Дрифт - это автоспорт. И у России есть потрясающий чемпионат!
Как дрифт вообще может быть спортом?
Мы привыкли воспринимать дрифт как забаву для тусовок каких-то маргиналов. Ведь основу любителей дрифта составляют юные ребята, у которых набор извилин обратно пропорционален количеству лошадиных сил внутри любимого железного коня. Хотя обычно автомобили подобных персонажей состоят на 90% из шпаклёвки, а не железа - ибо такой хлам уже успел побывать во всех возможных ДТП. В том числе и благодаря дрифту.
Да, езда боком всегда начинается с незаконного и часто довольно опасного для окружающих наваливания на дорогах общего пользования. Так было и в Японии, где дрифт и появился - так, конечно же, случилось и в стране лихих водителей и разбитых дорог. Но всё, что связано с мощными машинами и их разгоном, рано или поздно приходит к идее превратиться в спорт.
Японская легенда Дайго Сайто наваливает в RDS GP
Так в 2001-м году в Японии появился D1 GP - легальный серьёзный чемпионат Японии по дрифту. Но, собственно, это бы осталось на уровне странных забав Страны Восходящего Солнца, если бы до организаторов не дошла идея записывать лучшие проезды, компилировать их и издавать на DVD - благо, имелось сотрудничество с японским журналом об автокультуре Option, который помогал распространять видеоролики. Именно на так называемых D1 Video Options дрифт как автоспорт начал распространяться по всему миру, а имена Масато Кавабаты и Дайго Сайто стали точкой демаркации между любителями навалить боком и фанатами аниме. За десятилетие серьёзные чемпионаты появились в США (Formula Drift), Ирландии (IDC) и Британии (BDC). Даже умудрились сделать всеевропейский турнир King of Europe (сейчас называется Drift Kings) с мероприятиями от Будапешта до Мадрида - чем вам не Большой Цирк, только под углом?
Если это дрифт, то какие правила?
Сначала квалификация, во время которой пилот должен пройти короткий отрезок в управляемом заносе со сменой направлений. Оцениваются следующие параметры: угол постановки машины в занос, скорость проезда в заносе, траектория заноса и стиль. Давайте разберём каждый критерий:
Угол - здесь важно соблюдать баланс. Если поставиться с малым углом, то это будет похоже не на управляемый занос, а на просто какой-то мини-срыв. Подобное даже дрифтом не назовёшь, ибо происходит на прямых колёсах. Если же переборщить с углом, то это спровоцирует серьёзную потерю скорости - а машину и вовсе скособочит.
Скорость - да, сам по себе занос затормаживает машину, но, поверьте, быстрый эстетичный дрифт от медленного возилова задом отличить проще всего. Занос должен быть динамичным и быстрым, потому что никто не хочет в автоспорте смотреть на что-то вязкое.
Траектория - после постановки машина должна двигаться плавно по траектории заноса. Чтобы было проще объяснить: направьте к себе ладонь и начните аккуратно поворачивать кисть вправо и чуть вверх. Примерно на такую линию и похожа хорошая траектория дрифта, если за координату взять задний бампер. Зад не должно после постановки резко подёргивать, забрасывать и так далее. В профессиональном дрифте есть понятие "коррекция": это когда после постановки пилот явно дёргает ручником, из-за чего задняя часть начинает слишком резко уходить в сторону для создания большего угла. И за коррекции в дрифте снижают баллы потому, что это нарушение траектории. Также караются резкие распрямления, ибо это прерывание самого процесса дрифта.
Стиль - весьма абстрактная категория, но дрифт всё же в первую очередь про эстетику - поэтому без неё никуда. В "стиль" входят и скорость, и особенности траектории, и выбор угла, и умение агрессивно ставиться, и близость к границам трассы при дрифте.
