Мазепин победил чемпиона «Дакара» на главном ралли России – с первой же попытки. Как?!
При помощи лучшего штурмана и его команды.
Россию в ралли-рейдах знают прежде всего по всеуничтожающим «КАМАЗам» на «Дакаре» – но вообще у нас давно пытаются сделать собственный аналог самому раскрученному и топовому рейду планеты: «Шелковый путь». Раньше его проводили по территориям России, Монголии и Китая, создавая не менее хардкорные маршруты, а теперь проложили из Астрахани через Грозный и Волгоград в Москву. И смена локаций из песков и пустынь на степи, грязь, леса и поля не изменила статус рейда: «Шелковый путь» – все еще самый престижный марафон России.
И в этом году в классе мотовездеходов T3 выиграл Никита Мазепин – четвертый русский в «Ф-1», бывший пилот «Хааса» и сын бывшего владельца «Уралкалия» Дмитрия Мазепина. Причем позади остался даже чемпион «Дакара»-2017 в квадроциклах и вице-чемпион 2020 года в том же классе багги Сергей Карякин.
А ведь это был первый официальный ралли-рейд Никиты – раньше он ездил на багги и квадриках исключительно личным порядком. И теперь вдруг такой прорыв в максимально далекой от шоссейных гонок и «Ф-1» дисциплине – как?!
«Удовольствие особое, мне очень понравилось, надеюсь продолжить выступление в ралли. Чемпионство в себе можно воспитать. Очень многое зависит от количества тренировок, всего нужно достигать своим трудом
Было ли важно выиграть? Хотелось бы. Хоть я к этому и относился как к тому, чтобы получить удовольствие, для меня в принципе абсолютно неважно, чем занимаюсь: играю в шахматы, бегу или выступаю в ралли-рейдах – всегда хотел быть первым. Получится ли у меня это или нет, не знаю, но мы всегда пытаемся это сделать».
Лучшая команда
Мазепин вышел на старт на багги Snag Racing – это команда как раз чемпиона «Дакара» Карякина. До 2020-го ему обычно хватало бюджета на две машины для крупных заездов, затем ситуация с финансированием ухудшилась, и армада Сергея сократилась до одной. Партнерство с Мазепиным позволило вернуть второй экипаж – и получить достаточно быстрого гонщика.
Причем в России больше нет сравнимых по уровню организаций класса T3 – Snag Racing входит в число сильнейших со всей планеты. Хоть у них и нет денег «Ред Булл» или заводских мощностей Maverick, Can-Am или South Racing, они производят и улучшают 80% деталей самостоятельно, а стоковый багги служит лишь основной.
Также Snag Racing хорош еще и внутренней поддержкой вместе со способностью быстро чинить самые невероятные поломки.
На середине гонки Мазепин все это почувствовал на себе: экипаж Карякина переоформился в поддерживающий – с пятого этапа Сергей это не скрывал: «Я еду, закрывая Никиту, чтобы они могли ехать».
«Мы едем экипажем техсопровождения. И буквально за 40 км до финиша у Никиты на машине кулак вышел из строя. Но мы буквально минут за 10 его поменяли, может быть меньше», – признавался и штурман Карякина Иван Безденежных.
Но на рейдах это обычное дело: здесь побеждает обычно тот, кто дотерпит до финиша, и команды из двух экипажей часто стараются помогать прежде всего тому, у кого меньше поломок на первой половине дистанции и больше шансов на победу. Эту тактику придумали лидеры «Дакара» в начале 90-х, после чего ее подхватили буквально все. Будь на месте Мазепина абсолютно любой другой пилот – для Snag Racing ничего бы не поменялось, если бы он, конечно, оказался достаточно быстры и стабильным, чтобы объехать чемпиона «Дакара» на первой половине дистанции.
Причина выбора – в некоторой экспериментальности машины Никиты: ее Сергей называл «новым шагом в развитии команды». Суть – в облегченных карбоновых деталях, новых амортизаторах и целом ряде других деталей по тесты:
Все это – в рамках подготовки к «Дакару». И первый трофей – за второе место на «Золоте Кагана» (маршрут которого в этом году вписали в «Шелковый путь») – Никита отдал команде.
Сам Карякин пока остался на багги с предыдущего «Дакара» – с прицелом на точечную доработку к следующему рейду. Еще и поэтому помогал Никите – чтобы лучше разобраться с новой техникой, понять ее слабости, перспективы и методы быстрого ремонта.
Лучший штурман
«Здесь очень важна командная работа. Если раньше я сидел в машине один и отвечал за все сам, то тут во многих случаях было важнее, как штурман отработает. Например, сегодня по скорости мы никогда в жизни бы не смогли обогнать «КАМАЗ», но, благодаря Антону [Власюку] там, где потерялись наши соперники, не потерялись мы», – рассказал Никита в послефинишном интервью.
Антон Власюк – штатный штурман Карякина на «Дакаре» и соавтор всех его чудес за последние четыре года. Он выигрывал «Шелковый путь» в 2018-м, брал с Карякиным второе место на «Дакаре» 2020-го.
