В «Ф-1» залетают только покупатели особых тестов. Отец бил Макса Ферстаппена чемоданами за результаты на таких
У гонщиков без денег нет шансов.
Все точно знают: автоспорт и «Ф-1» – самые дорогие виды спорта на планете. Оттуда и вечный вопрос – «можно ли попасть туда без денег?», «все ли гонщики – мажоры?», «бывают ли вообще бедные гонщики»?
И куда пропадают потом ребята из молодежных серий без сильных спонсоров за плечами, если не находят место в заводских программах?
У России есть один такой пример – 21-летний сахалинец Александр Смоляр из программы «СМП Рейсинг». Он брал третьи места общего зачета в испанской «Ф-4» и «Еврокубке Формулы-Рено», прокатался три года в «Ф-3», взял три поула, 8 подиумов и трижды выиграл гонку. А теперь он вернулся в Росскийскую серию кольцевых автогонок (РСКГ), где успел взять два подиума в Туринге.
Но Смоляр больше намерен заниматься виртуальными гонками – он уже много лет стримит и соревнуется на симуляторе, продает настройки для менее профессиональных пилотов и даже попадает в те же гонки, что и Макс Ферстаппен. Из достижений – победа на виртуальных «24 часах Ле-Мана», например.
Недавно он с экипажем участвовал в «24 часах Спа» в Assetto Corsa Competizione – и выиграл, а во время пересменки поотвечал на вопросы зрителей о трудностях с деньгами в молодежных сериях. Вот главные моменты оттуда.
Инсайды Смоляра: без денег – никуда, даже тем пилотам, кто считался не самым богатым
«В реальных гонках сильно влияет задротство. Потому что когда ты в реальных гонках начинаешь применять стиль «я задрочу» – вот тогда ты начинаешь всех разносить.
История с Ландо Норрисом, история с Лансом Строллом – люди покупали трассы на несколько дней, покупали пилотов в сокомандники, чтобы те им давали данные телеметрии. И задрачивали. Просто втыкая новый комплект шин чуть ли не в каждую сессию.
При таких условиях не стать чемпионом «Формулы-2» или «Формулы-3» – это надо быть, не знаю, бездарным, грубо говоря.
Понятно, что в «Ф-1» это не работает, поскольку там таких тестов нет. И я не говорю то что Норрис медленный, или что Стролл медленный – хотя все говорят, что Стролл медленный, – но я все равно считаю, что все пилоты в «Формуле-1» очень мощные. И они стали мощными как раз по причине того, что они сидели и работали – у них была возможность задрочить. Потому что, я уверен…
Знаете сколько Норрисов в автоспорте? Да таких Норрисов миллионы. Только у таких Норрисов нет такой возможности столько ездить. Поэтому они не становятся Норрисами в «Ф-1» – они становятся Норрисами, у которых закончились деньги и они остались где-то там в истории. Мол был вот такой-то парень, он ездил, а теперь уже не ездит.
Но, безусловно, совсем бездарям… Извините если что, у меня бывает что порой выбираю какие-то грубые слова, они не бездари. Тебе все равно нужен скилл, нужно понимание, нужен талант. Но вы тоже должны понимать, что взять в равных условиях Петю и Ваню – Петя сидит, и весь год у него примерно 100 дней тестов, – а Ваня сидит и тренируется только в официальных тренировках…
Кто в такой ситуации выиграет титул? Кто пойдет в «Ф-2»? Кто потом будет героем, молодым мега-талантом. Ну явно не Ваня. Хотя изначально скилл у всех одинаковый.
Вот тут и есть разница между реальным автоспортом и симрейсингом.
Потому что в симрейсинге у всех вас всегда есть все возможности. Вас не заставляют платить гигантские бабки, не заставляют платить по 2 штуки баксов за комплект резины. Вас никто не заставляет ничего этого делать. Есть лишь вы, время и желание. И все. Если у вас нет времени – понятно, это другой разговор. Но как раз вот поэтому борьба в симрейсинге гораздо плотнее, в сравнении с автоспортом здесь гораздо выше конкуренция. Потому что на тебя одного всегда найдется условный Петя, который сидит и сутками задрачивает. И ты можешь сделать то же самое, потому что единственный способ его объехать – тоже задрочить побольше. Вот это и есть жесткая конкуренция, в автоспорте такого нет. Но в автоспорте и сложнее, разумеется.
