В «Ф-1» вообще нет провальных контрактов прямо сейчас. Каждый гонщик отработал миллионы – хотя бы одним-двумя Гран-при
Слегка переплачивают лишь троим.
Мир давно привык к мысли об огромных гонорарах пилотов «Ф-1»: все-таки смертельный риск вместе с общей дороговизной и гламуром гонок и не предполагает бедной компенсации. Но в 2021-м вообще-то не так уж много парней действительно поражают королевскими зарплатами.
Давайте изучим топ-10 по данным Forbes:
Или все заработки по версии авторитетного издания Racefans (его рейтинг собирает журналист с 30-летним опытом в паддоке по анонимным разговорам с менеджерами, агентами и членами команд – без точных секретных цифр, но с примерными ориентирами).
Как видите, на самом деле внушительные суммы платят только половине пелотона – остальные рискуют жизнью на деньги чеккера из четвертого звена команды НХЛ. Новички вроде Юки Цуноды или Мика Шумахера получают нечто вроде «минималки» (впрочем, у программы «Ред Булл» обычно основная часть контракта – бонусы за очки и достижения, и гонорары Переса по данным Forbes все подтверждают). Члены юниорских Академий «Феррари» и «Мерседеса» Антонио Джовинацци и Джордж Расселл тоже не сильно шикуют в аутсайдерах – все-таки их маркетинговый потенциал вместе со спонсорским портфолио далеко не так широк.
Гонщики «Формулы-1» зарабатывают слишком много денег. Правда или миф?
Также особые условия у главных рента-драйверов чемпионата: отец Ланса Стролла вообще владеет командой и головным заводом, компания папы Никиты Мазепина – титульный спонсор «Хааса» с вложениями около €20 млн, а Николас Латифи приносит «Уильямсу» не менее $40 млн в год с обширным портфолио партнеров семьи (вроде Lavazza и так далее). Фактически эта троица гоняется за свои – и оценивать эффективность их контрактов потому сложно.
Кими Райкконена с предположительной зарплатой в $10 млн можно не учитывать даже в случае правдивости оценки: ведь Айсмен – один из самых популярных действующих гонщиков и точно отбивает все вложения одним своим присутствием. Казалось бы, он вряд ли в 10 раз лучше Джовинацци: все-таки почти все время уступает в квалификациях. Однако счет по очкам – 10:1, 9:7 – по совместным финишам, да и №7 проводит последний сезон. Не отлично, но и не ужасно.
Пьер Гасли в одиночку тащит «Альфа Таури» на пятое место Кубка конструкторов (собрал 92 из 112 командных баллов) – если ему и правда платят всего $5 млн, то его контракт выглядит одним из лучших в пелотоне.
Еще свои деньги точно отрабатывают Карлос Сайнс (3:1 по подиумам с Леклером и лишь 9 очков позади монегаска), Ландо Норрис (4 подиума и потерянная из-за ошибки команды победа в России) и Эстебан Окон (победа в Венгрии – реализация единственного шанса).
Гарантированная часть контракта Серхио Переса тоже не вызывает вопросов: все-таки Чеко хоть и второй пилот, но не просто так прославился одним из лучших заклинателей шин в пелотоне. Результаты в виде победы и четырех подиумов тоже в наличии – нельзя сказать, что «Ред Булл» ему прямо сильно переплатил.
Шарль Леклер, казалось бы, почти не выигрывает у Сайнса, но с другой его подписывали как победителя двух гонок и нового лидера команды. Да и можно ли сказать, будто он не вытаскивает из современной «Феррари» все возможное?
Вот Валттери Боттас не совсем отрабатывает гонорар на трассе, но в последние годы его продляли больше не из-за персональной скорости, а из-за командного духа и удобства для психологического состояния Льюиса Хэмилтона. Финн прославился как надежный напарник и помощник, а из «Мерседеса» уходит из-за внутренней усталости от однолетних сделок – может, десятку его проблемы с обгонами не стоили, но его роль все же отличалась и нацеливалась на внутренние задачи. И их №77 выполнял на все сто (пока не заключил сделку с «Альфа Ромео»).
Лидеров чемпионата, кажется, тоже оценивать по эффективности контрактов нет смысла. Льюис Хэмилтон – семикратный чемпион, он не сдался и в 37 лет и остался в титульной гонке, а Макс Ферстаппен – официально самый популярный пилот пелотона и самый опасный соперник «Мерседесов» за десяток лет. Никому еще в турбоэре не удавалось дотащить схватку за кубок до трех финальных Гран-при – хотя бы поэтому он стоит своих денег.
Выходит, на титул «неэффективного» претендуют только три контракта – Даниэля Риккардо, Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо. Их гонорары в самом деле внушают – но оправданы ли они?
Главный сюрприз обоих рейтингов – без сомнений зарплата испанского двукратного чемпиона мира в «Альпин». И $20, и $25 млн на старте сезона выглядели просто невероятно: все-таки Нандо уже 40 лет, он пропустил два года и гонялся на «Ле-Мане» (в доминирующей машине и без особой конкуренции), провалился на «Инди-500» и развлекался на «Дакаре» – и внезапно оказался в топ-3 платежных ведомостей.
Однако теперь его гонорар выглядит полностью оправданным: мы получили того самого Алонсо – мага обгонов, шинного волшебника и бойца с несправедливыми правилами. На его счету – подиум в Катаре, сорванный дождем финиш в тройке в России и нереальная помощь Окону в победе в Венгрии. №14 красиво отбивался от Ферстаппена, 10 кругов сдерживал Хэмилтона – на машине-середняке.
