В Монако 2 года ваяли супергараж-конструктор для спасения Гран-при. Но «Ф-1» вновь грозит заменой: хочет еще 💸
$20 млн за гонку – уже мало.
Гран-при Монако всегда считался самым люксовым, роскошным и гламурным этапом «Формулы-1» – и не зря: все-таки он первым запустил тренд на гонки лучших машин на Лазурном берегу перед яхтами с видом на море, да еще и в супербогатой локации с огромной концентрацией грандиозных отелей и казино.
А теперь облик самого роскошного Гран-при стал еще технологичнее: на новом этапе дебютировало фантастическое главное здание Garage 1 – временный конструктор для гаражей, боксов и зон гостеприимства и роскошнейшего паддок-клуба на крыше!
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/8/43/1e65797da453c86a9d66aa5cb541b.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Команда Автоклуба Монако – промоутера всех гоночных активностей и оператора трека – сама выполняла всю подготовительную работу по формированию запроса контракторам и потому теперь очень гордится роскошным результатом. Даже выпустила ролик с парой таймлапсов о деталях возведения и сборки!
Нулевой уровень – боксы-гаражи команд, зона ФИА и «Формулы-1» (для технических проверок, сэйфти-каров, хранения оборудования и прочих организационных и технических вопросов). Следующие два уровня – фактически командные офисы в дополнение к моторхоумам: для инженеров, брифингов и координации трековой работы. Уровни 3 и 4 – зоны гостеприимства команд и организаторов, а также «Паддок-клуб» с самыми дорогими билетами для ВИП-гостей.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/1/57/e2d8c44a443c7821615b4bc8501bc.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но главное и самое роскошное – полноценная терраса для «Паддок-клуба» с панорамным обзором на трассу, залив, боксы команды и вообще все окрестные потрясающие виды – стоимость прохода сюда, вероятно, посоперничает с ценами на Гран-при Майами (но мы их не знаем, потому что их раскрывают только при прямом запросе на бронирование, а на этот год все вообще давно раскуплено еще до презентации нового здания, но в официальном буклете они стартуют с 7500 евро за два дня по самой скромной программе).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/9/12/518f9b1f643549354eba802ab4888.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Вышло, конечно, максимально роскошно: даже лестницы специально проектировали, чтобы даже на на них вид вышел соответствующим ценам за билеты – на дворец.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/2/af/cf17e2d3b41d5815812f9177901c0.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Над зданием в целом работали 2 года – и 1,5 года заняли только проектирование и первичная подготовка 40 конструкционных модулей. Цель заключалась в оптимизации пространства – чтобы пит-лейн перестал быть опасно узким, а в гаражи могли поместиться 1-2 потенциальные дополнительные команды. То есть требовалось разместить больше полезной площади на меньшем пространстве при сохранении всех главных люксовых фишек автодрома по обслуживанию команд, их гостей и всех визитеров– и вписать все это в существующую архитектуру улиц! И пришлось долго рассчитывать, сколько нагрузки выдержат сваи и прибрежные почвы.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/e/e6/d72570e794e74a43e0e6510efca4e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/a/2a/7f6b9b484409caf5d972358623e12.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В итоге удалось все поднять на 2 этажа и действительно расширить пит-лейн – с новым зданием машины смогут разъезжаться, а «Ф-1» потеряла аргумент в отказе потенциальным новичкам вроде «в каком-нибудь Монако вы просто уже не влезете в паддок». И возможная потенциальная толпа для экскурсий теперь точно станет больше – а следовательно, и выручка из-за роста посещаемости и трафика.
Правда, полностью вопрос нехватки места так и не решен – но он, похоже, и принципиально нерешаем в таком маленьком пространстве:
Физическое производство и сборка первых боксов начались в Нанте в сентябре 2023-го и заняли еще полгода, а затем в середине апреля 2024-го настало время экспресс-возведения перед гоночным месяцем – историческим Гран-при и заездом «Формулы Е».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/8/32/ee105c6e54912bd7b3ea25cf027db.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/1/86/6551f0df142f6b7b9989b77e2308a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Процесс сборки из отдельных составляющих занимает 2 ночи и всего 30 человек. По сути вся система состоит из 5 платформ и 45 модульных блоков по принципу «Лего» – все при необходимости можно разобрать и вернуть заливу первоначальный вид.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/0/74/5b8d17013481a859818d8f67545a8.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/7/09/935ef946a4bdeba44b84af4907903.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/c/b1/43ade977040db8d3c84191e291c8c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Стоимость из-за уникальности объекта пока нельзя прикинуть даже примерно, но Автоклуб Монако – государственный, и обычно отчитывается о финансовых итогах в начале следующего года после конца предыдущего. Тогда-то и узнаем.
