Прогноз «Ф-1» на схватку Ферстаппена и Хэмилтона: Макс оторвется, но «Мерседес» догонит перед финалом – останется лишь балл гандикапа
Заключительные гонки в пользу Льюиса.
«Формула-1» в 2021-м просто великолепна: о былом доминировании «Мерседеса» нет и речи, лидеры чемпионата меняются чуть ли не каждый Гран-при, а схватка между Максом Ферстаппеном и Льюисом Хэмитоном из-за череды столкновений уже стала неоклассикой. Причем «Ред Булл» и «Мерседесу» постоянно мешают внезапные взрывы покрышек, отказы моторов, пилотажные ошибки, погода, стратегические провалы… Предсказать итогового победителя любого заезда зачастую невозможно!
В последней гонке в Турции, например, впервые за год выиграл Валттери Боттас, а Ферстаппен обогнал Хэмилтона в чемпионате – уехал из Стамбула с преимуществом всего в 6 баллов. При этом Макс пролидировал за сезон уже 469 кругов – больше, чем все остальные пилоты вместе взятые.
Но как же сложится остаток сезона? На каких трассах «Ред Булл» вновь окажется быстрее, а где опять выстрелит «Мерседес?»
Бывший пилот «Рено» Джолион Палмер, а ныне очень интересный эксперт «Формулы-1», оценил шансы претендентов на титул в шести оставшихся Гран-при.
Американское турне – в пользу Ферстаппена, но затем лидерство перехватит Хэмилтон
«Давайте подумаем. Остин – возможно, все-таки там небольшое преимущество будет у Льюиса и там он сможет немного сократить отставание.
Дальше нас ждет Гран-при Мексики – и трасса, где всегда очень силен «Ред Булл». У «Мерседеса» там возникают проблемы с системами охлаждения болида, потому что автодром расположен на большой высоте. Там должен выигрывать Макс.
В Бразилии, мне кажется, снова должен побеждать Макс. Да, там иногда были и проблемы, но в последние годы он был там очень хорош (победа в 2019-м, 2-е место в 2018-м). Так что да, у Ферстаппена должно быть достаточно уверенное преимущество в чемпионате.
Тем не менее, в последнее время «Мерседес» очень хорош: болид стал быстрее, и с возвращением на более привычные трассы у Хэмилтона может появиться преимущество. Да, мы пока не знаем, чего именно ожидать от этапов в Катаре и Саудовской Аравии. Но обе эти трассы кажутся скоростными и там преимущество, вероятно, должно быть у «Мерседеса».
Получается, к финалу сезона в Абу-Даби Макса и Льюиса будет разделять всего одно очко. Макс победил здесь в прошлом году, но «Мерседес» традиционно очень хорош на этой трассе. И с учетом скорости «Мерседеса» после летнего перерыва – мне кажется, в итоге преимущество останется за Льюисом.
Да, есть еще фактор надежности техники. Хотя я надеюсь, что он не вмешается в борьбу – ведь в противном случае «Мерседесу» стоило бы заменить Хэмилтону весь двигатель на Гран-при Турции.
Еще один фактор – вторые пилоты «Мерседеса» и «Ред Булл». В Турции они блестяще себя проявили: Боттас выиграл сам и не дал выиграть Ферстаппену, а Перес сдержал Хэмилтона. Посмотрим, смогут ли они сыграть свою роль и помешать конкурентам. Не забываем и про «Феррари» – они демонстрируют хорошую скорость. И вполне могут вклиниться в борьбу».
В «Мерседесе» не считают себя фаворитами
Но бывший технический директор «Мерседеса» Джеймс Эллисон (сейчас готовит болид для 2022 года) не согласился с идеей выстраивания прогнозов на сезон на основе выступлений «Мерседеса» в Турции.
«Мне кажется, очень сложно расценивать Гран-при Турции как ориентир для ожиданий от команды в оставшихся гонках. Да, мы провели очень сильный уик-энд, здорово смотрелись и на сухой, и на мокрой трассе, в практиках, квалификации, гонке.
Но это все-таки очень необычная трасса, с необычными свойствами асфальта. Как метко отметил один из наших инженеров, шины в этот уик-энд будто попали в золотую середину – они легко держали оптимальную температуру, не перегреваясь и не остывая. Благодаря этому мы были сильны – но понимали, что если бы условия изменились хоть немного, буквально на пару-тройку градусов в ту или иную сторону, то мы бы сразу выпали из этой золотой середины.
