8 мин.

Алонсо – маг подстройки к любой поломке в «Ф-1». Хотя не умеет доводить болид без напарника!

В 2024-м «Астон Мартин» столкнулся со стагнацией и откатом по общей конкурентоспособности: когда в 2023-м Фернандо Алонсо бился за подиумы и временами заставлял фанов мечтать о 33-й победе, теперь же он лишь изредка попадает в очки.

Конечно, большая часть причин отката зеленой команды связана с прогрессом конкурентов: в прошлом сезоне «Феррари», «Мерседес» и «Макларен» старались побыстрее выйти из кризиса и давали больше шансов остальным, а в нынешнем уже сами сражаются за победы на равных с «Ред Булл», оформляя один из самых плотных розыгрышей в новейшей истории.

«Астон Мартин» чаще всего остается только претендовать на подножие топ-10, кусать провалившихся топов в надежде на чуть больше очков, изобретать смелые тактики или рисковать с настройками.

Причем все это не всегда срабатывает – условия и характеристики трека бьют пот всем, а риски и эксперименты не всегда окупаются. К тому же, остальной пелотон тоже прогрессирует: в сражения с «Астон Мартин» за очки регулярно поднимаются то «РБ» с новыми топовыми шефами, спонсорами, инженерами и базой, то заводская «Альпин», а в последние гонки выстрелил вообще недавний безнадежный аутсайдер «Хаас». Зеленый болид же съехал на 6-е место в рейтинге по силе от немецкого издания AmuS, например

А что же сам «Астон Мартин»? Почему он никак не прогрессирует с новой базой, набором мощных инженеров и аж самим опытнейшим 42-летним Фернандо Алонсо? 

Неужели испанский двукратный чемпион мира не умеет доводить и эффективно развивать болид на лету, и ему нужно много времени вместе с помощью напарника?

Похоже… да. И решение будут готовить еще долго.

И особенно трудно становится, когда и сам напарник не понимает, что происходит с машиной! Лучшая демонстрация – диалог про обновленный AMR24 с первой практики Гран-при Венгрии (которые Ланс не получил – то есть гонял на той самой несбалансированной версии):

«Управляемость болида прямо сейчас шокирует», – заявил Ланс Стролл по радио. «А, ага, удачи», – ответил испанец.

А ведь при этом и самые авторитетные технические эксперты «Ф-1» вроде Марка Хьюза, и топовые спецы-инженеры вроде бывшего работника «Рено» Пэта Симондса (недавно ваял новые правила в «Ф 1» и описывал технюансы серии, а теперь ушел помогать «Андретти-Кадиллаку» пробиваться 11-й в серию) до сих пор восхищаются адаптационным гением гонщика под №14!

Вот перевод их совместной колонки с Motor Sport Magazine – им было очень интересно послушать Фернандо Алонсо [еще во время гоночного уик-энда в Шанхае], когда тот, пребывая в задумчивом настроении, рассуждал об оценке своих способностей:

«Думаю, иногда мне приходится просто обходить те проблемы, с которыми мы сталкиваемся. И порой это даже хорошо, потому что управляя болидом в любой момент времени, я всегда способен выжимать из него 90 процентов его возможностей. Но вот для достижения отметки в 100 процентов мне требуется помощь со стороны напарника – в вопросе каких-то особых детальных настроек болида или решения проблем с балансом».

По словам Фернандо, он не особо чувствителен к тому, что требуется машине для улучшения работы, но зато он невероятно хорош в том, чтобы справляться с задачей, используя те возможности, которые есть под рукой.

И все это прекрасно согласуется с наблюдениями за последние двадцать лет. Фернандо способен на удивительные вещи в вопросе адаптации к очень серьезным компромиссам в поведении болида, когда такие условия возникают.

Например, на этапе в Хоккенхайме – в первый для него отрезок выступлений за «Рено», – небольшой обломок застрял в боковом понтоне болида. Команда видела, что это сразу привело к радикальным изменениям распределения аэродинамической нагрузки. Изначально это замедлило Алонсо где-то на 1,5 секунды, но буквально за пару кругов Алонсо удалось адаптироваться и держать темп всего на 0,3 секунды медленнее, что до поломки.

