Аутсайдер «Ф-1» бесплатно ускорил пит-стопы – просто сдвинул разметку под углом. Правила позволяют – но никто не рискнул скопировать
Инновация «Альфа Ромео».
«Формула-1» прекрасна не только технологиями, блеском и гламуром, но и невероятной концентрацией ума и хитрости в каждом гараже. Даже в самой маленькой и бедной команде с минимальным бюджетом (в какие-то $100-120 млн в год, ага) работает минимум сотня-другая высококлассных инженеров с научной степенью не меньше магистерской – и каждый год все они выдают все новые и новые способы отыграть еще пару десятых секунды (иногда даже бесплатно).
Особенно ценятся советы по выигрышу времени в «равных» условиях – вроде пит-лейн, где вообще-то существует ограничение скорости в 80 км/ч (в Монако – 60 км/ч). Вырвать пару лишних мгновений там, причем исключительно за счет изобретательности и без инвестиций – особый вид искусства.
И у «Альфа Ромео» получилось – благодаря хитрому, но крайне простому решению: сдвигу «бокса» для остановки и обслуживания машины под углом к гаражу.
Весь сезон решение не замечали, поскольку швейцарская команда («Заубер» под итальянским брендом) не взрывала мозг быстрым обслуживанием машин: в зачете команд по скоростям пит-стопов заняла шестое место по сезону, уступала в среднем по 0,3-0,4 секунды с одной фазы смены колес лидерам и лишь раз пересекла отметку в 2,3 секунды.
Однако после финиша года реддитор DrivenByData_ собрал все замеры времени, проведенного на пит-лейн, со всех Гран-при (кроме Гран-при Монако – из-за другого ограничения скорости этап сломал бы всю выборку из 483 пит-стопов с 21 уик-энда), и посмотрел, кто из пилотов и команд проводил у гаражей меньше времени.
Для «равенства» условий все длины пит-лейн пропорционально приведены к условным 395 метрам – медианной длине прямой перед боксами (половина – длиннее, половина – короче). Корректировку сделали исключительно для удобства сведения данных в один график – спасибо одинаковому ограничению скорости.
В исследование попало не только чистое время смены шин от остановки до сброса с домкрата, но все вообще время на визит в боксы: въезд на пит-лейн, движение мимо гаражей, торможение, разгон и выезд. В топе оказались главные команды современной «Ф-1» – «Ред Булл» (еще бы), «Мерседес» и «Феррари» – а вот дальше и пошли сюрпризы.
Кими Райкконен – №5 по среднему проведенному на пит-лейн времени (быстрее Боттаса и Леклера). Антонио Джовинацци – №8 (причем отстал от топов меньше, чем оторвался от Расселла, Риккардо и прочих). «Альфа Ромео» – №4 с абсолютно мизерным отставанием от «Мерседеса» и «Феррари».
С учетом невыразительного времени обслуживания и общих для всех скоростных лимитов ясно: итало-швейцарцы выигрывают именно за счет оптимизации процесса торможения-выезда (потому что во всех остальных моментах все команды в равных условиях). И как раз там команда Райкконена и Джовинацци и выделилась – той самой маркировкой «бокса» под углом.
Как же работает их новация? Через «спрямление» логики процесса: пилоту быстрее и удобнее не выворачивать руль, целя в отметки и стоящих рядом с гайковертами механиков, а одним движением бросать болид в нужную зону и сразу жать на педаль в правильный момент. Да, теоретически выезжать становится сложнее, но разгон с 0 км/ч и при «стандартном» расположении происходит с неудобно вывернутым рулем, потому дополнительный проигрыш в неудобстве выглядит намного меньше выигрыша на удобстве при заезде. К тому же, многие пилоты любят «выскакивать» из зоны перед гаражами с мощным полным газом и пробуксовкой задних колес – они заставляют машину «поворачиваться» активнее и теоретически нивелируют разницу.
То есть по сути светлые головы из Хинвила придумали абсолютно «бесплатную» идею и с точки зрения технического развития, и с точки зрения инвестиций, и даже с точки зрения адаптации команды и пилотов – бригаде и Райкконену с Джовинацци, скорее всего, потребовался лишь десяток дополнительных совместных тренировочных сессий, чтобы довести объем потери времени в боксах до уровня самых больших и богатых команд. А ведь те самые топы в то же время экспериментируют с домкратами, электрическими облегченными гайковертами, уровнем давления и материалами колесных гаек.
И никто в «Формуле-1» пока не осмелился скопировать идею «Альфа Ромео» – пока «Мерседес» и «Ред Булл» лишь замедляют друг друга смелыми героическими механиками, закрывающими оптимальные траектории для подъезда и выезда от места обслуживания.
Если в течение сезона трудно было посчитать и оценить эффект от инновации швейцарской команды (еще бы – на вид сущая мелочь), теперь преимущество уже не скрыть. Наверное, стоит ждать активностей и от других команд – и прежде всего от «Ред Булл» как главных новаторов пит-стопов. Или «Формула-1» вмешается, уточнит правила и все запретит.
Но – браво, «Альфа Ромео»! Такие изящные решения заслуживают аплодисментов.
Эволюция пит-стопов: бочки из-под пива сократили работу с 2 минут до нескольких секунд
Фото: twitter.com/F1
-----------
Ну вообще то обычно ограничение 80 км/ч, а в Монако ( и не только, в основном на узких и опасных) 60 км/ч