Цены на Гран-при «Ф-1»: Россия платит $50 млн, в США – бесплатная гонка, с Катара, Аравии и Баку собирают больше всех
Сладкие условия – для Майами и Монако.
«Формула-1» – коммерчески успешна много лет подряд: еще до покупки медиакорпорацией «Либерти Медиа» в 2017-м серия после многолетних усилий Берни Экклстоуна генерировала выручку под $2 млрд и фиксировала прибыль.
Основу финансового благополучия заложила своеобразная модель управления: бывший супремо чемпионата сделал ставку на консервативные инструменты вроде больших спонсорских сделок с ключевыми «якорными» партнерами и выколачивание максимально возможных взносов за проведение Гран-при из промоутеров и государств. Важную роль играла и продажа трансляций крупнейшим телекомпаниям – а в соцсетях, на стриминговых платформах и прочих площадках «Формула-1» почти не присутствовала.
Тем не менее, финансовая модель засбоила еще в конце эпохи Берни: фанаты жаловались на засилье гонок в Азии и на Ближнем Востоке без исторического вайба, сокращение любимых европейских этапов и недоступность видео и трансляций (последствия дорогих сделок с платным ТВ). Промоутеры жаловались на завышенные цены на взносы. Спонсоры временами уходили к менее «дорогим» конкурентам (вроде трансфера Hugo Boss в «Формулу Е»). Общее старение аудитории вместе со стагнацией посещаемости и просматриваемости не радовала вообще никого из партнеров.
«Я присоединился к серии ровно год назад, и там, кроме меня, над коммерческим сектором работали еще двое человек, – рассказывал новый босс Шон Братчес. – Остальные были бухгалтерами и юристами. Не было маркетингового, цифрового, спонсорского и медиаотделов. Исследовательского подразделения тоже не было. Никто не понимал, своих фанатов, чего они ожидают и могут дать «Ф-1». Лично для меня главной уникальной чертой стало полное отсутствие корпоративной культуры, что довольно странно для 67-летней международной компании.
Мы унаследовали отлично развитую структуру бизнеса, но нам нельзя останавливаться. На данный момент у нас всего 5 главных спонсоров – хотя их может быть, к примеру, 96».
В итоге новые владельцы сходу взялись за реформы: запустили собственную стриминговую платформу F1 TV, устроили активную экспансию в соцсети и интернет в общем, запустили документалку Drive To Survive на Netflix и занялись техническими инновациями в телеграфике для снижения порога входа для новой аудитории.
Однако еще одной важнейшей составляющей развития «Формулы-1» стало продолжение политики Экклстоуна по экспансии за пределы Европы – в страны с платежеспособным спросом (США, Нидерланды) и щедрыми местными промоутерами (Саудовская Аравия и Катар). Именно она и поддерживает динамику выручки.
В 2019-м общий доход «Формулы-1» составил $2,02 млрд, в ковидном 2020-м она резко обвалилась до $1,145 млрд, но в 2021-м все резко исправляется: 180 млн за первый квартал, 501 – за второй и 612 – за третий. Итого – 1,3 млрд только за три первые четверти года, и четвертый квартал точно станет самым финансово успешным – со скандальным и мегапросматриваемым финалом сезона и самыми богатыми этапами вроде Абу-Даби, Саудовской Аравии и Катаром. Его показатели пока не объявлены, но, кажется, у «Ф-1» есть все шансы побить 2019-й.
И основа (до половины) всех поступлений – все еще взносы от промоутеров за Гран-при.
«Ценность чемпионата растет и растет, – отметил шеф «Формулы-1» Стефано Доменикали. – Если продукт не продается – в нем не заинтересованы, вне зависимости от условий. Знаю, как сложно с точки зрения бизнеса платить взносы без возможности зарабатывать на посещаемости.
Но если взглянуть на ценность Гран-при для страны – она выходит на международный уровень. Речь не только о частном бизнесе, для правительств гонка – что-то вроде визитной карточки страны. Например, заезд в Имоле. Зависит от того, что же правительство считает инвестицией».
Сколько же тогда право на проведение одного Гран-при «Формулы-1»? Есть инсайды из паддока:
Этим сведениям можно доверять: автор исследователя – обозреватель Дитер Ренкен. Он один из старейших и наиболее уважаемых журналистов в «Формуле-1» и имеет связи во многих командах. Каждый год он составляет рейтинг о предполагаемых зарплатах пилотов – раньше их публиковали на сайте Racefans, но теперь Дитер работает с другими изданиями (новую информацию южноафриканец предоставил Racingnews365). Теперь он, очевидно, решил поделиться слухами не только о гонорарах, но и о взносах в пользу «Формулы-1» от промоутеров Гран-при.
Прежде всего бросаются в глаза «особые условия» для Майами – история с бесплатной гонкой для США тянется еще с 2019-го, и уже тогда промоутеры других этапов обещали бунты.
Владельцы «Ф-1» бесплатно дают Америке второй Гран-при. Организаторы гонок в бешенстве
С тех пор ситуация заглохла – последствия наступили только для Монако: если раньше княжество единственным в календаре проводила гонку без взноса, то теперь с карликовой страны все же требуют плату (хоть и минимальную по сравнению с остальными). Вероятно, недовольные этапы вроде Великобритании пробили себе скидку на последних переговорах о продлении.
Главным же кандидатом на вылет из календаря однозначно кажется Франция: трек «Поль-Рикар» не нравится гонщикам и зрителям, провинция Прованс-Лазурный Берег-Альпы платит чуть ли не меньше всех, но до ковида этап прославился прежде всего не экшном, а вырвиглазной расцветкой и логистическим коллапсом.