Вот как выглядят хорошие квалификационные попытки
Только и это ещё не всё: в дрифте необходимо в процессе заноса попадать в зачётные зоны: они разделяются на "Clips" и "Touch&Go". Clips - ряд нарисованных полосок, по которому судьи оценивают траекторию заноса. Этот ряд нужно пройти от первой и до последней полоски максимально плавно и точно. Touch&Go - маркированный прямоугольник, которого нужно коснуться хотя бы одним колесом. Не сказать, что он критически влияет на оценку - поэтому и называется "коснись и езжай" (правда, в России осталась привычка называть его "внутренним клипом"). Но всё же крайне желательно на него попадать двумя колёсами и поглубже.
И, конечно же, есть нюанс, по которому баллы улетают в трубу - разворот равен или полной потере очков, или же снижению минимум на половину. Плюс не стоит баловаться с выездом за пределы трассы - даже если на секунду одним колесом чуть вышел за границы, это учтут. А уж серьёзное попадание одним или. не дай Бог, двумя колёсами за пределы чревато обнулением (хотя Нику Бертансу это простили в прошлом году в Сочи).
А после квалификации что наступает?
Самое вкусное наступает - парные проезды. Сначала лидирует тот, у кого выше место по квалификации - потом смена позиций. Собственно, нужно делать то же самое, что и в квалификации, но с одним дополнительным пожеланием: лидер должен проехать в дрифте как можно дальше от преследователя (дистанция измеряется в корпусах) - а догоняющему как раз необходимо быть максимально близко.
Конечно, это в идеале - на деле же преследователю приходится резать угол, чтобы не отставать, ибо по мощности автомобили более-менее равны, и лидер всё равно оторвётся до постановки. Но заезжать на клипы и тач-н-гоу всё ещё принципиально, как и иметь хорошую траекторию. Неважно, что ты едешь в дверь лидера, если половину отрезка делаешь это на прямых колёсах.
Поэтому главная стратегия для преследующего такова: ехать чисто, заезжать на зачётки и не отпускать далеко лидера. А также попытаться предугадать момент постановки опережающей машины, войти в занос раньше - и заранее оказаться в базе. Т.е. когда лидер только ставится, преследующий уже может начать выныривать из-под него в дрифте - это считается высшим пилотажем от отстающего.
Как отдавать победу в парных проездах при таком количестве факторов?
В этом и заключается главная проблема дрифта - судейство. Мало того, что нужно учитывать многие критерии, так ещё и правильно расставить их по степени приоритетности. Из-за этого в дрифте хватает спорных решений. Плюс есть больной вопрос по поводу контактов: т.к. парные заезды происходят на высоких скоростях, здесь часто машины подталкивают друг друга. И определить, кто виноват и помешал ли сопернику выполнять дрифт дальше - иногда та ещё морока.
Но, к счастью, существует такая вещь, как one more time. Если в заездах сложно определить победителя (обычно из-за равной степени ошибок с обеих сторон), можно всегда попросить пару проехать ещё одну серию!
Хорошо, дрифт - это прикольно. Но какой аргумент в пользу именно российского чемпионата?
Как Гоча выиграл свой первый чемпионат мира в плохих погодных условиях
Мне хватит одного: два пилота RDS GP неоднократно приезжали к японцам в гости и укатывали их лучших гонщиков. Более того, один из них является двукратным чемпионом мира по дрифту - его зовут Георгий "Гоча" Чивчян. И ему хватило одного выезда на всеевропейский чемпионат Drift Masters, чтобы поставить всех на уши и с ходу занять второе место на гран-при.
А если всё же писать аргументы в пользу RDS GP, то они точно такие же, как у других топ-чемпионатов по дрифту (D1, Formula Drift, Drift Masters): 1) высокий уровень пилотов, из-за чего уже на стадии 1/8 финала большинство заездов радуют своей красотой; 2) принципиальная борьба между командами: у красноярской "Форвард-Авто" с московской "Fresh Auto" уже несколько лет как жаркая битва между собой; 3) либеральное отношение к иностранным участникам, ведь в RDS участвовали и чемпионы D1 (Кавабата, Сайто, Хибино), и лучшие дрифтеры Европы (Дин, Шэнахан), и представители экзотических чемпионатов (Эммануэль Амандио вообще из Индонезии); 4) классные и разнообразные трассы; 5) удивительный набор техники на любой вкус.
