Мазепина восхищают гонки по бездорожью в России – так он отдыхает от «Ф-1» и готовится к «Дакару»
Любимые места: Тверь и Чебоксары.
У каждого гонщика «Формулы-1» – свой способ разрядки от напряжения в паддоке и на Гран-при: Льюис Хэмилтон дизайнит одежду вместе Tommy Hilfiger и ведет борьбу за расовое равенство, Себастьян Феттель изучает устойчивое фермерство, Ландо Норрис собирает тысячи подписчиков на твитче и ютубе, Карлос Сайнс рубится в гольф… Абсолютно у каждого гонщика есть хобби для ментальной разрядки – ведь в «Ф-1» психология часто оказывается ключевой, а при постоянной концентрации на гонках слишком велик риск перегрузиться и наошибаться от усталости.
Как же отдыхает русский пилот «Хааса» Никита Мазепин? Он постоянно хвалится активной социальной жизнью и большим количеством друзей, но уже второй год его страсть бустят поездки по России – на квадриках и багги по незаселенной глубинке, где нет никого, кроме рысей и погранслужбы. Об экстремальном хобби четвертый русский в «Ф-1» и рассказал в эксклюзивном интервью Артему Рубанкову.
Самое восхитительное место в России, лучшая локация для посещения, откапывание машин из грязи
– Вы регулярно публикуете в инстаграме фотки и видео с поездками на мотовездеходах по России. Что это для вас – отдых, развлечение, тренировка?
– С самого детства путешествия – большая часть моей жизни, причем не только по работе, хоть гонки в картинге и открытых колесах всегда заставляли много летать. Вообще путешествия – интересное времяпровождение. Я больше люблю природу, чем города.
Для меня, как и, наверное, для многих, когда во время карантина не было возможности выезжать из России, оказалось открытием, насколько же у нас большая и красивая страна. И сколько же в ней незанятых мест: свободных лесов, полей… В принципе, это – именно то, что меня заряжает между гонками. На данный момент катаюсь в основном по России. Не думаю, что где-то в Европе для таких целей места лучше.
– Как вы вообще выбираете локации? Просто ищете новые места поинтереснее?
– Есть определенные маршруты для чемпионатов мира и России по ралли. Например, недавно мы стартовали из Волгограда и поехали в Астрахань – около 1000 км. Этот маршрут – часть «Шелкового пути» (российско-монгольско-китайский рейд, второй по престижности в мире после «Дакара» – Sports.ru). Известнейшая гонка, и мы заранее ее проехали до момента проведения.
– Какое у вас любимое место в России? Где понравилось больше всего?
– Если говорить про скоростные маршруты, то это Чебоксары. Но красивее всего на юге страны. Поразился местами, где едешь буквально в 5-7 метрах от обрыва.
– Хорошо вышло изучить страну за пределами Москвы? В какое место надо ехать прямо всем – дайте совет.
– Мне нравится в Твери. Очень красивая природа. Туда мы обычно выезжаем на квадроциклах – так что это не скоростные заезды, а грязевые маршруты. Периодически утопаешь буквально на метр глубины. Это послевоенные маршруты – там раньше проходили танки, до сих пор все разбито. На день можно засесть и в грязи маяться.
– И приходилось прямо руками откапываться?
– Да! Не только руками, но и ногами. Всеми подручными средствами. Выкладываю такое в соцсети.
– А менять колеса самому посреди степи или леса доводилось?
– Под Волгоградом приходилось. Мы там пробили колесо, по-моему, на брусчатке – там то ли какой-то инструмент лежал, то ли гвоздь. До следовавшей за нами группы было 2 часа, так что пришлось самому менять: вставлять жгутик и прикручивать обратно.
– Самый экстремальный выезд в вашей жизни?
– В мае 20-го ездили с друзьями из Москвы в Питер исключительно по грязевым маршрутам. Только на квадроциклах. Без дорог, без гостиниц, без охотничьих домов. Только палатки. И питание – сам готовишь заготовленную еду. Вот это было экстремально! А еще было холодно, так что целью было не заболеть. Очень понравилось!
– Часто друзей пробовали так вытаскивать куда-нибудь в грязь?
– Пробовал. Но возникли проблемы в основном в технике: практически каждый раз, когда выезжали, машины возвращались не на своем ходу. Все-таки багги достаточно быстрые, и без опыта ими очень непросто управлять – если не занимаешься полноценно. Я обычно езжу с людьми, которые выступают в чемпионатах России и занимаются багги профессионально, так что для соответствия нашему темпу нужны хорошие навыки. Поэтому все-таки беру временами друзей, но пассажирами. Да они и сами за руль не очень хотят.
