Легенды трассы. Трагедии, которые случились на гонках «Формулы-1»
От катастрофы на Гран-при Аргентины до последних гонок Айртона Сенны и Жюля Бьянки
История «Формулы-1» — это захватывающий рассказ о скорости, риске, опасности и непреклонной страсти. За довольно короткое время — Ф-1 «родилась» в 1950-м году — автоспорт превратился из небольших гонок на дорогах общего пользования в потрясающее зрелище на самых передовых трассах мира. В этой истории всегда было много зашкаливающих эмоций: яркие победы и обидные поражения, невозможные, почти запредельные истории выживания и страшные аварии.
Заглянули в «Большую книгу Формулы-1. 80 лет шума и ярости», которая недавно вышла в БОМБОРЕ, и выбрали самые трагические моменты из истории «Королевских гонок»: от катастрофы на Гран-при Аргентины до последних гонок Айртона Сенны и Жюля Бьянки.
Трагедия в Буэнос Айресе
Сезон 1953 года стартовал с трагедии на Гран-при Аргентины. Посмотреть гонки пришла огромная толпа болельщиков. Однако, вместо того чтобы занять свои места на трибунах, многие болельщики расположились прямо на обочинах трассы. Пилотам приходилось проезжать между двумя живыми изгородями из зрителей!
Так продолжалось до 32-го круга, когда один из зрителей решил пересечь трассу прямо перед машиной Джузеппе Фарины. Пилот резко повернул руль, чтобы избежать столкновения, но из-за этого вылетел за пределы дорожного полотна и сбил огромное количество зрителей.
Окончание гонки проходило в трагическом хаосе, Алан Браун на Cooper-Bristol, в свою очередь, сбил неосторожного болельщика. Кроме того, машины «Скорой помощи», спешившие на помощь раненым, добавляли хаоса, выезжая на трассу, иногда против движения. Всего в той аварии погибло 15 человек и еще несколько десятков получили серьезные травмы.
Посмертный триумф Риндта
Австриец Йохен Риндт, после девяти этапов возглавлявший чемпионскую гонку 1970 года, приехал в Монцу с отрывом в чемпионате в 20 очков. В случае победы и слабого выступления своих прямых конкурентов Риндт мог бы стать чемпионом мира еще до начала турне по Северной Америке. И пилот готов был пойти на некоторый риск, чтобы ускорить такое завершение борьбы за титул.
Еще бы, ведь у него есть козырь в рукаве: прямо перед гонкой 5 сентября 1970 года с его болида сняли антикрыло, что увеличило максимальную скорость на прямых до 330 км/ч. Именно это стало причиной аварии.
На пятом круге передний правый приводной вал, соединяющий расположенные в кузове тормоза с колесом, сломался, машину увело влево и она врезалась в рельс безопасности. Кроме прочего, у Риндта не была застегнута нижняя часть ремня безопасности. Тело гонщика настолько сместилось вперед и вниз, что ремень затянулся у него на шее. Риндт умер, но заработанных на предыдущих этапах очков хватило для завоевания титула — Йохен стал единственным гонщиком в истории Формулы-1, ставшим чемпионом мира посмертно.
Ад для Лауды
Ники Лауда уже пропустил несколько побед перед той роковой гонкой в Нюрбургринге в 1976 году. Так что в этот раз он готов был рисковать.
Стартовал Лауда плохо, поэтому решил остановиться в конце первого круга, чтобы поменять свои «дождевые» шины на слики. Вернувшись на трассу, он резко вылетел в повороте «Бергверк». Ferrari Лауды столкнулся с болидами других гонищков и вспыхнул. Ники смог выбраться из пламени только благодаря Артуро Мерцарио.
Врачи полагали, что гонщик не выживет, но спустя всего шесть недель после аварии, Ники Лауда вернулся на трассу и впоследствии добавил к своему послужному списку еще два титула чемпиона мира.
Черное 1 мая 1994 года
Сезон 1994 года стал для Формулы-1 поистине трагичным. В первый день этапа Гран-при Сан-Марино на трассе в Имоле, 29 апреля, в ужасную аварию попал Рубенс Баррикелло, но для «Рубиньо» все закончилось неплохо. На следующий день во время квалификации австриец Роланд Ратценбергер погибает за рулем своего хрупкого Simtek.
На старте гонки 1 мая Педро Лами (Lotus) сильно врезается в Джей Джея Лехто (Benetton). Оба пилота выходят невредимыми из-под обломков своих машин, на трассу выезжает машина безопасности, и за ней выстраиваются болиды, впереди Сенна, а за ним Шумахер.
Когда трассу освободили, гонка возобновилась на 6-м круге. В одном из поворотов машина Сенны сорвалась и на скорости более 300 км/ч вылетела с трассы, врезавшись в бетонную стену. Как стало известно позже, в момент удара правое переднее колесо вместе с частью подвески оторвалось и ударило пилота по голове, вследствие чего Сенна получил сильнейшую травму. В итоге Формула-1 за один уик-энд потеряла сразу двух пилотов, один из которых был легендарным трёхкратным чемпионом мира.
Между жизнью и смертью
В 1995 году во время финальной гонки сезона в Австралии Мика Хаккинен попал в серьезную аварию. Прямо на трассе главный врач Формулы-1 сделал пилоту трахеотомию, чтобы тот смог восстановить дыхание, после чего Хаккинена срочно доставили в госпиталь, где его ввели в искусственную кому.
Со слов врачей, восстановление и переход к обычной жизни уже можно было считать достижением. Однако, почти повторяя историю Лауды, через четыре месяца спустя Мика уже снова был готов пилотировать. В 1998 году Хаккинен победил в 9 гонках Гран-при из 16.
Последняя авария со смертельным исходом
Во время Гран-при Японии в 2014 году случилось несчастье: совсем молодой, 25-летний пилот российской команды «Маруся» Жюль Бьянки, любимец паддока, очень серьезно пострадал в Сузуке: незадолго до аварии с трассы вылетела машина Адриана Сутиля. Чтобы убрать её, вышел эвакуатор, в который уже через несколько мгновений и врезался болид Бьянки. При аварии пилот ударился головой о противовес эвакуатора.
Лечение не принесло результатов, и 17 июля 2015-го Жюль скончался. На сегодняшний день его авария остается последней со смертельным исходом в истории Формулы-1.
По материалам книги «Большая книга Формулы-1. 80 лет шума и ярости»