Никита не просто так упоминал вклад Антона: победа Мазепина на дебютном рейде еще раз доказывает, сколько значит отличный штурман в ралли. А Власюк реально был лучшим на этом «Шелковом пути» в своем классе.
Но и самому Мазепину пришлось постараться: он толкал вездеход руками и брал подиум за подиумом
Никита реально поразил стабильностью: из десяти этапов семь закончил в первой тройке. Лидерство в категории он захватил за три дня до финиша, а на ленточке выиграл 40 минут у второго места. Карякин и вовсе отстал на 70 минут.
Такую стабильность на разных покрытиях нельзя сфальсифицировать или купить. Здесь важно каждый день как минимум не разбивать машину (даже Фернандо Алонсо это не удалось во время его попытки на «Дакаре» – а ведь у него была вся заводская «Тойота» для ремонта!), а на бивуаке обычно все всех знают и там редко от кого-то можно что-то скрыть – людей там меньше, чем в «Ф-1», все – смелые энтузиасты и постоянно ходят друг к другу в гости.
И да, Мазепину и лично пришлось преодолевать трудности.
Например, на третьем этапе Никита проиграл лидеру меньше 2 минут, отстал от второго места на 5 секунд и привез самому Карякину почти 5 минут, но так атаковал в процессе, что слегка перестарался и досрочно сжег все топливо – за 100 метров до финиша! Пришлось толкать багги на бивуак руками:
Вышло жарко и тяжело:
Другие этапы вышли не проще:
«Сегодняшний этап был очень тяжелым, я переживал, мы проезжали четыре очень глубоких брода для багги. Окна ушли под воду» – рассказывал Никита после финального.
«Сегодня мы на ходу меняли предохранители, потому что мотор начал греться и вентилятор перестал работать», – рассказывал за два дня до финиша.
«Боремся с перегревом третий день: много раз приходилось выключать мотор. Это очень расстраивает, потому что теряешь темп. Очень отвлекает. Не можешь газовать в полную силу на прямых. Когда ты останавливаешься, глушишь мотор и ждешь, пока он остынет, то теряешь минуты. А я уверен: счет будет идти на минуты, и такого допускать нельзя.
Приходилось бороться со страхом того, что не доедешь до финиша. Я лично считал последние 5 километров, наверное, как 150. Теперь понимаю, почему в ралли-рейдах побеждают те, кто финишировал», – рассказывал Никита после первых трех дней.
Что ж, он все-таки финишировал.
«Мы очень довольны результатом. Поставленные задачи были достигнуты, можно сказать, что уезжаем отсюда с чувством выполненного долга, – прокомментировал Карякин на финише. – Я очень доволен. Большое спасибо организаторам за столь приятный спортивный праздник. А Никита молодец, 100 из 100, выиграл свой первый ралли-рейд в жизни».
Да, у Никиты было много тестов и выездов перед рейдом вместе с помощью от команды. Да, он вообще профи из лучших гонок. Но все-таки ралли – это немного другой мир, и ему противостояли пилоты с однозначно большим накатом как минимум в собственной дисциплине.
Что дальше – «КАМАЗ» и «Дакар»?
Никита не против – пресс-служба «КАМАЗа» задавала ему этот вопрос и получила ответ: «Я бы очень хотел выступить в грузовом зачете, но понимаю, что у вас есть четыре экипажа, которые находятся на таком уровне, что для того, чтобы быть полезным и полноценно к этому перейти, нужно освоиться для начала в классе Т3 и подготовиться физически. Но, если мне поступит такое предложение, я с радостью его приму».
Но нужно помнить: оба Мазепиных – под личными санкциями ЕС, а главный ралли-рейд планеты организует французская A.S.O., тщательно выполняющая европейские ограничения. Например, из-за них уже снимали «МАЗ» – причем в последний момент, после присвоения номера и поставки техники на старт.
С Мазепиными все проще: они под санкциями с весны, завод «КАМАЗ» вместе с «материнским» концерном «Ростех» и главным спонсором – банком ВТБ – тоже. В нынешней ситуации шанс увидеть Никиту на «Дакаре» исчезающе мал.
И даже жаль: хотелось бы увидеть бывшего пилота «Хааса» на более сложных маршрутах и с более активным сопротивлением. На мировом уровне категория его мотовездеходов – одна из самых конкурентных на планете, и на каждом этапе «Дакара» в прототипах идет невероятная рубка. Кто знает, вдруг мы бы внезапно обнаружили, что у России есть еще один топовый рейдовый пилот?
Cкучали по Мазепину? Он жаловался на разрыв с «Ф-1», а теперь рванет на русский «Дакар»
Мазепина восхищают гонки по бездорожью в России – так он отдыхает от «Ф-1» и готовится к «Дакару»
Мазепиных выдавили из «Формулы-1» – сработал ультиматум немецкого спонсора Шумахера
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Владимир Астапкович
Это точно. Не проиграл с треском напарнику, а отрицательно разгромил его.