– Много общаетесь с местными во время поездок? Они вам чем-нибудь помогают?
– Обычно мы ездим в такие места, где до ближайших населенных пунктов – сотни километров. В большинстве случаев даже связь не ловит, поэтому очень трудно даже при сильном желании попросить хоть у кого-то помощи. Но, помню, как раз в Твери нас трактором разок вытягивали. А вообще на границе с Казахстаном, по пути в Астрахань, единственные, кого можно встретить – это, наверное, пограничная служба.
А вот дикие звери встречались! Лоси, олени, лани… Один раз видели рысь! Удивительно было, кстати: прямо на раннем рассвете. Обычно люди годами охотятся за рысью, а она бежала по дороге между нами.
– Не страшно было?
– Так мы ж быстрее (смеется).
Планы на «Дакар» – настолько реальны, что уже идут переговоры о дебюте на чемпионате России по гонкам на багги
– Как вообще такие поездки появились в вашей жизни? Какая была первой, кто вас вовлек?
– Вообще я начал гонять на квадроциклах в шесть лет. Мы тогда жили за городом, и после школы у меня всегда были 2-3 свободных часа – и мы с моим наставником ездили кататься. Помню, у меня были машины, которые даже не соответствовали моему возрасту и размеру тела, потому что у меня вышел большой накат. И мне доверяли машины, которые обычно вряд ли кто-то будет покупать восьмилетнему. Из-за всего этого я потом сломал себе руку и выбыл из картинга на 5-6 месяцев, ну и квадроциклами перестал заниматься. Где-то в 12 лет прекратил. А потом, когда был в России, не хотелось торчать в грязи и лесах – хотелось видеть друзей.
А вот как раз во время карантина понял: надо возобновлять старое хобби. С возрастом возвращаешься к истокам. У меня нет опыта тренировок на двух колесах, да и сейчас, пока я еще выступаю в «Формуле-1», это слишком опасно. А с рулем и четырьмя колесами я хорошо знаком, потому предпочитаю делать все то же, что и на трассе, но в совершенно противоположных условиях.
У меня для таких поездок есть несколько высокоскоростных вездеходов. И в следующем году думаю выступить на Чемпионате России по гонках на багги.
– Опыт как-то помогает на асфальте?
– Меня с самого детства – лет с восьми – заставляли ехать как можно быстрее, потому с этой точки зрения, конечно, помогает. Но найти сходные моменты пилотирования сложно.
– А Роберт Кубица и Валттери Боттас рассказывали, что гонялись в ралли как раз чтобы стать лучше с точки зрения пилотажа.
– Все мои выезды пока были исключительно для развлечения. Я даже никогда не ехал больше 80 процентов возможных скоростей. Но именно поэтому я, возможно, и выступлю в официальных гонках, где цель уже будет – победить.
– С кем будете выступать? С действующей командой, или создадите свою?
– Общаюсь с Игорем Чагиным, он как раз выиграл чемпионат недавно. Также и с его отцом Владимиром (боссом гоночного подразделения «КАМАЗ» – Sports.ru), когда приезжал в гости к «КАМАЗ-мастер». Они – лучшие профессионалы в этом деле, поэтому говорим с ними.
Все на самом деле началось, когда я приехал в Казань, познакомился с руководством и посетил завод [«КАМАЗа»], увидел, насколько крутые технологии они используют для гонок по бездорожью. И все это производится в России!
– В России же есть еще одна команда в классе мотовездеходов – Snag Racing Сергея Карякина. Он выигрывал «Дакар», и последние несколько лет его экипаж постоянно в числе фаворитов. Знакомы с ним?
– Заочно знакомы, некоторые люди от меня общались и с ним по вопросу гонок. Но его команда выступает в другом классе. Есть Кубок России, где категория N2 – там машины быстрее тех, которые по регламенту допускают на «Дакар». Так что это разные дисциплины, и Игорь выиграл как раз в N2.
– Все так выглядит, словно вы всерьез говорили о перспективах попробоваться в итоге на «Дакаре».
– Я бы оценил сейчас эту вероятность в 80 процентов. И, надеюсь, это случится в составе русской команды.
«КАМАЗ» – сила». Мазепина пустили в грузовик для «Дакара» – и он прокатил в нем отца-миллиардера
Поговорили с Никитой Мазепиным: сражения с Шумахером, причина разворотов, учеба в МГУ и угроза армии
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency; instagram.com/igor_chaginn
Ах да, ждём откуда-то вылезший в топ комментарий, что Мазепа не так уж плох.
Теперь понятно.