«Аэродинамический баланс машины сместился на 8 процентов. Я не имею ни малейшего понятия, как Фернандо вообще удавалось удерживать машину на трассе с таким балансом, не говоря уже о том, чтобы демонстрировать такое время прохождения круга», – вспоминает Пэт Симондс, который в тот момент находился на командном мостике «Рено». Еще через несколько кругов обломок вылетел из воздухозаборника и Алонсо вернул привычный темп.

Нечто похожее мы видели в первый сезон Фернандо в «Рено», в 2003 году на «Сильверстоуне», когда в работе электроники на его двигателе произошел сбой и система выдала ему совершенно непригодную для нормальной езды картографию настроек мотора, а система трэкшн-контроля и вовсе отказала. Но Алосно без труда сымпровизировал и выпутался из ситуации.

В 2010 году на «Сепанге» на его «Феррари» вышел из строя один из механизмов переключения передач – и для переключения на пониженную передачу сначала нужно было быстро включить повышенную. Несмотря на сложные условия на трассе Фернандо просто летел и из машины было видно, как он просто на ходу адаптировался и внедрил новую технику переключения передач.

Алонсо лучше любого другого гонщика на стартовой решетке «Формулы-1» умеет импровизировать. Он способен управлять любым болидом, вне зависимости от того, что для этого требуется. Наблюдая за ним однажды в Монако, при прохождении поворота «Табак», было видно, как передняя ось на его «Феррари» не очень охотно поворачивала – как на каждом круге ему приходилось жестко тормозить, начинать поворот, и затем понемногу отпускать педаль тормоза, чтобы машина могла нормально сменить траекторию движения.

Координация при работе тормозов и рулевого управления была на каком-то невероятном уровне, и на каждом круге он повторял все эти движения с идеальной точностью. Он как бы обманывал машину, заставляя ее делать то, что она, вроде как, делать и не собиралась. Ему приходилось заниматься чем-то подобным большую часть сезона-2014, работая с печально известной «Феррари» SF-14T, оставляя напарника по команде Кими Райкконена в полном недоумении и далеко позади.

Райкконен, если говорить об особенностях и умениях, был полной противоположностью Алонсо: Кими был ошеломляюще быстр за рулем машины, которая работа в точности так, как ему было нужно, с резкой сменой направления движения при минимальном усилии руля. Но он не был готов «объезжать» машину, которая не вела себя «правильно».

Посадите Алонсо за руль идеально сбалансированной машины и дайте проехать квалификационный круг – и он будет быстр, очевидно. Но не будет экстраординарно быстр. У него очень широкий пик возможностей, но не такой острый. Ему редко удается проехать круг, выжимая из топового болида абсолютный максимум, и тем самым оставляя всех с открытыми ртами. Но понаблюдайте за ним в моменты, когда особенности поведения болида меняются по мере опустения топливных баков и деградации шин, и увидите, насколько он невероятно стабилен. Посмотрите, как он адаптируется и использует совершенно разные стили пилотажа, когда от него, например, требуется проехать заметно более длинный отрезок, чем тот, на который могут быть способны шины. В вопросе работы с шинами он настоящий волшебник.

Также обратите внимание, как часто в сравнении с другими его время в третьем сегменте квалификации практически не отличается от того времени, которое он показал во втором сегменте. Как объясняет сам Фернандо:

«Так происходит потому, что я уже нашел предел возможностей машины. Мне удается найти этот предел возможности раньше других [отчасти, так и есть].

При этом я не самый быстрый гонщик на квалификационном круге. Я не самый быстрый гонщик в дождь. Я не являюсь лучшим во многих областях. Но я думаю, что я на 99 процентов хорош во всех областях – и это зачастую дает мне преимущество».

Все эти качества проявились с его самых ранних дней в «Формуле-1», но всегда интересно, когда гонщик отделяет самомифологизацию от трезвой и проницательной самооценки.

Похоже на признак настоящего величия?

Что еще почитать о гении Алонсо?

Источник: Марк Хьюз, Motorsportmagazine

Фото: HOCH ZWEI, IMAGO/Ricardo Larreina/Global Look Press; Gettyimages.ru/Chris Graythen, Mark Thompson, Clive Rose