Ферстаппен? Да все, кто сейчас попали в гонки, все кто сейчас выступает в «Формуле-1», в свое время ездили бесконечное количество дней на тестах. Как тому же Ферстаппену батя оплачивал тесты. А батя у Макса был очень строгий – и как Ферстаппен боялся позвонить своему отцу после того, как он не снял 0,1 с круга.
Я эти истории слышал не от «подслушано официально», а я это слышал от людей, которые Максу гайки крутили. Когда батя орет Максу перед каким-нибудь очередным тестовым днем, говорит «я тебе жопу порву, если ты мне десятку (0,1 сек) не скинешь». И потом Макс как бедный школьник, который получил «двойку» в дневник боялся бате позвонить. А батя приезжал и его чемоданами ****** [бил]. Просто за то, что Макс не снял 0,1 или 0,15.
Может, у Норриса не такой батя был, но разницы в данном случае нет. И тот катался дофига-дофигища тестов, и этот катался. Разницы нет – они оба в «Ф-1». Стоило ли оно того? Конечно, стоило.
Поэтому правильно говорят о том, что без денег в автоспорте нечего делать. В него можно попасть, можно покататься, но если у вас нет денег – вы никуда не попадете.
Разговоры про «Окон – «народный пилот, без бабок в «Ф-1» пробился». Да, конечно. Нужно понимать, что вот такой «народный пилот» в «Ф-1» может просто купить все РСКГ. Я утрирую конечно, но у нас в РСКГ нет ни одного богатого пилота, как у них там «народные пилоты» в «Ф-1». Поэтому…
По меркам «Формулы-1» он, наверное, «народный пилот», но на самом деле у них там у всех денег жопой жуй. Я когда в «Формуле-3» ездил, скажем так, иногда там поднимаются вопросы денег, денежных средств, насколько у тебя успешная семья и все такое. Да, иногда поднимаются такие темы. И для них бедные пилоты – это «ну вот я не могу прилететь на бизнес-джете на трассу. Но, я беру дорогую тачку в аренду, у меня постоянно со мной ездит физиотерапевт, чуть ли не живет со мной, живу я где-то там на берегу моря в Монако, батя у меня владеет сетью магазинов – ну типа как у нас какая-нибудь «Пятерочка».
Но вот, блин, я не могу как Новалак (Клемент Новалак, гонщик «Формулы-2», выступал вместе со Смоляром два сезона в «Ф-3» – Sports.ru) взять и прилететь на бизнес-джете, я бедный. Я когда им говорю, что если бы не «СМП», я бы не смог билеты на самолет купить, на меня смотрят так, будто я с ума сошел, из разряда: «Чувачок, ты так не шути, какие-то шутки у тебя странные». Ну да, есть «бедные» пилоты.
А есть ребята из разряда, которые подходят к тебе и говорят: «Чел, погнали со мной, у меня там место свободное в бизнес-джете, полетели». Я такие вещи своими глазами видел. Да тот же Новалак – он там можно сказать «таксует», главный таксист паддока. С Новалаком, я уверен, было классно дружить.
Ты подходишь после уик-энда или просто гуляешь, а он к тебе подходит: «Сань, что как? Как вообще домой добираешься? Тебе куда поближе?» Говоришь и он тебе: «Погнали, у нас место есть на бизнес-джете, через 30 минут улетаем». Вот это класс, я понимаю. Так что да, они там конечно бедные по меркам паддоков европейских, но не нужно думать, что это ребята из разряда «я жил в Саратове, я выбрался из задницы, я молодец». Жил бы ты в Саратове – никуда бы ты не пробился. При этом я никого не хочу обидеть, просто город первый на ум пришел. Пусть будет Южно-Сахалинск (Смоляр родился на Сахалине, но в раннем возрасте семья переехала в Санкт-Петербург – Sports.ru).
И с Хэмилтоном та же история. Все эти разговоры «вот, я был таким бедным, на меня все криво смотрели в картинге». Пфф. Чувак ездил со своим моторхоумом. Я понимаю, что своими глазами этого не видел. Но насколько я слышал, у них там была чуть ли не лучшая команда, лучшие механики, он приезжал на своем моторхоуме. Короче, все мы любим прибедняться, это нормально».