Как Гоча разбил подвеску на квалификации, но героически прорвался в финал!
Но одним фактом RDS выгодно выделяется от своих конкурентов - уровнем медиаконтента. Мало того, что у самой дрифт-серии хороший и активный Ютуб-канал с разными рубриками - так ещё и сами участники вкладывают много усилий в своё продвижение. У "Fresh Auto" прекрасные ролики с элементами сторителлинга о своей деятельности, пилот Сергей Кабаргин снимает убойные неформальные влоги, "Форвард-Авто" тоже работает в этом поле. Но наибольший вклад в раскрутку дрифта принадлежит красноярскому парню Анатолию Зарубину, который смог покорить тренды Ютуба великолепными фильмами о подвигах Гочи и Аркаши Цареградцева за пределами России.
Первый триумф российского дрифта на международной арене
А что по личностям российского дрифта?
Начнём, конечно же, с Гочи - самого популярного жителя Красноярска. Легендой его сделали не только титулы внутри России и за её пределами, но и ещё два аспекта. Первый - его великая тёмно-жёлтая "Сильвия" S15. Казалось бы, самая распространённая машина для дрифта во всём мире: чем выделяется аппарат Гочи? Ну, для начала, мало какая машина живёт 15 лет, десять из которых она катает в спорте. Продолжим же тем, что до 2021-го года Чивчян отказывался менять двигатель в угоду более мощному 2JZ.
Тут стоит объяснить технические моменты: на "Сильвию" с завода ставится SR20DET, двухлитровый мотор с одной турбиной. Он удачный по инженерным моментам, но запредельную мощность из него не выжмешь, ввиду конструкторских ограничений. Поэтому профессиональные дрифтеры быстро отказываются от этого двигателя ради 2JZ, что сконструирован "Тойотой". "Джей" - легенда японской инженерии с двумя турбинами, которая кочегарится до 1000 лошадиных сил весьма несложными методами. Всё же в профессиональном дрифте иметь минимум 800 сил - это как надеть костюм для похода в театр, т.е. необходимость.
Фильм о самом тяжёлом сезоне Гочи
Только Гочу это не останавливало, ведь он считал, что "сыр" (сленговое название моторов серии SR) идеально подходит "Сильвии" - и с ним надо просто уметь обращаться. Как известно, 2 чемпионата мира Гоча взял именно на данном моторе. А нелюбовь к "Джею" объяснял тем, что двигатель "Тойоты" уж слишком тяжёлый (360 килограммов) и убьёт развесовку "Сильвии". К сожалению, тенденции российского дрифта к увеличению мощности заставили всё же Чивчяна перейти на 2JZ, ибо "сыр" не справился с наростом лошадок.
Второй аспект легендарности Гочи - его агрессивный стиль дрифта вторым номером. Никому не нравится ездить догоняющим, но у лидера "Форвард-Авто" такие проезды получаются чуть ли не успешнее всех за счёт классных и стильных постановок, а также превосходных перекладок (поэтому Гоча и ценит в "Сильвии" развесовку, что помогает быстро сменить направление). Даже против более мощных машин, которые и так способны уехать далеко на позиции лидера, легенде RDS удаётся ехать в дверь и показывать красивый занос.
Продолжим его другом, земляком и ещё одним олицетворением российского дрифта - Аркадием Петровичем Цареградцевым. Если Гоча в жизни простой и скромный парень, то Царь обожает привлекать к себе внимание и выделяться. В том числе и выбором техники: ведь начать путь в дрифт с того, чтобы купить полноприводный "Скайлайн" и отрезать ему передний мост - это самовыражение. Но мало того, что Аркаша взял большую машину и озадачил себя дополнительными хлопотами по переделке - так он ещё зарёкся хоть когда-нибудь задумываться о 2JZ. И стал серебряным призёром чемпионата мира на этом автомобиле.
