5 мин.

Очень хитрая математика. Гран-при Китая - часть 2

Продолжаем анализ гра-при Китая, на очереди пилоты "Макларена" и "Ред Булла".

1. Дженсон Баттон - максимум. После не слишком удачной квалификации Дженс неожиданно хорошо стартовал и, в общем, был единственным, кто хоть как-то напрягал Нико Росберга. После заминки на пит-стопе смог прорваться сквозь пелотон и взять серьезные очки. В этот раз молодец.

- Потеря времени на последнем пит-стопе не позволила Баттону побороться за победу?

Длительность нахождения Дженсона на пит-лейн на каждом из пит-стопов:

1) 20,563   2) 20,474   3) 26,618

Вывод очевиден - неудачная замена шин привела к потере 6 секунд. При штатном развитии событий, Баттон после своей остановки оказался бы в 14,5 сек позади Нико Росберга.

Следующий этап - попробуем рассчитать возможный темп сближения гонщиков:

 

Графи 1

Итак, ситуацию "Баттон на новом медиуме против Росберга на изначально новом, но уже прошедшем несколько кругов медиуме" можно было наблюдать в середине гонки. Единственное отличие - к моменту, когда Дженс выехал из боксов, Нико использовал свои покрышки 11 кругов, а не 5, как должно было быть в концовке.

Сначала сравним времена Росберга с 19 (пит был на 14-м) по 31 круг с результатами Баттона на 26-38 кругах:

График 1

Отставание Росберга от Баттона составило в среднем 1,184 сек на круге. Теперь необходимо скорректировать значение на разницу в топливе (6 кругов). Для этого сравним темп Нико в начале второго и третьего отрезков:

N.Rosberg (15-24)   N.Rosberg (36-45)         +/-

     1:42,551               1:41,197               +1,354

     1:42,656               1:41,248               +1,408

     1:42,857               1:41,439               +1,418

     1:42,503               1:41,109               +1,394

     1:42,573               1:40,967               +1,606

     1:42,843               1:41,049               +1,794

     1:42,960               1:41,338               +1,622

     1:43,019               1:41,394               +1,625

     1:42,798               1:41,365               +1,433

     1:42,659               1:41,035               +1,624

Разница в топливе на 21 круг дает преимущество в скорости примерно 1,5 сек на круге (расчетное значение 1,528 сек). Следовательно, 6 лишних кругов скорректируют результат на 1,528 х 6 / 21 = 0,437 сек.

Итого, согласно расчетам Дженсон Баттон после своего пит-стопа должен был бы приближаться к Росбергу по 1,184 - 0,437 = 0,747 сек на круге, т.е. за 16 кругов, оставшихся до финиша, разрыв сократился бы приблизительно на 12 сек (11,959). А надо было на 14,5 :)

Вердикт - ошибка механиков на результат не повлияла. 

 

2. Льюис Хэмилтон - потеря 3 очка (команде, естественно). Льюис обгонял соперников чуть медленнее Дженсона, но в итоге также справился. По скорости напарнику не уступил, так что при старте со 2-го места...

- А что смог бы сделать Хэм при старте со 2-го места? 

График 3

В общем, это единственный период в гонке, когда Хэмилтон (после опережения Райкконена за счет более быстрого пит-стопа) получил перед собой чистую трассу. Как мы видим, никакого преимущества в скорости у Льюиса перед напарником не было.

Конечно, данных слишком мало, чтобы сделать действительно обоснованный вывод, но у меня нет никаких аргументов в пользу того, что Хэмилтон, стартуя со 2-го места, провел бы гонку сильнее Баттона.

Да, сильнее нужно было не намного, всего на 3 сек, но единственным резервом для "Макларена" являлся стартовый отрезок, где для отыгрыша упомянутого отставания, нужно было ехать на 0,25 сек на круге быстрее. Много слишком, не верю, извините.

 

3. Марк Уэббер - потеря 3 очка. Марк реализовал интересную стратегию, но в процессе прорыва сквозь пелетон ошибся и уступил позицию Хэмилтону. Вкупе с проигранным стартом это дает мне повод записать упущенный подиум на счет гонщика.

- Насколько правильной оказалась стратегия с ранними пит-стопами?

 

График 4

А ведь Уэббер не первый раз занимается подобным в Китае :) Только в прошлый раз лучшим типом резины был более мягкий, поэтому большую часть гонки Марк провел именно на нем, Сейчас же все было наоборот - минимум кругов на софте и всю остальную дистанцию на медиуме. 

После первой волны остановок Уэббер смог оказаться впереди Райкконена, Алонсо и Кобаяши, после второй - вплотную подобрался к Хэмилтону, после третьей - оставил Льюиса позади. Медиум позволял ехать быстро с первых же кругов, при этом не слишком заметно изнашивался давал возможность гонщику поддерживать высокий темп в течение всего отрезка.

В результате Марк, оказавшийся после неудачного старта на 9-м месте, имел все шансы приехать на подиум. Отличная стратегия, я вам скажу.

 

4. Себастьян Феттель - потеря 5 очков. Старт проиграл, на использовании старого варианта выхлопа настоял. Команде также щелбан за выхлоп - расчеты надо точнее делать, вы же действующие обладатели КК все-таки. 

График 4

Обратите внимание на круги пит-стопов - первую остановку Феттель сделал раньше, чем "Макларены", а ведь они были на другой тактике. В итоге Себу не хватило нескольких кругов, чтобы удержать группу.

Исходя их вышеизложенного, из 5 потерянных очков 2 отдаем в пассив гонщику, 3 - команде. 

 

Сводная таблица набранных и потерянных очков

 

График 5

Такое впечатление, что у нас сезон-2011 наоборот: Дженс потерял больше всех, а "Мерседес" подкладывает Шумахеру одну свинью за другой :) Еще можно обратить внимание на равенство потенциалов у гонщиков "Макларена" и "Ред Булла" (у Алонсо с Пересом, кстати, тоже ^__^), при этом пока Хэмилтон и Уэббер ошибаются меньше, чем Баттон и Феттель, т.е. делают свою работу лучше напарников.

Совсем скоро Бахрейн, а значит, новая "Очень хитрая математика". Добро пожаловать! 

 

Графики и покруговки взяты с сайта http://mclarenf-1.com/