Неужели деньги и правда так решают на пути к «Ф-1»?
Что именно имел в виду Смоляр? Речь о бесконечных частных тестовых сессиях на «формульной» технике – от «Формулы-4» до «Формулы-1». На болидах старых спецификаций (разрешено правилами) и даже актуальных (в некоторых сериях – не совсем разрешено правилами, в некоторых – совсем не разрешено, но иногда нужда команд в деньгах перевешивает риск).
Ведь формат уик-эндов «Ф-2» и «Ф-3» весьма суровый – меньше часа на практику и дальше квалификация почти без подготовки.
«Выезжаешь на квалификацию и вообще не имеешь понятия о том, что там будет – сессии проводятся в разное время суток, и к тому же на гораздо более скользкой трассе. Да, есть какие-то догадки, расчеты, но в плане ощущений за рулем болида нет ощущения, что ты досконально все знаешь. Конечно, есть прогревочный круг, после него ты так или иначе должен реализовать возможности машины, проехать какой-то хороший круг в хорошем темпе», – рассказывал в блоге на Sports.ru об этом бывший пилот «Ф-1» Сергей Сироткин.
Единственный способ заполучить эти знания – прокататься заранее в похожих условиях на похожей технике с похожими шинами. Для этого и делают частные тесты, описанные Смоляром.
Высший класс такого – сессии, купленные Мазепиными у «Форс-Индии» и даже «Мерседеса» при подготовке Никиты к «Ф-1». Сейчас такие программы тоже существуют – например, чемпион «Формулы-2» Фелипе Другович сейчас проходит похожее резервистом в «Астон Мартин», и бразильские спонсоры, по (бразильским же) инсайдам заплатили за программу 7 млн евро.
Тесты в молодежках стоят дешевле, но один только комплект гоночных шин – $2000. На весь день нужно минимум 4-5 комплектов. И это самая маленькая статья расходов.
Чемпионом по такому накату действительно можно назвать Ланса Стролла: отец-миллиардер с первых же дней в открытых колесах организовывал парню свои чемпионаты с юниорами Академии «Феррари», юным Максом Ферстаппеном и парой гонщиков попроще для референса. А затем просто купил лучшую молодежную команду тех лет – «Према».
Нынешняя звезда «Макларена» Ландо Норрис – кейс поинтереснее. Он действительно сын английского бизнесмена Адама Норриса с состоянием более 200 миллионов долларов, но фактически стал жертвой занятного эксперимента. У Ландо есть брат Оливер на 4 года старше, и отец сперва отдал в картинг старшего. Тот добивался успехов и попал в чемпионат мира. Затем его путь в точности повторил Ландо – с тем же накатом, теми же менторами, теми же картами и той же командой. И ездил намного лучше – настолько, что в 2014-м догнал брата в картиновых категориях чемпионата мира и побед там.
Клемент Новалак же к 22 годам выиграл за карьеру в открытых колесах 4 гонки (в новозеландской зимней «Ф-3» и британской «Ф-3»). Лучшее его достижение – титул в британской «Ф-3» на второй сезон, где он просто стабильно приезжал в топ-6.
В общей «Ф-3» все повторилось: третье место общего зачета с четырьмя подиумами за 20 гонок на второй сезон. В тот же год Смоляр выиграл дважды.
Сейчас Новалак доезжает второй полноценный сезон в «Ф-2» (у него один подиум), а его запретограм полон фоток вроде таких с личной яхты:
Заменяют ли деньги талант в автоспорте? Точно нет. Но Смоляр отлично описал вероятность куда-то попасть в автоспорте без них. Она, конечно, есть.
Источник: Twitch-канал Александра Смоляра
Фото: instagram.com/alexsmolyar ; Gettyimages.ru/Dan Istitene / Staff, Mark Thompson / Staff, Adam Pretty / Staff; globallookpress.com/Sutton Motorsports/ZUMAPRESS.com, Sebastian Rozendaal/Dppi
>Позже он создал свою компьютерную компанию
Ох уж этот бедный Хэмилтон без денег, который вылез из гетто.
По поводу Ферстаппена. Дело в том что количество тестов Ферстаппена и набор этих тестов озвучиваются очень неполно, а это очень многое объясняет о первом сезоне Ферстаппена в F3.
