Ферстаппен побил рекорд «Ф-1» по победам за сезон – 19! Четыре раза прорывался, сшибал стены, гонял с дохлой птицей
Не всегда просто уезжал в закат.
Макс Ферстаппен оформил 16-ю победу в сезоне – на Гран-при Мексики. И обновил собственный рекорд по победам в сезоне – раньше их было 15 штук.
Также Макс обогнал и Алена Проста по общему количеству побед. Впереди останутся только Хэмилтон (103) и Михаэль Шумахер (91). Причем Максу только 26 лет, а Прост перевалил за 50 побед в 38 лет, Феттель и Хэмилтон – в 31 год, а Шумахер – в 32 года.
Однако нужно помнить, что и сезоны теперь рекордно длинные: раньше в календарь вмещалось всего 18-20 Гран-при, и у Ферстаппена с нынешними 22 гонками больше пространства для конвертации лучшей машины в исторические достижения.
Но насколько же Максу приходилось трудиться на пути к новому рекорду? Машина сама все делала и нидерландец уезжал в закат, или приходилось перерабатывать пелотон?
Вспомнили, что происходило с чемпионом в каждом победном Гран-при!
1. Гран-при Бахрейна: чистый старт с поула, несколько гроссмейстерских отрезков на разных типах шин, 12 секунд выигрыша у напарника на финише.
2. Гран-при Австралии: поул при самоуничтожении Переса, проигрыш старта из-за проблем с коробкой, проигрыш рестарта после красных флагов, обгон Хэмилтона с DRS, съезды на траву из-за проблем с трансмиссией, 10 секунд отрыва от Льюиса перед новыми красными флагами, пережитый второй рестарт.
3. Гран-при Майами: провал квалификации, старт с 9-го места, прорыв на подиум через вал обгонов к 14-му кругу, 45 кругов на одном комплекте шин, обгон напарника колесо в колесо и 5 секунд на финише.
4. Гран-при Монако: снос стен в квалификации ради поула, едва пережитый круг под внезапным дождем с большим количеством вылетов с траектории буквально до барьеров, сэкономленный рисковой тактикой пит-стоп и 28 секунд отрыва на финише.
5. Гран-при Испании: очень техничная и смелая контратака против захватившего лидерство на старте Сайнса, безошибочный пилотаж до финиша с лидированием на каждом круге, лучшим временем, перевесом над «Мерседесами» в 24 секунды и третьим Большим шлемом в карьере.
6. Гран-при Канады: выиграл хаотичную дождевую квалификацию, выиграл старт и с застрявшей в машине дохлой птицей привез Алонсо 9,5 секунды.
7. Гран-при Австрии: выиграл квалификацию на самом коротком треке, выиграл старт, до пит-стопов привез «Феррари» 16 секунд, обогнал оба алых болида, привез соперникам еще 23 секунды и заехал на дополнительный пит-стоп ради лучшего круга. И оказался одним из пилотов без штрафов за нарушение границ трассы! Причем параллельно махал соперникам и пугал знакомых на пит-лейн – пик сезона.
8. Гран-при Великобритании: проиграл старт «Макларену», вернул первое место на 5-м круге, устоял на рестарте. Трудовая победа.
9. Гран-при Венгрии: проиграл квалификацию, но вырвал старт оттеснением Хэмилтона, методично наращивал отрыв и привез на финиш Норрису 33 секунды.
10. Гран-при Бельгии: стартовал 6-м из-за внеплановой замены коробки передач, пробился на подиум на 6-м круге, взял лидерство на 17-м, едва не улетел с трека в «О Руж», привез на финише Пересу 22 секунды.
11. Гран-при Нидерландов: выиграл старт под дождем, после вала пит-стопов для дождевой резины оказался 11-м (10 секунд от напарника, остановившегося на круг раньше!), за 4 круга поднялся на 2-е место, сократил разрыв до Переса на 6 секунд за 10 кругов под дождем, вернулся в лидеры после второй волны пит-стопов, к новой волне дождя привез Серхио 15 секунд, выиграл рестарт после красных флагов и довел гонку до победы!