Дальше Царь взял 370Z, поставил в него мощный мотор VR38DETT (зачем нужен "Джейзет", когда у "Ниссана" тоже имеются двигатели с двумя турбинами) - но на этом самовыражение только начиналось. Ибо ярче всего Аркадий Петрович показал свою идентичность, когда трижды (!!) за сезон спалил эту машину на этапах. Пламенный Царь обещает, что больше такого не повторится - а то менять проводку его команда механиков уже устала.
Но Аркаша не только пилот RDS, а ещё и популяризатор дрифта, ибо часто светится на Ютубе как ведущий автомобильного шоу "Одержимые". Любимый формат Царя - сделать обзор на машины своих соперников! Серьёзно, Аркадий Петрович раскрывает все технические секреты болидов тех, против кого соревнуется - ещё и выкладывает это в Ютуб. Вы представляете, чтобы Дэн Риккьярдо садился в аппараты Хэмильтона или Переса и рассказывал о том, как они сделаны и чем отличаются от других?
Обзор от Цареградцева на "Сильвию" соперника
Но в случае с Царём это просто профессиональная привычка - он до прихода в дрифт занимался привозом и продажей японских купе. И сам Петрович обожает называть себя "бывшим барыгой". Так что, если вы автобарыга или перекупщик - пробуйте свои силы в дрифте!
Ещё один дрифтер из Красноярска успел ворваться в элиту - Дамир Идиятулин. Точнее, для железного ухвата за лидирующие позиции ему не хватает везения, ибо Дамир считается королём квалификаций - но в прошлом сезоне у него наблюдались катастрофические проблемы с надёжностью "Альтеззы". Хотя пилот классный и умеющий подстраиваться под своего соперника, просто ему не всегда хватает каких-то технических моментов. А ещё Дамир известен как один из лучших специалистов по зимнему дрифту.
Безумный проект Шикова
Конечно же, куда мы без тех людей, которые участвовали ещё в первых легальных состязаниях по дрифту в 2007-2008-х годах? И они до сих пор выступают! Первым будет Никита Шиков, известный своей преданностью "Тойоте": начинал с "Альтеззы", потом ездил на GT86 - теперь же у него "Супра" нового поколения (никаких шуток про BMW Z4 с другим шильдиком!). А ещё имеется безумный двухтонный люксовый седан "Аристо", тоже сделанный под дрифт. Кстати, если Гоча и Царь свою карьеру начинали с любительских кольцевых гонок, то Шиков именно из поколения тех, кто с улицы сразу начал заниматься именно дрифтом. Поэтому он застал становление этой дисциплины в России и даже снял серию роликов об этом! И маленькая деталь: Шиков вырос в семье военного пилота, поэтому в его "Супре" много отсылок под интерьер самых настоящих истребителей.
"Жигацарь", без которого невозможна история российского дрифта
Второй же старожил пришёл в дрифт с впечатляющим спортивным опытом: Фёдор Воробьёв выступал в ралли. Мало кто из пилотов в RDS (наверное, только у Бертанса больше опыта в автоспорте) может похвастаться таким серьёзным накатом в столь требовательных дисциплинах. Но, скажем так, раллийные навыки не помогли Фёдору стать топом RDS - крепкий пилот, но с каждым годом он всё дальше и дальше от высоких достижений. Зато у Воробьёва не заберёшь его великую "пятёрку", делающую русский дрифт таким узнаваемым! Да, чёртова "жига" на летнем дрифте! Причём с 2JZ - собственно, от Тольятти там только форма кузова. Фёдор начинал в 2007 с "пятёрки" (правда, ту раздолбали фанаты во время Евро-2008 - но это отдельная история) - с этой же формой и продолжает свой путь!
