Грандиозный фэйл электро-«Формулы»: болиды пустили прямо под трактор для эвакуации. Разминулись буквально в сантиметрах
Кошмар безопасности.
«Формула Е» при запуске позиционировалась как электрический конкурент «Формулы-1», идущий за скальпом главного гоночного чемпионата современности – прогнозировалось даже объединение в будущем. Однако год за годом серия электрокаров больше стагнирует и вызывает споры странными управленческими и судейскими решениями – особенно когда они заканчиваются скандалами с безопасностью.
Ровно то же самое повторилось на первом уик-энде нового сезона в аравийской Диръие – вторую гонку заканчивали под сэйфти-каром после аварии «Махиндры» Алекса Симса. Казалось, «Формула Е» годами ездит по узким городским трекам – все подводные камни вроде маленького пространства и необходимости быстрой реакции давно изучены и описаны в правилах, а маршалы со стюардами обучены необходимым образом.
Но нет: во время эвакуации сломанной машины кран загородил половину дорожного полотна, автомобиль безопасности вынужден был резко тормозить перед трактором, и собранные в пелотон лидирующие гонщики несколько раз столкнулись от неожиданности.
Под впечатлением оказался двукратный чемпион Жан-Эрик Вернь – даже вырезал отдельный момент со скрином для высказывания всей бездны негодования.
«Все еще шокирован, как разрулили конец гонки. Кран на треке, автомобиль безопасности останавливается прямо перед ним, и в результате машины собираются в кучу, никакой информации...»
«Гоночный директор хотя бы мог сообщить нам по радио «сэйфти-кар ждет, вы остановитесь в третьем повороте», но все просто влетали друг в друга. Никакой коммуникации! – объяснил негодование француз. – Окей, мы в режиме автомобиля безопасности, но никто даже не сказал нам, что кран на треке и нам надо будет остановиться».
Какие аргументы привел в оправдание гоночный директор Скотт Элкинс?
«Это просто комбинация обстоятельств. Давайте по-честному: обычно такая эвакуация занимает четыре минуты – с учетом положения машины, оборудования и мест «открытия» барьеров. Но, к сожалению, мы не увидели желаемого ответа [от маршалов]».
А ведь на «Формуле Е» работали люди, предоставленные Гоночной федерацией Саудовской Аравии – и многие из них буквально недавно прошли через дебютный Гран-при «Формулы-1» в Джидде. Представляете, какой скандал случился бы там, если персонал не успел увезти разбитую машину или починить поврежденные барьеры?
Хотя он и случился – с «запоздалым» решением по первой остановке гонки красными флагами: с ним тянули три круга, Хэмилтону успели провести пит-стоп и лидерство ушло рискнувшим подождать «Ред Булл» и Ферстаппену.
Однако в «Формуле Е» решили не выставлять маршалов виновными и принять ответственность.
«Сэйфти-кар сбросил скорость до 10 км/ч потому, что нас волнует происходящее на треке. [Ситуация требовала] остановки всего пелтона, – объяснил Элкинс. – Это все-таки городской трек, он узкий. Здесь сложно все сделать правильно. Потому мы стараемся принять во внимание все аспекты безопасности – оттого и замедлили сэйфти-кар. Возможно, единственная ошибка – отсутствие предупреждения».
Но за следующие городские этапы в Саудовской Аравии немного тревожно – «Формула-1» возвращается в Джидду уже 27 марта, и там, скорее всего, трек обслужат те же люди, ведь организовать переобучение или перевозку новых уже вряд ли выйдет.
Фото: globallookpress.com/Antonin Vincent/Keystone Press Agency
Ведь можно было конфетку сделать из этого. Гонки в центре городов и соотвествующий ажиотаж, красивая картинка, актуальная повестка. А получилось, то что получилось. Может надо ей уже умереть окончательно и переродиться через пару лет с нормальными управленцами и под настоящей эгидой ФИА.