12. Гран-при Италии: проиграл «Феррари» квалификацию, наседал на Сайнса 15 кругов, обогнал после износа покрышек Карлоса, уехал на 10 секунд, пока алые разбирались друг с другом, и победил.
13. Гран-при Японии: привез в квалификации ближайшему сопернику 0,5 секунды, захлопнул калитки выигравшим старт «Макларенам», привез Норрису 19 секунд.
14. Гран-при Катара: поул, спокойный старт из-за самоустранения «Мерседесов», обгон Переса на круг, постоянные сражения с подрезками «Макларена», итоговое преимущество в 5 секунд на самом физически суровом этапе года – и это после праздника в честь третьего титула и «пяти джинов-тоников» (с) Кристиан Хорнер.
15. Гран-при США: стартовал 6-м из-за списанного круга в квалификации, поднялся на подиум на 11-м круге через жесткий обгон Леклера на границе выдавливания, вышел в лидеры на 28-м круге, начал терять темп из-за шин и тормозов под прессингом нагоняющего Хэмилтона. Разрыв на финише составил 2 секунды.
16. Гран-при Мексики: проиграл квалификацию «Феррари», выдал феноменальный старт и вошел в первый поворот лидером (при небольшой помощи Переса, устранившего Леклера). За полгонки до красных флагов оторвался от Скудерии на 17 секунд, выиграл рестарт, и привез Хэмилтону на финиш еще 14 секунд.
17. Гран-при Бразилии: пережил два старта с места, отбился от Норриса, обменивался с Ландо лучшими временами, наработал достаточный отрыв в 8 секунд, чтобы «Макларен» не достал его альтернативной тактикой.
18. Гран-при Вегаса: вышвырнул Леклера с трассы на старте и забрал лидерство, проиграл Шарлю контроль над износом покрышек и уступил позицию, затем отыграл 5 секунд штрафа на треке благодаря сэйфти-кару и обогнал и Леклера и Переса. Отрыв на финише – только 2 секунды.
19. Гран-при Абу-Даби: выиграл старт у Леклера, отбил несколько попыток обгонов на прямых, а затем Шарль сконцентрировался на сражении с «Мерседесом» за второе место Кубка конструкторов, а Макс отправился добивать круги лидирования до 1000. Получилось – вышло даже 1003, и 18 секунд отрыва на финише (из-за стратегических игр Леклера).
Во всех победных гонках Макса можно увидеть несколько конкретных совпадений: Ферстаппен практически в каждом заезде выдавал по феноменальному по темпу и износу отрезку на одном из типов покрышек, не проигрывал в дождевых отрезках, а соперники в принципе напрягали его достаточно редко.
Фактически большую часть сезона «Ред Булл» гонялся сам с собой, пока остальные команды и гонщики решали собственные проблемы и боролись друг с другом. Однако при большинстве «возвращений» в пелотон Ферстаппен находил способ как можно быстрее покинуть свалку и уехать в «чистый воздух» – оттуда и секрет его потрясающего среднего темпа. Меньше отвлекающих и замедляющих факторов – меньше риска перегреть шины или испортить болид.
Вышел постоянный стабильный мастер-класс по работе с трафиком, контролем за покрышками и сражениям колесо в колесо. По выигранным гонкам видно, насколько же редко Макс ошибался – и почти каждый раз находил способ исправиться, либо заранее создавал себе достаточный отрыв, чтобы всякие непредвиденные моменты не портили вечер. Раз за разом именно чемпион стабильнее всех решал выпадавшие проблемы – с наименьшими потерями. Давно «Ф-1» не видела настолько высокого равномерного уровня весь сезон.
А какая победа Ферстаппена впечатлила вас больше всего?
Фото: /Dan Mullan, Jared C. Tilton, Chris Graythen, Mark Thompson, Peter Fox
А вообще, если сравнить с напарником, так вовсе и не самовоз у Ред Булла. Вон, Боттас во время оно легко уделывал соперников, если вдруг в какой-то гонке у Хэмильтона что-то шло не по плану.