11 мин.

RDS GP 2022. Драматичная развязка борьбы за чемпионство

Дисклеймер: Блог «Боковые перегрузки» отражает частное мнение его автора, обычного зрителя и поклонника RDS GP и не претендует на объективность и полноту сведений. Автор никаким образом не связан ни с кем из пилотов, команд или официальных представителей RDS GP, и никаких дополнительных источников информации, кроме официальных и общедоступных, в распоряжении автора нет. Если тема дрифта и конкретно RDS GP вам интересна, вы также можете подписаться на официальный блог Российской Дрифт Серии на sports.ru

В предыдущих двух статьях в этом блоге (обязательно прочтите, если пропустили) я разбирал шансы четырёх претендентов на титул Чемпиона RDS GP 2022. Правда, теперь все эти предсказания и статистические выкладки потеряли ценность: финал состоялся, чемпион известен. Далее мой краткий пересказ финала с акцентом на всё тех же четырёх претендентов: Романа Тиводара, Георгия Чивчяна, Дамира Идиятулина и Аркадия Цареградцева.

Начать статью о финале следует с момента, когда появился предварительный список его участников, в котором оказался, а вернее будет сказать — остался, всего 21 пилот. Это антирекорд сезона-2022 и близко к антирекорду для этапов РДС в целом. Я нашёл лишь три ивента с 2011 года, на которых количество участников было меньше: это финальный 6 этап 2015 года (17 участников) и два «Кубка Чемпионов» в Сочи 2016 и 2017 года с 19 и 20 участниками соответственно. Забегая чуть вперёд, официальными участниками этапа стали в итоге 18 пилотов. И Кубки Чемпионов, насколько я понял, это были отдельные соревнования вне основной программы сезона, так что их можно не особо брать во внимание. И вероятно это символично, что финальный этап этого года получил название «Кубок ВТБ».  Даже на этапе в Красноярске в этом году на старт вышли 22 гонщика, хотя трассу «Красное Кольцо» в последние сезоны традиционно посещают не все участники из-за высокой стоимости и сложности логистики. В этом году, безусловно очень сложном для всей команды РДС: от администраторов до пилотов, ни на одном этапе не набралось участников на полный топ-32 и это, конечно, расстраивает. После публикации предварительного списка участников финала я видел некоторое количество комментариев разной степени негативности в адрес РДС. Да, в сравнении с прошлым сезоном ощущается значительный регресс касательно состава участников и наполненности турнирной сетки, а вот касательно стоимости трансляций и билетов на любой этап наоборот наблюдается только рост. И можно за это РДС поругать, но я думаю, когда составлялся финансовый план на этот сезон, форс-мажорные обстоятельства не учитывались. И в текущей ситуации, когда мы все оказались в исключительной обстановке, я выступаю если не за сочувствие, то хотя бы за понимание. И благодарен за то, что сезон состоялся в полном объёме и до самого конца получился интересным с точки зрения турнирной борьбы. Ведь если не эти двадцать с небольшим энтузиастов со своими командами, компаниями, спонсорами и организаторы в виде РДС, то не будет вообще ничего и весь прогресс, который достигался последние несколько лет, улетучится и отбросит профессиональные соревнования по дрифту на десятилетие назад. Стоит отметить, что команда РДС прислушалась к комментариям: трансляцию ТОП-32 (а вернее оцениваемых тренировок) в финале сделали бесплатной, как и квалификацию, а стоимость просмотра одного финального этапа снизили на 40% — до 299 рублей. Тем, кто купил трансляцию финала заранее за полную цену, обещали компенсировать затраты и сделать частичный возврат. Но тем, кто покупал пакет трансляций на полный сезон, никакой компенсации, естественно, не последовало. Ну а зрителей  на трибунах тоже было достаточно, что приводит к одной простой мысли: авторы негативных комментариев и не собирались смотреть трансляцию или покупать билеты, а те, кто хотел и мог, заплатили деньги и обошлись без комментариев. 

