал валявшееся зеркало, уступая опережавшую его на круг «Феррари» – на стартовой прямой тут же появилось множество мелких обломков.
• На 34-м круге же Хэмилтон и Сайнс собрали обломки и заработали проколы! Пиастри тут же заехал в боксы.
• На 36-м круге выпустили сэйфти-кар – Льюис только дотянул до боксов и вернулся 16-м, Сайнс оказался 10-м. Топ-3 тоже побывали в боксах, как и весь пелотон – даже Расселл.
• После волны пит-стопов в топ-10 на 37-м круге обнаружился Чжоу на 9-й позиции и Гасли на 6-й. Хэмилтон оказался круговым.
• Перес остановился на 39-м круге перед рестартом – отключился двигатель. Серхио сошел. Оказывается, его сперва развернуло на холодных шинах.
• Рестарт на 40-м круге: Норрис атаковал Ферстаппена – но Макс отбился! А Расселл рванул с 7-го на 5-е мимо Гасли и сошедшего Переса. Хюлькенберг вылетел тоже на холодных покрышках – сэйфти-кар вернулся в боксы.
• Новый рестарт на 43-м круге – на этот раз Норрису пришлось отбиваться от Леклера. Албон ворвался в топ-10 мимо Магнуссена.
• На 44-м круге Норрису прилетел штраф в 10 секунд стоп-энд-гоу – один из самых жесточайших штрафов – за несоблюдение желтых флагов, на которые пожаловался Ферстаппен. Дело в нарушении регламента безопасности – меньшего наказания за такой проступок попросту не существует. Ландо отбыл штраф на 46-м круге – и вернулся последним.
• А на 47-м круге Хэмилтону прилетел еще и штраф в виде проезда по пит-лейн за превышение скорости на последнем пит-стопе. №44 запросил сход, но ему отказали – иначе наказание перенеслось бы на финал. Льюис отбыл штраф и вернулся 15-м.
• На 51-м круге Магнуссен вернул 9-е место в схватке с Албоном. И традиционный нецензурный комментарий от Кевина.
• Следом и Боттас ворвался в топ-10 мимо Албона на 53-м круге. Но обоих преследовал Норрис. И на 54-м круге Ландо вернулся в очки.
• Ферстаппен не упустил победу – реванш состоялся! Леклер забрал важнейшее второе место ради шанса в Кубке конструкторов, Пиастри устоял на третьем. Расселл – только четвертый.
Но важнее всего – удержанное Гасли пятое место для «Альпин» и первые очки «Заубера» в исполнении Чжоу!
Расселл получил 5 секунд штрафа за нарушение правил сэйфти-кара, но остался 4-м – задела хватило.
Быстрые мысли: «Феррари» в игре, рывок «Альпин»
Чжоу заслуженно получил титул гонщика дня: впервые в сезоне удержал «Заубер» в очках – мощнейшее достижение! Как и Гасли – удерживал Сайнса на последних кругах и доказал: когда не нужно беречь шины и пилотировать стратегически, Пьер – очень даже сильный пилот топового уровня.
Из остальных фаворитов удивительным образом синхронно и крупно ошибались все, кроме Ферстаппена и Леклера – потому показательно, как допустившие наименьшее количество самых негрубых помарок и заняли первые четыре места. Особенно провал ударил по позициям Норриса: еще один такой в Абу-Даби – и откатится на третье место в итоговом протоколе чемпионата мира.
«Макларен» оправдал роль фаворита: его универсальный болид с заточкой под быстрые и среднескоростные повороты действительно выглядел быстрейшим. Но подвели личные ошибки пилотов – потому завоевание Кубка конструкторов откладывается как минимум на этап.
«Мерседес» получил дивиденды от холодной погоды – это единственные условия, при которых W15 не перегружает шины и благодаря повышенной плотности воздуха «включает» аэрообвес на полную. Однако для реальной битвы за победу этого не хватило – и вновь из-за ошибок пилотов и команды. Хаотичный уик-энд под перегрузом из-за многокилометрового перелета здорово дестабилизировал всех.
«Ред Булл» доказал, что действительно вернулся и вновь обрел способность ко включению потенциала машины – просто команде нужно намного больше трекового времени, чем раньше. Причина, скорее всего, кроется в обнулении данных симулятора после Гран-при Италии, когда чемпионы прошлого года нашли расхождения в развитии аэропакета: теперь весь сет настроек нужно выстраивать заново под новые ветви улучшений.
«Феррари» занималась простой минимизацией потерь на самом неудобном автодроме из финальных. И все сработало – команда по-прежнему в игре!
У «Заубера» наконец начали работать финальные обновления, а также короткая пилотажная трасса с малым количеством прямых отрезков нивелировала аэродинамическую неэффективность шасси. Пусть шансов уйти с последнего места нет, но хотя бы будущая «Ауди» закончит не с нулем в графе зачетных баллов!
Обновленная и стабилизированная «Альпин» вновь маячит в топ-10 – в Катаре французов не сдерживает менее эффективный мотор, а настройки аэрообвеса после финальной волны улучшений они подбирают достаточно эффективно. «Альпин» привезла и самые большие новинки – новый носовой обтекатель. Тем показательнее сравнение результатов Гасли на болиде последней конфигурации и Окона без набора всех улучшений.
«Хаас» зачем-то проапдейтил настройки Хюлькенберга после удачного спринта – и разбалансировал болид, потеряв преимущество в средней группе. Тем логичнее выглядит потеря 6-го места в Кубке конструкторов – хоть главные соперники и прежде всего воспользовались обстоятельствами.
Финальные разборки за последний титул состоятся на Гран-при Абу-Даби уже 8 декабря. Не пропустите – «Макларен» все же идет на историческую первую победу за 26 лет!
Что еще почитать о Гран-при Катара?
Быстрые мысли о квале в Катаре: как «Ред Булл» перевернул ход уик-энда
Экскурсия по фону для «Ф-1» в Катаре: что за город, как там смотрят гонку и развлекают
«Макларен» заберет титул «Ф-1» уже в Катаре? «Феррари» не помешает? Все расклады
Пик боя за титул «Ф-1»: у «Макларена», «Феррари» и «Ред Булл» сравнимые болиды! А кто фаворит?
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Joe Portlock