Именно поэтому нам удалось так хорошо выступить: машина была прекрасно сбалансирована, с недостаточной поворачиваемостью оказалось заметно меньше проблем. И я не думаю, что по этому выступлению стоит судить о том, чего можно ждать от «Мерседеса» в следующих гонках».
В чем же заключается уникальность, например, мексиканской трассы? В ее расположении относительно уровня моря (2200 м) – из-за нее мотору приходится работать вдвое агрессивнее, и даже самый экстремальный аэрообвес не дает нужного уровня прижима.
«Здесь не так уж много воздуха – на 25 процентов меньше, чем в нормальных гоночных условиях, – рассказывал Эллисон еще в 2019-м. – Это означает, что мы выжимаем намного меньше прижимной силы, чем могли бы. Хоть на машине установлены все крылья и особенные фишки для трека вроде Монако, но у нас все равно выходит меньше прижимной силы, чем на треке вроде Монцы – трассы с наименьшим количеством прижимной силы. В подобных условиях лучше всего выступают команды, изначально затачивавшие свои болиды под высокую прижимную силу.
Мотору надо больше работать, а турбонаддув должен вращаться быстрее для компенсации упущенной мощности. Однако у турбо есть механический предел. Причем чем активнее оно нагнетает воздух — тем он горячее, а значит, большая нагрузка выпадает и на систему охлаждения. Но там тоже оказывается меньшее количество воздуха, так что у нее тоже падает эффективность. Можно сказать, мотор в Мексике выполняет двойную работу».
И заточка под прижим, и нюансы мотора как раз и говорят в пользу «Ред Булл» – RB16B выстроен вокруг идеи высокого дорожного просвета с целью максимизации прижимной силы, а мотор «Хонды» собирали на мини-турбине с использованием авиационных технологий.
Примерно такой же эффект – и на Гран-при Бразилии, только «Интерлагос» «возвышен» только на 750 метров над уровнем моря. Тем не менее, здесь из-за обилия перепада высот и большого количества медленных и среднескоростных поворотов требования по прижимной силе не меньше, как и нагрузка на мотор: все-таки лишь 13 процентов круга гонщик не давит на педаль газа.
Трек в Абу-Даби другой: расположен в точности на уровне моря, с огромными прямыми и не самыми сложными поворотами – причем большинство виражей структурировано в один техничный третий сектор. Проехать их можно только по одной идеальной траектории, так что борьба на половине трассы абсолютно исключена – все возможности для обгона предоставляют в основном прямые с DRS и точки торможения за ними. В таких условиях решает поул и скорость на ровных отрезках, а не прижимная сила – и в последних гонках здесь как раз вновь начал побеждать «Мерседес», потому, скорее всего, Палмер и назвал Хэмилтона будущим победителем.
На треках Саудовской Аравии и Катара «Ф-1» пока не гостила и точные параметры и ожидания от них неизвестны, однако по общему характеру поворотов они довольно похожи на Абу-Даби: быстрые отрезки в основном прямые, а медленные и среднескоростные – в таких связках, где решает занятие идеальной траектории.
Гонка в США же пока выглядит не меньшей неизвестной из-за проблем с кочковатым асфальтом, но в предыдущие годы Хэмилтон на ней просто царил: выиграл в 2012-м, все гонки с 2014-го по 2017-й, оступился после поула в 2018-м из-за круговых, а в 2019-м просто доезжал до финиша за чемпионским титулом без напряга (тогда выиграл его напарник Боттас). Просто фактически единственное отличие «Трассы Америк» от ближневосточных треков – огромная ширина в конце главных прямых, предоставляющая множество вариантов траекторий для атак. В остальном же машины настраиваются примерно одинаково – и вскрывают те же плюсы и минусы.
А как считаете вы – кто все же победит и станет чемпионом? Пишите в комментариях!
Фото: Gettyimages.ru/Emilio Morenatti – Pool/Getty Images; globallookpress.com/HOCH ZWEI, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency
Наконец то на закате гибридной эры вышло красивое и плотное соперничество…, вопреки мнению хейтеров - оба классные гонщики. Но я бы лично поставил на Льюиса - походу этого сезона он уже показывал в нескольких гонках, как уступая в скорости за счет опыта можно добиться результата.
Какие выводы делаем?...