Кого же недосчитался финал? Во-первых, в полном составе не приехала команда МОСКОВСКИЙ СПОРТ. Учитывая, что оба её пилота испытывали технические проблемы в течение всего сезона, которые не решались даже заменой машин, а также принимая во внимание достаточно эмоциональный пост от Евгения Ружейникова по итогам прошлого этапа, отсутствие и самого Евгения, и его напарника Фёдора Дзежица не вызывает вопросов и удивления. Остаётся лишь надеяться, что мы не попрощались навсегда и ещё увидим их в рамках RDS GP. Во-вторых, команда CARVILLE RACING, которая ещё в первой половине сезона лишилась Антона Клямко из-за технических проблем, на этот этап заявила лишь Никиту Шикова, без Николая Горковенко, а в заявке команды BY MOTORSPORT не оказалось Дмитрия Ермохина. Ранее оба пилота приняли участие во всех шести этапах сезона, но на самом деле у каждого отдельно взятого человека может быть миллион причин на то, чтобы отказаться от участия даже в финале RDS GP. И не имеет никакого смысла как-то обсуждать это. Также можно отметить, что давно сошёл с дистанции сезона Илья Никулин из FAILCREW ДАРКСАЙД, о нём ничего не слышно после третьего этапа. К моменту начала квалификации стало известно, что ещё трое пилотов из предварительной заявки остались вне списка участников: Денис Мигаль, Степан Азаров и Сергей Кабаргин. Степан Азаров “пожертвовал” свой автомобиль в качестве запасного для Аркадия Цареградцева, Денис Мигаль просто не смог вовремя прибыть на этап, а вот касательно отсутствия Сергея Кабаргина никакой информации не поступало. Перед самым началом заездов объявил технический сход ещё и Илья Фёдоров. К счастью, все основные действующие лица и претенденты на чемпионство были в строю, а значит, несмотря на всё, финал обещал получиться интересным. К рассказу о нём и перейдём.

Итак, до квалификации добрались всего 17 пилотов, а значит вместо привычных 4-5 квалификационных групп осталось всего 3. И сразу же стало снова тревожно за наполненность списка участников: Фёдор Воробьёв объявил о переносе в “группу здоровья” по причине технических проблем. Затем Антон Дмитриенко, к сожалению, очень быстро прекратил участие в гонке: два нуля за квалификацию. В этот момент стало ясно, что никакого топ-32 не будет 100%, ведь осталось всего 16 потенциальных участников — ровно для топ-16. Дальше квалификация проходила довольно обычно. Топы привычно ехали на высокие баллы, кроме этого хорошо себя проявили Никита Шиков и Чарльз НГ, их лучшие заезды были оценены на 95 баллов. Высокие баллы также получили Владислав Шубадёров (93) и Андрей Астапов (92). Свою единственную попытку использовал  по максимуму и Федя Воробьёв — 91 балл и лучший результат сезона для него. Неприятно удивил своих поклонников (и себя, думаю, тоже) Гоча — в первой попытке автомобиль разогнался до 165 км/ч, но “подскользнулся” на постановке и пришлось уворачиваться от стены — 0 баллов, а во второй попытке “самоспасения” судьи смогли поставить лишь 84 балла, и Гоча оказался третьим с конца в этой немногочисленной квале. Но всё же главным событием и, к сожалению, главным разочарованием квалификационных заездов стала серьёзнейшая авария Дамира Идиятулина. После удачной первой попытки в 98 баллов Дамир был нацелен на улучшение и без того высокого результата, но сразу после постановки примерно на 150 км/ч рычаг левой передней подвески подломился, а колесо отлетело, сделав автомобиль неуправляемым, и тот на полной скорости влетел в бетонную стену практически под прямым углом со смещением на водительскую сторону. Дамир попытался самостоятельно покинуть авто, но было видно, что у него это не получилось из-за полученных травм. Подоспевшие спасатели и врачи скорой помощи оперативно помогли пилоту выбраться и увезли его в больницу. Уже вечером субботы стало известно, что жизни Дамира ничего не угрожает, но всё же он получил травмы, которые требуют наблюдения со стороны врачей и достаточно длительного восстановления. Как написала команда в социальных сетях: руки, ноги и голова целы, а затем в одном из воскресных флэш-интервью Евгений Лосев, передавая привет товарищу по команде в своём фирменном стиле изрёк: “Рёбра как насморк, быстро проходят”. В связи с этим вспоминается похожая авария Сергея Кабаргина на тренировках в Рязани в прошлом году, где пилот сломал несколько ребёр и пару позвонков. После неё он пропустил остаток прошлого сезона и в этом году пропустил несколько этапов, в том числе из-за последствий той аварии. Пожелаем Дамиру здоровья и скорее вернуться за руль. Дамир был максимально близок к чемпионству в этом году и хочется верить, что уже в следующем сезоне он снова всерьёз поборется за этот титул. Про автомобиль никто, естественно, не говорил, так как жизнь и здоровье пилота гораздо важнее железок. Думаю, по прошествии какого-то времени команда всё расскажет в подробностях и про Дамира, и про машину. В качестве ремарки отмечу профессионализм комментатора Николая Свистуна: в момент аварии, когда 99% находившихся на автодроме и у экранов с трансляцией людей крикнули явно что-то нецензурное, никто бы не осудил Николая за обсценную лексику в эфире, но из его уст прозвучало лишь нейтральное с точки зрения языка, но эмоциональное “ё-моё”.  И остался ещё один вопрос: во время аварии автомобиль Дамира влетел в голый бетон правее защитного барьера из шин и специального поролона, а уже в топ-32 этот барьер расширили. На ком лежит ответственность за то, что во время квалы защитные укрепления оказались недостаточно широкими? И понесёт ли кто-то наказание за это? На месте администрации РДС я бы вынес ответ на этот вопрос в публичное поле.