Вокруг Ферстаппена создавалась легенда, что это некий природный талант, который сел в машину F3 и поехал, а это не так. В обычных записях о карьере Ферстаппена приводится упоминание о тестах в тринадцатом году в конце года в Штатах на машинах формулы Renault, на машинах формулы f3, вслед за которыми последовало объявления Ферстаппена в качестве пилота чемпионата f3 в начале четырнадцатого года. Сами выступления Ферстаппена в чемпионате четырнадцатого года носили очень странный характер. Дело в том что на ряде трасс он показал великолепный результат, а на ряде трасс полностью провалился и в итоге занял третье место по годовому итогу. На самом деле никакой загадки здесь нет. На тех трассах где Ферстаппен показал прекрасные результаты в четырнадцатом году, в тринадцатом году проводились объемные тесты в сотни кругов и накат Ферстаппена на таких трассах, как Спа Норисринг, Нюрбургринг был под сотню кругов на каждой и был выше, чем у любого конкурента, плюс у его команды был полный пакет настроек и навыков прохождения этих трасс. Поэтому эти трассы Ферстаппен выиграл, это абсолютно закономерный результат, на тех же трассах, где лн не проводил тестов, он выступил сильно ниже среднего по больнице, поэтому он и занял третье место, проиграв Окону и Бломквисту. Но с точки зрения маркетинга, для молодого пилота важна не стабильность, а высокая скорость хотя бы на отдельных трассах. То, что именно на этих трассах Ферстаппен имел огромную тестовую программу, его спонсоры знали, но на результаты на этих трассах и был расчет в переговорах с топ командами.
Что же до Хэмилтона, то неважно, какой бы ни был бизнес у отца Хэмилтона, тесты оплачивал Мансур Ойех через Рона Денниса и Макларен, и эти тесты были огромными по даже тем меркам, потому что они проходили в том числе и на актуальной машине формулы-1. У отца Хэмилтона были какие-то связи с Мансуром Ойехом, говорили разное, собственно эти связи и решили карьеру Льюиса.
Что я хочу сказать дополнительно.
Наше коммьюнити очень часто низко оценивает наших лучших пилотов, например Петрова и Квята. А они показали скорость в условиях, когда у них не было подобных объемных тестов. Петров вообще не прошёл традиционную подготовку пилота ф-1, человек ездил на каком-то внутреннем инстинкте и попал в f1 очень поздно, у него не было своей команды толковых спонсоров и менеджеров, и тем не менее он показал что в формуле-1 он может выигрывать подиумы, это большое достижение. Точно так же у Квята карьера не молодого таланта, которого сразу вели в f1, он просто в итальянском картинге, который является самой недорогой серией, смог показать скорость. Понятно что у него были спонсоры, но это не спонсоры топ уровня. И то что Квят разделал в формуле-3 Сайнса в пух и прах в одной команде, Сайнса, у которого на свадьбе сестры были члены королевской семьи, за которым стоят богатейшая спонсоры в Европе, у которого есть своя команда советников и менеджеров, которая работает на него и внутри команды. К Квята никогда не было ситуации, когда в команде менеджеры решали вопросы, чтобы его не зажимали, не критиковали, давали время, чтобы симулятор работал на него. А у Сайнса такая команда была и есть и сейчас. Кстати, похожая история была в противостоянии Шумахера-мл. и Мазепина-мл., просто у Мазепина не было превосходства в таланте, чтобы компенсировать разницу стартовых условий, но Магнуссен поставил точку в этом вопросе, там оба пилота слабые для Ф1, хотя что-то показывали и в младших сериях.
Поэтому вот этот незаслуженный хейт в сторону наших пилотов говорит о том, что люди ставят какие-то свои личные обиды выше объективного боления за Ф1. Объективно наши лучшие пилоты всегда находились не в лучших условиях, не было нормальных спонсоров, не было нормальной системы менеджмента. Те же Ротенберги и Мазепин по уровню спортивного менеджмента не уровень Ф1.
Ой, а сводный брат тоже оказывается гонщиком был.
>откровенная чушь
Тут только ваши рассказы о бедном сэре.
Но Йос, наверняка, задрочил бы всю ювеналку.
Идиот сравнивает it компанию с ларьком с дисками, и еще что то рот открывает.
По поводу брата, признаюсь, обосрался, читал с англ. вики и подумал это еще какой то там брат.