Очень хитрая математика. Гран-при Китая - часть 2
Продолжаем анализ гра-при Китая, на очереди пилоты "Макларена" и "Ред Булла".
1. Дженсон Баттон - максимум. После не слишком удачной квалификации Дженс неожиданно хорошо стартовал и, в общем, был единственным, кто хоть как-то напрягал Нико Росберга. После заминки на пит-стопе смог прорваться сквозь пелотон и взять серьезные очки. В этот раз молодец.
- Потеря времени на последнем пит-стопе не позволила Баттону побороться за победу?
Длительность нахождения Дженсона на пит-лейн на каждом из пит-стопов:
1) 20,563 2) 20,474 3) 26,618
Вывод очевиден - неудачная замена шин привела к потере 6 секунд. При штатном развитии событий, Баттон после своей остановки оказался бы в 14,5 сек позади Нико Росберга.
Следующий этап - попробуем рассчитать возможный темп сближения гонщиков:
Итак, ситуацию "Баттон на новом медиуме против Росберга на изначально новом, но уже прошедшем несколько кругов медиуме" можно было наблюдать в середине гонки. Единственное отличие - к моменту, когда Дженс выехал из боксов, Нико использовал свои покрышки 11 кругов, а не 5, как должно было быть в концовке.
Сначала сравним времена Росберга с 19 (пит был на 14-м) по 31 круг с результатами Баттона на 26-38 кругах:
Отставание Росберга от Баттона составило в среднем 1,184 сек на круге. Теперь необходимо скорректировать значение на разницу в топливе (6 кругов). Для этого сравним темп Нико в начале второго и третьего отрезков:
N.Rosberg (15-24) N.Rosberg (36-45) +/-
1:42,551 1:41,197 +1,354
1:42,656 1:41,248 +1,408
1:42,857 1:41,439 +1,418
1:42,503 1:41,109 +1,394
1:42,573 1:40,967 +1,606
1:42,843 1:41,049 +1,794
1:42,960 1:41,338 +1,622
1:43,019 1:41,394 +1,625
1:42,798 1:41,365 +1,433
1:42,659 1:41,035 +1,624
Разница в топливе на 21 круг дает преимущество в скорости примерно 1,5 сек на круге (расчетное значение 1,528 сек). Следовательно, 6 лишних кругов скорректируют результат на 1,528 х 6 / 21 = 0,437 сек.
Итого, согласно расчетам Дженсон Баттон после своего пит-стопа должен был бы приближаться к Росбергу по 1,184 - 0,437 = 0,747 сек на круге, т.е. за 16 кругов, оставшихся до финиша, разрыв сократился бы приблизительно на 12 сек (11,959). А надо было на 14,5 :)
Вердикт - ошибка механиков на результат не повлияла.
2. Льюис Хэмилтон - потеря 3 очка (команде, естественно). Льюис обгонял соперников чуть медленнее Дженсона, но в итоге также справился. По скорости напарнику не уступил, так что при старте со 2-го места...
- А что смог бы сделать Хэм при старте со 2-го места?
В общем, это единственный период в гонке, когда Хэмилтон (после опережения Райкконена за счет более быстрого пит-стопа) получил перед собой чистую трассу. Как мы видим, никакого преимущества в скорости у Льюиса перед напарником не было.
Конечно, данных слишком мало, чтобы сделать действительно обоснованный вывод, но у меня нет никаких аргументов в пользу того, что Хэмилтон, стартуя со 2-го места, провел бы гонку сильнее Баттона.
Да, сильнее нужно было не намного, всего на 3 сек, но единственным резервом для "Макларена" являлся стартовый отрезок, где для отыгрыша упомянутого отставания, нужно было ехать на 0,25 сек на круге быстрее. Много слишком, не верю, извините.
3. Марк Уэббер - потеря 3 очка. Марк реализовал интересную стратегию, но в процессе прорыва сквозь пелетон ошибся и уступил позицию Хэмилтону. Вкупе с проигранным стартом это дает мне повод записать упущенный подиум на счет гонщика.
- Насколько правильной оказалась стратегия с ранними пит-стопами?
А ведь Уэббер не первый раз занимается подобным в Китае :) Только в прошлый раз лучшим типом резины был более мягкий, поэтому большую часть гонки Марк провел именно на нем, Сейчас же все было наоборот - минимум кругов на софте и всю остальную дистанцию на медиуме.
После первой волны остановок Уэббер смог оказаться впереди Райкконена, Алонсо и Кобаяши, после второй - вплотную подобрался к Хэмилтону, после третьей - оставил Льюиса позади. Медиум позволял ехать быстро с первых же кругов, при этом не слишком заметно изнашивался давал возможность гонщику поддерживать высокий темп в течение всего отрезка.
В результате Марк, оказавшийся после неудачного старта на 9-м месте, имел все шансы приехать на подиум. Отличная стратегия, я вам скажу.
4. Себастьян Феттель - потеря 5 очков. Старт проиграл, на использовании старого варианта выхлопа настоял. Команде также щелбан за выхлоп - расчеты надо точнее делать, вы же действующие обладатели КК все-таки.
Обратите внимание на круги пит-стопов - первую остановку Феттель сделал раньше, чем "Макларены", а ведь они были на другой тактике. В итоге Себу не хватило нескольких кругов, чтобы удержать группу.
Исходя их вышеизложенного, из 5 потерянных очков 2 отдаем в пассив гонщику, 3 - команде.
Сводная таблица набранных и потерянных очков
Такое впечатление, что у нас сезон-2011 наоборот: Дженс потерял больше всех, а "Мерседес" подкладывает Шумахеру одну свинью за другой :) Еще можно обратить внимание на равенство потенциалов у гонщиков "Макларена" и "Ред Булла" (у Алонсо с Пересом, кстати, тоже ^__^), при этом пока Хэмилтон и Уэббер ошибаются меньше, чем Баттон и Феттель, т.е. делают свою работу лучше напарников.
Совсем скоро Бахрейн, а значит, новая "Очень хитрая математика". Добро пожаловать!
Графики и покруговки взяты с сайта http://mclarenf-1.com/
Вопрос по Феттелю - почему 3 очка ушли в пассив команды? Тактика была выбрана идеально с учетом его позиции на первых кругах, благодаря тактике его прорыв и стал возможен, а тут какой то пассив команде нарисовался.
А вот с тактикой Уэббера при чудесном стечении обстоятельств... Почему нет? :)
После обоих своих пит-стопов Феттель сразу же упирался в группу более медленных гонщиков. А можно было заезжать чуть позже, все равно упираться, но спустя пару-тройку кругов. В результате и время по сути не потеряно, и покрышек хватило - если не от Баттона, то от Хэмилтона и от Уэббера.отоборонялся бы.
А медиум «у всех» работал лучше, потому что большинство было на 2-х питах, соответственно, степень износа была более критичной.
Я сначала хотел написать на эту тему в анализе. На 3 остановки пошли 2 Мака, Уэб и Кобаяши. Я посмотрел график, где сравнивались Баттон и Камуй - на втором отрезке (SU vs MN) Дженс уезжал, на третьем (MN vs SU) Камуй начал приближаться, пока не уперся в более медленные болиды. Заезжали они в одно время.
В общем, на коротких отрезках я не вижу, чем софт хуже медиума. Уэббер использовал только медиум, так как его отрезки были больше.