Вместо топ-32, на который, очевидно, не набралось участников, организаторы  предложили пилотам и зрителям оцениваемые тренировки. Эти заезды по факту стали репетицией топ-16. Только сокомандникам Алексею Вахтину и Аркадию Цареградцеву пришлось проехать друг с другом не по сценарию предстоящего раунда: Алексей в топ-16 попал на Дамира, прекратившего борьбу по состоянию здоровья, а соперник Аркадия — Борис Абрамов, объявил технический сход из-за проблем с мотором своего автомобиля.

Георгий Чивчян и Роман Тиводар после столкновения. Источник: телеграм-канал RDS.

Таким образом во второй день соревнований вступили лишь 14 пилотов. И ещё в субботу стало ясно, что этап будет очень драматичным для претендентов на чемпионство: Дамир Идиятулин выбыл из борьбы за титул по причине фатальной случайности и жёсткой встречи со стеной, а два претендента-сокомандника Рома Тиводар и Гоча Чивчян стали соперниками в топ-16. В своей прошлой статье, где я разбирал статистику личных встреч четырёх претендентов, я упоминал, что Рома и Гоча не встречались ни разу за весь сезон. И надо же им было впервые встретиться в самый неподходящий для них момент. К сожалению, молодой Рома не смог выдержать этот психологический груз: переразогнавшись на постановке он сошёл с верной траектории (практически повторив сценарий неудачной квалификационной попытки Гочи) и улетел в коварную Сочинскую стену, где его дополнительно догнал товарищ по команде. Судьи  признали виновным в столкновении Рому, а команда сразу же объявила его техсход. Таким драматичным образом Тиводар выбыл из борьбы за чемпионство и из этапа, попутно сильно повредив машину своего старшего коллеги, у которого в тот момент ещё оставались шансы на чемпионство. Механики принялись чинить машину Гочи, ведь до топ-8 оставалось совсем немного времени, а соперник предстоял очень серьёзный и неуступчивый —  Евгений Лосев, который на этом этапе в буквальном смысле бился и за себя и за того парня в лице Дамира. Как уже говорилось, Аркадий Петрович стадию топ-16 преодолел без борьбы, но и ему судьба приготовила своей драмы. В первом же заезде топ-8 после постановки на машину Аркадия очень агрессивно набросился автомобиль с Сергеем Саком за рулём, что привело сначала к эпичному прыжку, а затем к “финишу” в стене. После инцидента с Дамиром поролона и шин положили побольше, поэтому Царь остался цел, но машина тем не менее пострадала очень сильно — минус обвес и вся подвеска в круг. И снова, как и в случае с Гочей, началась гонка механиков со временем. К счастью для Цареградцева, прямо на территории автодрома находится база его ателье ОДЕРЖИМЫЕ MORORSPORT, что означает полное наличие деталей и инструмента для быстрого ремонта. И ещё одну стадию Царь преодолел без борьбы, а до чемпионства уже было рукой подать. Окончательно расчистить путь Царя к чемпионству мог его давний друг и соперник Евгений Лосев. Лось и Гоча показали умопомрачительные заезды: дважды судьи давали им ОМТ, и всё же в последней дуэли Лосев смог склонить судей на свою сторону. Таким образом, уже на стадии полуфинала Царь стал чемпионом, не проведя к этому моменту ни одного полноценного парного заезда. Да, можно сказать, что он — везунчик, но я думаю, мало кто станет спорить, это чемпионство заслуженно. 

Финальный заезд между Аркадием Цареградцевым и Чарльзом НГ. Источник: телеграм-канал RDS.

В итоге за гоночный уик-энд все четверо претендентов столкнулись каждый со своей драмой, все четверо побывали в стене с  разными последствиями, и больше всех фортуна улыбнулась Аркадию Цареградцеву, который и стал чемпионом. Воодушевлённый этим событием и дорвавшись наконец до настоящих парных заездов, Аркадий Петрович объехал и Лося в полуфинале, и Чарльза НГа на Фланкере в финале, несмотря на наступившую на трассе темноту, добавив к итоговому чемпионству красивую победу на финальном этапе. Драматичную, яркую и заслуженную.