Влияние испанца видно и внутри команды – его еще до первой гонки называли «крестным отцом» «Альпин» и брали для возвращения топового статуса. Фернандо требовалось перестроить организацию изнутри – и, похоже, чемпиону удалось. «Внутри произошла полная трансформация!» – удивился Окон после Катара в интервью Motorsportweek.
А еще Нандо явно окупает часть зарплаты спонсорским потенциалом: с ним в «Альпин» пришел банк Citi. Вряд ли французский концерн жалеет о сделке.
У Себастьяна Феттеля – примерно та же история: четырехкратному чемпиону «Ф-1» выписали $15 млн, но немец уже дважды протащил «Астон Мартин» на подиум (хоть второй в Венгрии и отобрали за нехватку топлива для формальной проверки). С учетом уровня машины – вряд ли кто-то ожидал от №5 большего.
К тому же, и его тоже брали не только ради успехов на трассе – но и для передачи опыта работы в топ-командах для недавнего середняка с минимальным бюджетом.
«Он значительно расширил наши методы, – рассказал босс «Астон Мартин» Отмар Сафнауэр еще перед первыми Гран-при сезона. – У Себастьяна гораздо больше опыта, и с его приходом у нас несколько изменилось то, как проходят брифинги… и этому рада не только команда в целом, но и Ланс Стролл.
В первую очередь Себастьян привнес методики чемпионских лет. Он уже проинструктировал наших гоночных инженеров насчет требуемых данных, чтобы помочь команде с улучшением настроек. Он уже помог нам сделать кокпит более эргономичным: например, с расположением и использованием переключателей, чтобы машиной было проще управлять. А после оценки симулятора он провел сравнения с симуляторами своих предыдущих команд: указал на сильные стороны нашего и на возможные улучшения. У Себа отличная память. Он очень любознательный и постоянно задает вопросы: почему мы делаем это вот так, а не иначе и так далее. И он не только задает вопросы, но и делится своим опытом».
Обычно команды накапливают подобные решающие мелочи через годы борьбы на границе подиумов – так что возможность срезать пару углов явно стоит $15 млн. Бонусом пришло и повышение внимания – теперь за «Астон Мартин» следят вообще все.
Так что единственным реальным кандидатом на титул «неудачного контракта» остается только Даниэль Риккардо – с гонораром в $15 млн по версии Racefans, $10 млн по версии Forbes и $17 млн (+3 млн в виде бонусов) по версии французского Sportune. Немаленькая разбежка – но до сделки с «Маклареном» австралиец вообще зарабатывал до $41 млн в «Рено» – совсем космические деньги.
Что же англичане получили за усредненные $15 млн? 5 квалификаций в топ-6 за 21 Гран-при, проигрыш напарнику по средней позиции (6,72 у Норриса против 9,44 у Дэна), 11 поражений от Ландо с общим отставанием в 0,724 секунды (примерно как между Гасли и Цунодой и чуть меньше разницы между Шумахером и Мазепиным), 153:105 по очкам в пользу №4 и 10:5 по финишам в топ-5.
Но… 1:0 по победам в пользу Рикка – причем он выиграл гонку на трассе собственными силами и без помощи от погоды или обстоятельств.
Однако Гран-при Италии оказался лишь одним из четырех по-настоящему сильных и удачных этапов Дэна за год – еще он отметился в Испании, Великобритании и США. На остальных заездах он либо проигрывал молодому напарнику, либо скорее пытался подружиться с оранжевой машиной – у №3 с первого же дня в «Макларене» вскрылась серьезная техническая проблема, и целый год она не исчезла.
Потому контракт Рикка трудно назвать однозначно удачным: все-таки от него ждали лидерства, яркости и нового уровня, а в итоге англичан большую часть года тащил прежде всего Норрис.
Но и откровенным провалом сделку с Дэном не назвать: любая команда за пределами «Мерседеса», «Ред Булл» и «Феррари» (хотя итальянцы, вероятно, тоже) не задумываясь обменяли бы 10-15 миллионов на хотя бы одну победу. Особенно – первую за 9 лет.
Имидж сделки тоже важен: после ухода Сайнса в Скудерию «Макларену» требовался шаг-высказывание для подтверждения претензий на роль третьей силы в пелотоне. Ведь нельзя целить в статус топа без оформления хотя бы внутренних амбиций – и трансфер побеждавшего 7 раз Риккардо (которого после Гран-при Монако 2018-го даже называли претендентом на титул) играл и мобилизующую роль. Судя по двум первым третям сезона, расчет сработал – «оранжевые» выглядели невероятно сильно и покатились вниз только после Гран-при США. Да, третья позиция Кубка конструкторов явно уплыла к «Феррари», но по чистой скорости в квалификациях алая машина с первых же этапов выигрывала у «Макларена» – странно было бы винить в поражении одного Дэна. Да, его контракт – не самый оптимальный для продавшей базу для сведения бюджета организации, но и откровенно плохим его не назвать.
Так что 2021-й – по-настоящему исторический для «Формулы-1» не только в смысле схватки за титул, но и по рациональности трат. Спросите любого фаната НБА, если не верите.
Фото: globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI; Gettyimages.ru/RYuri Kochetkov – Pool/Getty Images; REUTERS/Edgard Garrido
ахахаха
Рубанков сделал мой день )))
Риккардо провалился по всем статьям. Машина ему не подходит.
Баскетболист легко бы набрал столько же очков, но сделал это молча, без превозмоганий.
Он смеется!
Теперь я видел все.