Но реновация зданий боксов на стационарных автодромах стоит обычно несколько десятков миллионов долларов – правда, все они капитальные, неразборные, проектируются и возводятся совершенно по-другому.
Тем не менее, после реновации Монако присоединилось к европейскому клубу обновленных автодромов – недавно перестройку ради сохранения этапа закончили в Бельгии, как раз начали в Барселоне и завершают в Монце.
Потому что сейчас «Формула-1» требует не только историчности, но и современных мощностей для обслуживания посетителей.
«Исторические Гран-при очень важны – мы говорим о гонках со своей собственной идентичностью. И мне очень смешно, когда я слышу рассуждения людей о том, что «Формула-1» неуважительно относится к историческим этапам. Потому что на самом деле все наоборот.
Я всегда говорил, что исторический статус означает и большую ответственность. При этом слово «исторический» нельзя приравнивать к слову старый или вышедший из моды. Потому что «исторический» – одно, а «старый» – совсем другое.
На самом деле это вопрос того, что мир развивается. Нам нужно найти правильный баланс между историческими вещами и теми решениями, которые необходимо принять для развития в будущем.
Так что гонки с историческим статусом всегда будут оставаться в календаре «Формулы-1». Но при этом существует необходимость, чтобы организаторы некоторых из этих этапов признали, что им тоже нужно постоянно предпринимать определенные шаги и двигаться вперед – например, обновляя и инфраструктуру автодрома.
Если помните, еще два года назад ходили разговоры о том, что Гран-при Бельгии уберут из календаря. В результате же Бельгия остается в календаре «Ф-1». Они хорошо отреагировали на ситуацию. Они вложились в инфраструктуру, чтобы обеспечить болельщикам наилучшие условия. Это и есть правильный подход, который мы хотим видеть от трасс с историческим статусом
Историческая ценность таких гонок не подлежит ни малейшему сомнения, но при этом мы также должны идти в ногу со временем с точки зрения предоставляемых услуг, сервиса, который должен соответствовать ценам, которые готовы платить люди, приезжающие на автодром», – высказывался шеф «Ф-1» Стефано Доменикали.
Зачем? Не просто для вау-эффекта – ради расширения возможностей продаж люксовых ВИП-билетов для «Паддок-клуба». Ведь рост именно по этой статье доходов – один из главных драйверов растущей выручки серии, повышения ее прибыльности и возможности платить командам все больше призовых.
Однако даже продвинутая реновация может не спасти Гран-при Монако – место в календаре вновь под угрозой из-за особенного статуса.
«Формула-1» хочет больше денег – либо лицензионный взнос, либо сама продавать ВИП-билеты
Промоутеры Гран-при Италии в Монце мечтают о десятилетнем контракте, но сомневаются в выполнимости цели, открыто заявляя причину: «сложность состоит в том, что в «Либерти Медиа» хотят проводить гонки там, где можно зарабатывать большие деньги на предоставлении гостевых услуг – прежде всего «Паддок-клуба».
Вряд ли это может удивить – только посмотрите на распределение доходов серии за 2023-й.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/5/65/aa9a38cdb405c9ce9a029d9cd746e.webp?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Формула-1» продавала ВИП-билеты в «Паддок-клуб» на 19 этапах из 22-х. На 10 из них зарегистрированы продажи всех доступных опций (их стоимость стартует с 3 тысяч долларов). Рост выручки только от этой статьи доходов +100% год к году – настолько взлетел интерес звезд.
Что же за 3 Гран-при-исключения? Конечно, Вегас: там «Ф-1» сама себе промоутер, весь трек – ее паддок-клуб, а остальные локации продаются по лицензионным взносам партнеров-отельеров или рестораторов.