Уход заводов это не катастрофа, катастрофа это когда им нет альтернативы. В Формуле Е ситуация иная. Да, ушли БМВ и Ауди, уходит Мерседес. Но тем не менее, на старт следующего чемпионата выйдет 22 машины. Остаётся Ниссан, остаётся Порше, остаётся DS, приходит Мазерати. Но это не главное, главное, что остаются Энвижн, Андретти, Вентури - именно они выступают в чемпионате с самого первого сезона и именно на них во многом всё и держится. Что ещё важнее - они конкурентоспособны, даже на фоне заводов. Поэтому мне странно слышать о смерти чемпионата из-за ухода заводов, уход Ауди, БМВ и Мерседеса практически не образовал пустых мест на стартовой решётке. Сократилось бы число машин с 22 до 12-14, да, это было бы опасно.
Да, чемпионат не в лучшем состоянии. Но это не труп, которым стала серия A1GP в последний год своего существования, не труп, которым стал ДТМ после ухода Ауди. Серия в состоянии, в котором с ней ещё можно работать, и несколько лет на это точно есть.
В общем, с некоторыми тезисами я согласен, но с посылом, что серии в нынешнем виде лучше умереть - категорически нет, не настолько ситуация безнадёжная. Она совсем недавно получила статус чемпионата мира, просто так умереть ей не дадут.
Но, как и у всех чемпионатов вопрос в том, что стоит в центре внимания: противостояние пилотов или производителей? С одной стороны это, конечно, отлично, что благодаря высокой стандартизации в прошлом сезоне всего около десяти разных пилотов смогли одержать хоть одну победу и команды так плотно идут. Формуле 1 о таком только мечтать.
Но с другой стороны, интересует ли это зрителя? Пилоты Формулы Е, а тем более команды, по масштабу интереса слишком малы. Зрителей (пока ещё) интересует не противостояние де Вриса и Монтары, а Мерседеса и БМВ - налеплена там наклейка Андретти или Вентуры - вопрос уже десятый. Пока серия не раскрутилась и не тащит сама себя (будем честны, во всем автоспорте это может только Формула 1 и примеры тому вы сами привели), интерес можно подогреть только через бренды производителей. А их можно привлечь только если меньше стандартизируешь и предоставляешь больше возможностей, что означает, что не будет такой плотности результатов.
ФИА нужно строчно решать, чего она хочет. Очередную моносерию, с командами которые мало кого интересуют или действительно противостояние производителей.
А вот тут всё зависит от конкретного зрителя. Хорошо, есть зрители, которые придут смотреть на борьбу Мерседеса и БМВ, но как мы уже увидели, полагаться на то, что заводы задержутся в серии надолго - несколько опрометчиво, отсюда и возникает резонный вопрос - стоит ли держаться за этого конкретного зрителя, если он уйдет вместе с производителем? А производителю неизвестная субстанция в голову в любой момент может ударить. Для меня состав пилотов это чуть ли не единственная причина смотреть электроформулу. Он сильнейший в мире, если мы вынесем Ф-1 за скобки, и если бы в чемпионат этой зимой пришли не Тиктум, Джовинацци и Аскью, а, скажем, Рагунатан, Деледда и Гелаэль, то я бы напрягся. Напрягся бы куда больше, чем после ухода Мерседеса, Ауди и БМВ.
Ну и да, про последний сезон - мне он категорически не понравился. Абсолютно несусветный цирк, и не совсем из-за стандартизации. Формат квалификации. Пилоты, попавшие на подиум в одной гонке, стартуют во второй в конце второго десятка, и всю гонку там и едут. И там ведь не было никакой реверсивной решётки, они просто ставились в более невыгодные условия в квалификационных заездах и мы получали абсурдную ситуацию, когда в 10-й гонке сезона в первой шестёрке 5 гонщиков, которые ещё ни разу в чемпионате не побеждали, а лидеры чемпионата болтались где-то вне очковой зоны. Ничего общего с моноформулами тут нет, это просто искусственно созданный абсурд. Сейчас они попытались это исправить, посмотрим, что получится. Борьба 13 пилотов за титул лично для меня оказалась увлекательной только на бумаге. Причём, первые 4 сезона чемпионата с точки зрения автоспорта как раз были абсолютно нормальными. А вот дальше..
До тех пор, пока руководители команд и чемпионата, не решатся сесть за стол, поговорить на равных, можно не ждать реального продукта. Пока это кому-то нужно, жизнь в EGP будут поддерживать, но когда это закончится?!