В конце по паре слов про ещё некоторых интересных персонажей:
1) Николас Бертанс, он же НикНак - латышский вундеркинд, выигравший этап RDS GP в 16 лет! С раннего детства в автоспорте, поэтому к своим семнадцати годам у него сумасшедший опыт обращения с быстрыми машинами. Обыгрывал Цареградцева на соревнованиях по автомобильному слалому, будучи восьмиклассником;
2) Евгений Лосев - иркутянин с крутым стилем и один из самых харизматичных пилотов серии. Обладатель самого старейшего автомобиля в RDS - по документам его "Марку" уже 31 год. Также известен в качестве короля зимнего дрифта;
3) Роман Тиводар - наверное, один из самых заметных прогрессов 2021-го года. Быстрый пилот из Сочи с очень интересными траекториями постановки. Я его считаю одним из скрытых фаворитов этого сезона.
4) Сергей Кабаргин - бизнесмен, построивший на свои деньги личный суперкар для дрифта, названный Flanker. Не взял кузов какой-то машины или ходовую часть, видоизменил и выдал за своё - а именно что построил новое тачло.
А какой сезон RDS рекомендуешь заценить?
Финал 2021-ого года глазами "Форвард-Авто"
Однозначно 2021-ый год. Если кратко: до последнего этапа четыре гонщика из четырёх разных команд претендовали на победу в личном зачёте. У одного из них прямо во время квалификационного заезда к чертям сгорает (!!) машина - но механики за ночь её восстанавливают! Но и это ещё не всё: у второго претендента на титул на тренировке обнаруживается серьёзная проблема с турбиной, причину которой с трудом обнаружили. Небольшой спойлер: все четверо прошли в стадию 1/4, а чемпион определился лишь в финальном заезде.
RDS в телевизоре
Этот материал должен заканчиваться тем, что я торжественно прорекламирую дату и время трансляции следующего этапа RDS GP по телевидению. Я бы очень хотел это сделать, поверьте. И даже сам "Матч ТВ" имеет права на показ этапов RDS.
Не, дрифт по "Матчу" вы сможете увидеть. Даже в прямой трансляции 21 мая в 18:55.... НА "МАТЧ СТРАНА". Вы вообще знали о существовании такого бренда? Сколько раз до этого включали этот телеканал? Спасибо хоть на том, что он вроде бесплатный. А по общедоступному "Матчу" прямой трансляции вы не увидите - только на следующей неделе в повторе в 22:30. Просто прелесть!
Мне просто стыдно. Стыдно за то, что "Матч" имеет возможность показывать популярную в молодёжных кругах серию и спасать свои рейтинги - но не хочет этого делать. Хотя дрифт-движение сейчас на пике, что показывает статистика просмотров на Ютубе. Если один энтузиаст из Красноярска Толя Зарубин смог покорить миллионы в Интернете своими роликами про друзей-дрифтеров, то какого чёрта огромный медиа-холдинг с доступом на всероссийскую аудиторию не берётся за эту историю? Почему эта шарашкина контора с миллиардными бюджетами в очередной раз не хочет приложить хоть минимум усилий и сделать хороший продукт? Просто уж если взялись показывать RDS, то хоть делайте это по-человечески.
У RDS есть свой сайт с трансляциями, но бесплатны только прямые эфиры квалификации и нарезки заездов в записи. Подписка стоит, мягко говоря, недёшево, но за неё вы получаете больше, чем просто дрифт.
А если же хотите посмотреть на западный уровень (а там много интересного), то существует канал одного энтузиаста, который комментирует заезды в Formula Drift и Drift Masters.
Бонус: топ мирового дрифта Джеймс Дин наваливает зимой на "Жигулях"! Двукратный чемпион США быстро понял, что Бог один - а клапанов восемь.
P.S. Дорогие фанаты автомобильных гонок, если вы впервые оказались в моём блоге, то он всё же специализируется на других видах спорта. Но вы всё равно можете прочитать материал о прощальной гонке Михаэля Шумахера. Или же поискать здесь статьи о футболе, баскетболе, ММА и биатлоне.