Еще одно исключение – как раз Монако: княжество как самая престижная и историческая гонка давно пользуется валом привилегий. Еще недавно ASM еще и проводила тренировки по четвергам из-за местных праздников, сама организовывала трансляции и платила за Гран-при символический взрос в пару миллионов – ведь заезд считался имиджевым бриллиантом в короне, продающем образ всего остального чемпионата.
С приходом новых владельцев из «Либерти Медиа» привилегии начали сворачивать: теперь и трансляции ушли команде Sky Sports F1 (производит всю картинку для международных вещаний), и практики сдвинулись на пятницу, и реновация проводится, и даже взнос появился – по данным инсайдеров, ASM теперь платит 20 млн долларов. Осталось пока только право на самостоятельное распоряжение продажами билетов – и оно пока приносит прибыль (50-70 млн по результатам работы всего года).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/8/63/60d02af6d4c44b14646e23b750a11.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Ведь поступления от ВИП-билетов и лицензионных взносов за Гран-при идут в ту же статью доходов, потому перед промоутерами нередко вставал раньше вопрос: платить больше «фикса» и получать больше шансов для компенсации затрат самостоятельно, привлекая звезд и богатых посетителей, либо отдать все вместе с организацией обслуживания «Ф-1» и просить об уменьшении платы.
Однако рост интереса к проведению Гран-при со стороны вообще всех возможных локаций (включая крайне туристические) только повышает конкуренцию и двигает планку вверх: теперь «Ф-1» хочет и больше взносов, и больше ВИП-билетов. Об это споткнулись в Барселоне, в Италии и теперь вот даже в Монако! Княжество просто увеличивало взнос и сохраняло за собой все права, даже наращивая выручку благодаря общему росту интереса к гонкам среди звезд, но теперь владельцы серии хотят либо еще больше денег, либо забрать последние билетные привилегии
И у «Либерти Медиа» есть рычаги: после визита премьера Таиланда на гонку в Имоле на переговоры о проведении собственного заезда авторитетный американский агрегатор бизнес-новостей Bloomberg сообщил – Гран-при Монако под угрозой! Контракт с княжеством истекает в конце 2025-го, и серия согласна перезаключить контракт только на новых условиях.
Прямо перед Гран-при Монако княжеству даже прилетело мощное предупреждение – ведь прямо в Монте-Карло на медиа-сессии проводили панель F1 in Depth про гоночный бизнес, и шеф «Либерти Медиа» Грег Маффей отдельно поднял вопрос новых локаций и трансформации серии:
«Интерес повсюду, из многих городов, и из Азии в том числе. Если выделить только ее, то это Таиланд, Сеул, некоторые варианты из Индонезии. И вообще много мест хотят гонку «Ф-1».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/4/15/e78ec79aa415ab2e9bc7b707071da.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но мы реально ищем пересечения: где наши фанаты могут быть, куда они могут приехать, кто смог бы провести классную гонку, и кто по-честному может все это себе позволить – кандидат должен укладываться в пересечение эти трех кругов.
И мы сильно поменяли спорт. Раньше мы были больше B2B-явлением – просто отдавали продукт локальному промоутеру, а они продавали. Но со временем мы брали все больше и больше, как и локальных промоутерских дел, так и вещей вроде F1TV – теперь мы лучше понимаем фанатов и стали больше потребительским бизнесом».
Похоже, теперь историческим трекам даже на статусе и одних реновациях больше не удержаться в календаре. Придется платить больше или отдавать часть главной статьи выручки, надеясь на общее повышение посещаемости. Либо – все же чередовать этапы.
Раз пришли за Монако – под угрозой все. Теперь новая сделка с княжеством определит будущий облик календаря.
Что еще почитать про Гран-при Монако?
70-й Гран-при Монако. Чем самая узкая и необгонная трасса мира так очаровала «Формулу-1»?
«Макларен» отбросил свой стиль ради Сенны. Вышла пока лучшая ливрея сезона «Ф-1»
Магия этапа в Монако: между победой и аварией – сантиметры, а ради поула сшибают стены
Экскурсия по «Ф-1» в Монако: что за город, как там смотрят гонку, чем кормят и развлекают
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson