В «Ф-1» вообще нет провальных контрактов прямо сейчас. Каждый гонщик отработал миллионы – хотя бы одним-двумя Гран-при
Слегка переплачивают лишь троим.
Мир давно привык к мысли об огромных гонорарах пилотов «Ф-1»: все-таки смертельный риск вместе с общей дороговизной и гламуром гонок и не предполагает бедной компенсации. Но в 2021-м вообще-то не так уж много парней действительно поражают королевскими зарплатами.
Давайте изучим топ-10 по данным Forbes:
Или все заработки по версии авторитетного издания Racefans (его рейтинг собирает журналист с 30-летним опытом в паддоке по анонимным разговорам с менеджерами, агентами и членами команд – без точных секретных цифр, но с примерными ориентирами).
Как видите, на самом деле внушительные суммы платят только половине пелотона – остальные рискуют жизнью на деньги чеккера из четвертого звена команды НХЛ. Новички вроде Юки Цуноды или Мика Шумахера получают нечто вроде «минималки» (впрочем, у программы «Ред Булл» обычно основная часть контракта – бонусы за очки и достижения, и гонорары Переса по данным Forbes все подтверждают). Члены юниорских Академий «Феррари» и «Мерседеса» Антонио Джовинацци и Джордж Расселл тоже не сильно шикуют в аутсайдерах – все-таки их маркетинговый потенциал вместе со спонсорским портфолио далеко не так широк.
Гонщики «Формулы-1» зарабатывают слишком много денег. Правда или миф?
Также особые условия у главных рента-драйверов чемпионата: отец Ланса Стролла вообще владеет командой и головным заводом, компания папы Никиты Мазепина – титульный спонсор «Хааса» с вложениями около €20 млн, а Николас Латифи приносит «Уильямсу» не менее $40 млн в год с обширным портфолио партнеров семьи (вроде Lavazza и так далее). Фактически эта троица гоняется за свои – и оценивать эффективность их контрактов потому сложно.
Кими Райкконена с предположительной зарплатой в $10 млн можно не учитывать даже в случае правдивости оценки: ведь Айсмен – один из самых популярных действующих гонщиков и точно отбивает все вложения одним своим присутствием. Казалось бы, он вряд ли в 10 раз лучше Джовинацци: все-таки почти все время уступает в квалификациях. Однако счет по очкам – 10:1, 9:7 – по совместным финишам, да и №7 проводит последний сезон. Не отлично, но и не ужасно.
Пьер Гасли в одиночку тащит «Альфа Таури» на пятое место Кубка конструкторов (собрал 92 из 112 командных баллов) – если ему и правда платят всего $5 млн, то его контракт выглядит одним из лучших в пелотоне.
Еще свои деньги точно отрабатывают Карлос Сайнс (3:1 по подиумам с Леклером и лишь 9 очков позади монегаска), Ландо Норрис (4 подиума и потерянная из-за ошибки команды победа в России) и Эстебан Окон (победа в Венгрии – реализация единственного шанса).
Гарантированная часть контракта Серхио Переса тоже не вызывает вопросов: все-таки Чеко хоть и второй пилот, но не просто так прославился одним из лучших заклинателей шин в пелотоне. Результаты в виде победы и четырех подиумов тоже в наличии – нельзя сказать, что «Ред Булл» ему прямо сильно переплатил.
Шарль Леклер, казалось бы, почти не выигрывает у Сайнса, но с другой его подписывали как победителя двух гонок и нового лидера команды. Да и можно ли сказать, будто он не вытаскивает из современной «Феррари» все возможное?
Вот Валттери Боттас не совсем отрабатывает гонорар на трассе, но в последние годы его продляли больше не из-за персональной скорости, а из-за командного духа и удобства для психологического состояния Льюиса Хэмилтона. Финн прославился как надежный напарник и помощник, а из «Мерседеса» уходит из-за внутренней усталости от однолетних сделок – может, десятку его проблемы с обгонами не стоили, но его роль все же отличалась и нацеливалась на внутренние задачи. И их №77 выполнял на все сто (пока не заключил сделку с «Альфа Ромео»).
Лидеров чемпионата, кажется, тоже оценивать по эффективности контрактов нет смысла. Льюис Хэмилтон – семикратный чемпион, он не сдался и в 37 лет и остался в титульной гонке, а Макс Ферстаппен – официально самый популярный пилот пелотона и самый опасный соперник «Мерседесов» за десяток лет. Никому еще в турбоэре не удавалось дотащить схватку за кубок до трех финальных Гран-при – хотя бы поэтому он стоит своих денег.
Выходит, на титул «неэффективного» претендуют только три контракта – Даниэля Риккардо, Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо. Их гонорары в самом деле внушают – но оправданы ли они?
Главный сюрприз обоих рейтингов – без сомнений зарплата испанского двукратного чемпиона мира в «Альпин». И $20, и $25 млн на старте сезона выглядели просто невероятно: все-таки Нандо уже 40 лет, он пропустил два года и гонялся на «Ле-Мане» (в доминирующей машине и без особой конкуренции), провалился на «Инди-500» и развлекался на «Дакаре» – и внезапно оказался в топ-3 платежных ведомостей.
Однако теперь его гонорар выглядит полностью оправданным: мы получили того самого Алонсо – мага обгонов, шинного волшебника и бойца с несправедливыми правилами. На его счету – подиум в Катаре, сорванный дождем финиш в тройке в России и нереальная помощь Окону в победе в Венгрии. №14 красиво отбивался от Ферстаппена, 10 кругов сдерживал Хэмилтона – на машине-середняке.
Влияние испанца видно и внутри команды – его еще до первой гонки называли «крестным отцом» «Альпин» и брали для возвращения топового статуса. Фернандо требовалось перестроить организацию изнутри – и, похоже, чемпиону удалось. «Внутри произошла полная трансформация!» – удивился Окон после Катара в интервью Motorsportweek.
А еще Нандо явно окупает часть зарплаты спонсорским потенциалом: с ним в «Альпин» пришел банк Citi. Вряд ли французский концерн жалеет о сделке.
У Себастьяна Феттеля – примерно та же история: четырехкратному чемпиону «Ф-1» выписали $15 млн, но немец уже дважды протащил «Астон Мартин» на подиум (хоть второй в Венгрии и отобрали за нехватку топлива для формальной проверки). С учетом уровня машины – вряд ли кто-то ожидал от №5 большего.
К тому же, и его тоже брали не только ради успехов на трассе – но и для передачи опыта работы в топ-командах для недавнего середняка с минимальным бюджетом.
«Он значительно расширил наши методы, – рассказал босс «Астон Мартин» Отмар Сафнауэр еще перед первыми Гран-при сезона. – У Себастьяна гораздо больше опыта, и с его приходом у нас несколько изменилось то, как проходят брифинги… и этому рада не только команда в целом, но и Ланс Стролл.
В первую очередь Себастьян привнес методики чемпионских лет. Он уже проинструктировал наших гоночных инженеров насчет требуемых данных, чтобы помочь команде с улучшением настроек. Он уже помог нам сделать кокпит более эргономичным: например, с расположением и использованием переключателей, чтобы машиной было проще управлять. А после оценки симулятора он провел сравнения с симуляторами своих предыдущих команд: указал на сильные стороны нашего и на возможные улучшения. У Себа отличная память. Он очень любознательный и постоянно задает вопросы: почему мы делаем это вот так, а не иначе и так далее. И он не только задает вопросы, но и делится своим опытом».
Обычно команды накапливают подобные решающие мелочи через годы борьбы на границе подиумов – так что возможность срезать пару углов явно стоит $15 млн. Бонусом пришло и повышение внимания – теперь за «Астон Мартин» следят вообще все.
Так что единственным реальным кандидатом на титул «неудачного контракта» остается только Даниэль Риккардо – с гонораром в $15 млн по версии Racefans, $10 млн по версии Forbes и $17 млн (+3 млн в виде бонусов) по версии французского Sportune. Немаленькая разбежка – но до сделки с «Маклареном» австралиец вообще зарабатывал до $41 млн в «Рено» – совсем космические деньги.
Что же англичане получили за усредненные $15 млн? 5 квалификаций в топ-6 за 21 Гран-при, проигрыш напарнику по средней позиции (6,72 у Норриса против 9,44 у Дэна), 11 поражений от Ландо с общим отставанием в 0,724 секунды (примерно как между Гасли и Цунодой и чуть меньше разницы между Шумахером и Мазепиным), 153:105 по очкам в пользу №4 и 10:5 по финишам в топ-5.
Но… 1:0 по победам в пользу Рикка – причем он выиграл гонку на трассе собственными силами и без помощи от погоды или обстоятельств.
Однако Гран-при Италии оказался лишь одним из четырех по-настоящему сильных и удачных этапов Дэна за год – еще он отметился в Испании, Великобритании и США. На остальных заездах он либо проигрывал молодому напарнику, либо скорее пытался подружиться с оранжевой машиной – у №3 с первого же дня в «Макларене» вскрылась серьезная техническая проблема, и целый год она не исчезла.
Потому контракт Рикка трудно назвать однозначно удачным: все-таки от него ждали лидерства, яркости и нового уровня, а в итоге англичан большую часть года тащил прежде всего Норрис.
Но и откровенным провалом сделку с Дэном не назвать: любая команда за пределами «Мерседеса», «Ред Булл» и «Феррари» (хотя итальянцы, вероятно, тоже) не задумываясь обменяли бы 10-15 миллионов на хотя бы одну победу. Особенно – первую за 9 лет.
Имидж сделки тоже важен: после ухода Сайнса в Скудерию «Макларену» требовался шаг-высказывание для подтверждения претензий на роль третьей силы в пелотоне. Ведь нельзя целить в статус топа без оформления хотя бы внутренних амбиций – и трансфер побеждавшего 7 раз Риккардо (которого после Гран-при Монако 2018-го даже называли претендентом на титул) играл и мобилизующую роль. Судя по двум первым третям сезона, расчет сработал – «оранжевые» выглядели невероятно сильно и покатились вниз только после Гран-при США. Да, третья позиция Кубка конструкторов явно уплыла к «Феррари», но по чистой скорости в квалификациях алая машина с первых же этапов выигрывала у «Макларена» – странно было бы винить в поражении одного Дэна. Да, его контракт – не самый оптимальный для продавшей базу для сведения бюджета организации, но и откровенно плохим его не назвать.
Так что 2021-й – по-настоящему исторический для «Формулы-1» не только в смысле схватки за титул, но и по рациональности трат. Спросите любого фаната НБА, если не верите.
Фото: globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI; Gettyimages.ru/RYuri Kochetkov – Pool/Getty Images; REUTERS/Edgard Garrido
ахахаха
Рубанков сделал мой день )))
Риккардо провалился по всем статьям. Машина ему не подходит.