А еще впечатляет стоимость гонки для Гран-при России – особенно с учетом многолетней мантры промоутера АНО «Росгонки» в стиле «нас устраивают все условия».
«Это был один из последних контрактов, согласованных и подписанных при Берни Экклстоуне, буквально за две недели до его отставки, – рассказывал нам на тот момент представитель российского этапа Сергей Воробьев. – Он позвонил в самом начале 2017 года и позвал к себе в Лондон. Мы провели вместе несколько дней, согласовали и подписали контракт, условия которого были значительно лучше по сравнению с предыдущими годами. У нас появилась возможность привлечь коммерческих партнеров на очень привлекательных условиях. Затем начался переходный период, и мы заново согласовали контракт с «Либерти». У нас получалось значительно улучшать условия при переговорах не только с Берни Экклстоуном, но и с новыми владельцами и менеджерами «Формулы-1».
Но заметно и серьезное удорожание этапов за пределами Европы и США: все контракты в 2021-м вроде сделки с Баку, Аравией и Катаром обошлись в максимальные 55 млн – вряд ли это совпадение. Видимо, теперь серия требует бонус-наценку за проведение Гран-при с меньшим локальным коммерческим потенциалом, на рынкам, менее интересных глобальным спонсорам. И даже качество зрелища (все-таки Гран-при Азербайджана – настоящая неоклассика) не помогает.
И одна из важнейших особенностей – количество. Вам не показалось: только законтрактованных гонок уже 26, хотя в календарь на 2022-й влезло только 23 – и то под огромные жалобы механиков и персонала. А ведь в Договоре согласия прописана возможность раздуть календарь только до 25 этапов, но шеф серии Стефано Доменикали хвастается беспрецедентным интересом со стороны всевозможных стран, только в США планируют проводить по три этапа, а в Китае – два.
«С моей точки зрения самое важное – больше не увеличивать количество гонок в сезоне. Текущее количество – уже слишком много, люди начинают уставать и выгорать, – признавался босс «Макларена» Андреас Зайдль в сентябре. – Идеальный календарь должен состоять из 20 гонок».
В итоге все вылилось в душераздирающее открытое письмо анонимного механика команды «Ф-1» – да, в самых богатых гонках не все ладно.
Кажется, персонал достучался: Доменикали все-таки пообещал больше не расширять календарь.
«Думаю, что в краткосрочной перспективе мы не будем превышать отметку в 23 Гран-при – мне кажется, это хорошее число. Потому что с ним мы можем правильно составить календарь, подобрать подходящие трассы, собрать необходимый призовой фонд.
Возможна ротация определенных этапов. Я вполне допускаю это для стран и трасс, которые хотят принимать у себя Гран-при «Формулы-1», но не могут позволить себе делать это каждый год. Думаю, можно проводить меньше гонок в Европе, больше в США, на Среднем Востоке и в Азии.
Конечно, мы понимаем, насколько важны традиции – это необходимый элемент для нашего будущего. Но одними традициями долго не проживешь. Нужно думать и о будущем. Люди понимают, что мир меняется. К примеру, Монца – уникальная трасса, но там тоже должны инвестировать в будущее. Зрители этого достойны. Нужно расти, реагировать. Больше не имеет значения, если гонка проводилась в том же месте 100 лет».
Как же тогда «Формула-1» планирует наращивать выручку, призовые и прибыль? Видимо, за счет крупных спонсорских сделок вроде сотрудничества с Saudi Aramco. Или цены из таблицы через пару лет весело взлетят в небеса – и мы тогда еще ностальгией повспоминаем, какие же копейки страны платили в начале 2020-х.
Источник: racingnews365
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI
Нюрбургринг: только как самый наглядный пример, за одну гонку погода может поменяться четыре раза - там редко скучно и просто отъездить подготовленную пятничную стратегию редко получается. Конфигурация тоже интересная, в отличии от многих новых.
Имола: просто одна из последних «натуральных» скоростных трасс внедрённых в ландшафт, а не построенный на пустыре тилькедром.
Хоккенхаймринг: стадионная, почти футбольная атмосфера и трасса как на ладони, так близко зрители нигде не сидят и не видят так часто болиды.
И т.д.
Сейчас и 23 гонки еще не предел. А организаторы так вообще хотят впихнуть в год 26 гонок.
Я, кстати, теперь понял, почему в Ф-1 всего 10 команд. Потому что такие темпы жизни мало кто выдержит. Из страны в страну, из одной части света в другую и так далее. Перелёты, переезды, разгрузка, сборка и тд. Всё это выматывает человека.
России она тоже существует, судя по новостям о судах над коррупционерами. Нужно держать в голове, что существует культурная разница между странами и когда в России об этом принято говорить, осуждать публично и системно, то в Германии факты всплывают под выборы, в качестве политической бомбы и все стараются быстренько замять шумиху.
При этом, в России очень легко относятся к коррупционеру потом, после суда и тюремного срока. В немецкой реальности, человек на долгое время становится изгоем и случае успешного возвращения в политическую повестку, буквально единичны.
Вы размышляете с той точки зрения, что есть линейная шкала и стоимость зависит от определённых параметров. Это не так. Если и зависит от определённых параметров, то скорее как раз от коррупции и личных связей менеджмента (страны, трека, команды...). Уже по остаточному принципу, влияет охват, финансовые показатели, логистика, перспективность рынка, так далее.
По итогу, трек где руководство готово приплатить серых денег, или имеет тесные связи в руководстве FIA/F1 — имеет не равные условия с теми, которые не готовы и работают в рынке.