6 мин.

Очень хитрая математика. Гран-при Малайзии - часть 1

Несмотря на внезапно возникшие сложности, первая часть очень хитрой математики о гран-при Малайзии все-таки увидела свет. Итак, что же любопытного подарил нам второй этап сезона?

1. Фернандо Алонсо - максимум. Обратите внимание, что в этом сезоне хорош не только Фернандо, к чему все уже давно привыкли, но и стратеги/механики "Феррари". Всем болельщикам команды рекомендую насладиться моментом :)

- Где Фернандо выиграл гонку?

 

На графике изображена динамика изменения положения 3-х лидеров гонки в период с 10-го по 20-й круги (все картинки кликабельны). 

Два фактора очевидны - задержка в боксах у Хэмилтона (общая длительность пребывания на пит-лейн 27,961 против 22,864 у Алонсо) и более поздний переход на промежуточные шины у Переса. Однако есть и еще кое-что.

Серхио находился на пит-лейн 24,520 с, следовательно, обмен позициями стал возможен именно благодаря лучшей работе механиков "Феррари" (в первый поворот гонщики входили бок о бок; если кому интересно, то краешек этой борьбы можно разглядеть в транляции гонки на одном из планов). Кроме того, ранее заехавший Баттон также потерял в боксах около 3-х секунд относительно Фернандо, а ведь и он вполне мог оказаться впереди...

Это уже второй раз за 2 гонки, когда Алонсо отыгрывает позиции именно за счет более быстрого пит-стопа. Остальным командам стоит задуматься.

 

2. Серхио Перес - потеря 7 очков (все в пассив команде). Что он делает в моем анализе? Я так хочу. Отныне на месте второго пилота "Феррари" будут оцениваться выступления Серхио. Болельщиков Массы прошу не беспокоить до тех пор, пока Фелипе не окажется быстрее месиканца :)

- Можно ли было за счет правильной стратегии пит-стопов вывести Переса на 1-е место?

Ситуация с более поздним и медленным пит-стопом 15-м круге описана выше, ну а мы перейдем к анализу дальнейших событий.

 

Итак, с 39-му кругу гонки отставание Переса от Алонсо составило меньше двух секунд. Если бы в этот момент в "Заубере" позвали своего пилота в боксы, то Серхио легко опережал бы своего соперника засчет значительно более высокой скорости болида на сликах. Но был ли у команды шанс принять такое решение?

Обычно для лидирующих гонщиков выбираются консервативные стратегии, которые используют удачные ходы тех, кто находится позади и рискует, чтобы отыграть отставание. На 37-м круге переход на слики произвел Даниэль Риккардо, и уже на 38-м он показал лучшие на тот момент времена на втором и третьем секторах. Проблема в том, что информация об этом могла появиться никак не раньше, чем через 100(!) секунд после того, как свои 38-е круги закончили Алонсо и Перес, ведь именно таким было отставание пилота "Торо Россо".

Получается, что когда Риккардо заканчивал 38-й круг, интересующая нас пара находилась в районе последнего поворота уже на 39-м. Так что времени на принятие решения у "Заубера" практически не было :)

Таким образом, у меня нет оснований говорить о том, что "Заубер" мог переиграть "Феррари" за счет стратегии, хотя затягивать остановку еще на один круг точно не следовало.

- Ошибка Чеко в концовке гонки стоила ему победы?

При ответе на этот вопрос я опираюсь следующие факторы:

1) на сликах пилот "Заубера" отыгрывал от 0,5 до 0,9 сек на круге;

2) максимальная скорость болидов в обычном режиме отличалась непринципиально;

3) проведя за Алонсо весь 49-й круг, Перес на финишной отсечке отставал на 0,575 сек (для того чтобы рассчитывать на обгон, необходимо не более трех десятых);

4) к концу прямой преимущество Серхио в скорости (с открытым крылом) составляло чуть больше 10 км/ч;

5) вне траектории трасса оставалась влажной.

Исходя из этих факторов, я не думаю, что Алонсо дал бы себя опередить. А раз так, то не имеет смысла, во-первых, корить Переса за допущенную ошибку и, во-вторых, критиковать "Заубер" за стремление избежать излишнего риска и сохранить позицию. 

Серхио Перес (Австралия) - потеря 2 очка. Пропустить Росберга можно было с меньшими приключениями и итоговый результат получился был лучше :)

 

3. Себастьян Феттель - потеря 15 очков (12 очков в пассив гонщику, 3 - команде). Обгонять круговых в дождь надо аккуратно и осторожно, Михаэль не даст соврать :) 3 очка снимаем с команды, поскольку в случае своевременных заездов в боксы Себ вполне мог опередить Хэмилтона в борьбе за 3-е место. Немножко пофантазируем и зададимся вопросом:

Мог ли Феттель побороться за победу в концовке гонки при условии отсутствия ошибок и Льюиса Хэмилтона впереди себя? :)

 

Итак, предположим, что Себ заехал на пит-стоп не на 15-м, а на 14-м круге, т.е вместе с Алонсо. В этом случае его отрыв после 16-го вряд ли превысил бы 3 секунды, что на 7 меньше, чем имеем в реальности. Да, темп "Феррари" и "Заубера" был слишком высок и в какой-то момент пришлось бы отбиваться от Хэмилтона, но затем ситуация явно улучшилась.

Судя по графику, на 41-м круге,сразу после перехода на слик, отрыв Феттеля от лидера составлял чуть больше 24-х секунд. Корректируем это значение на 7 и получаем гипотетическое отставание в 17 сек. Начиная с этого момента и вплоть до контакта с Картикеяном (дебют индуса в моем анализе!), немец приближался к лидеру в среднем по 1,3 сек на круге. Это, конечно, хорошо, но имелась явная тенденция к сокращению преимущества:

Круг                 S.Vettel     F.Alonso     +/-

42-й               1:45.323 - 1:46.796  -1.473

43-й               1:43.825 - 1:45.583  -1.758

44-й               1:43.105 - 1:44.618  -1.513

45-й               1:42.529 - 1:43.701  -1.172

46-й               1:41.927 - 1:42.669  -0.742

Примерно то же самое по отношению к Алонсо наблюдалось и у Переса, и у Хэмилтона, и у Уэббера. Марк, имевший схожий с Себом темп, за финальный отрезок отыграл у Фернандо всего 13 сек, что, как вы понимаете, меньше 17. Итак, Феттель даже в случае идеальной стратегии побороться за победу не мог.

 

4. Марк Уэббер - потеря 3 очка (команде).

У Уэббера также были проблемы на пит-стопе, в результате чего он пропустил вперед Райкконена. Однако затем команда реабилитировалась, и благодаря более раннему переходу на слик Марк смог вернуть позицию. В целом, австралиец снова провел неплохую гонку, с точки зрения темпа совершенно не уступил напарнику и после 2-х этапов опережает того в чемпионате. Интересно, очень интересно.

 

О невероятных приключениях пилотов "Макларена", "Мерседеса" и Кими Райкконена в Малайзии вы сможете прочитать в следующем посте. Иначе говоря, продолжение следует...

 

Графики и покруговки взяты с сайта http://mclarenf-1.com/