Скандал в мотогонках: райдер психанул и попытался сломать байк – его тут же отстранили
Теперь карьера под угрозой.
Возвращение MotoGP после летнего перерыва обернулось большим скандалом – через несколько дней после финиша на австрийском «Ред Булл Ринге» титулованная команда «Ямаха» внезапно отстранила одного из своих гонщиков – испанца Маверика Виньялеса.
Формулировка, которую выбрали японцы в официальном пресс-релизе, выглядела почти нейтрально: «Команда отстранила пилота из-за необъяснимых манипуляций с мотоциклом во время Гран-при Штирии. Действия гонщика могли потенциально вызвать существенные повреждения мотора, что повлекло бы риски для него самого и, возможно, для всех остальных пилотов».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/17/fb85bc570470596d57262660e4ec4.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Виньялес пытался испортить мотор
Вскоре выяснились подробности «манипуляций» Маверика: он ехал по стартовой прямой на трассе на предпоследней передаче (из-за чего был значительно медленнее, чем конкуренты), а также пытался превысить предельное число оборотов двигателя – в том числе во время заезда на пит-лейн уже после завершения заезда при включенном лимитаторе.
Если описывать происходящее одним словом, то это слово – «саботаж». Виньялес во время Гран-при Штирии делал все, чтобы сломать свой мотоцикл. Это и неспортивно, и непрофессионально, и просто глупо – техника стоит десятки миллионов долларов, и пытаться нарочно ее отправить на свалку – решение, мягко говоря, импульсивное и необдуманное.
В чем причина саботажа?
Однако почти у каждой (даже на первый взгляд очевидной) истории есть подводные камни и оставшиеся за кадром мотивы. Люди, хорошо знающие Маверика, шокированы не меньше основной массы наблюдателей. Виньялес считается хорошим парнем, который, впрочем, сильно зависим от мнения и советов в близком окружении – возможно, гонщику оказалось достаточно эмоциональных речей от «друзей», чтобы решиться на саботаж.
Подобные события возможны только в неблагоприятных рабочих условиях – и при беглом взгляде на выступления Виньялеса заметно, что австрийский инцидент случился в критической точке карьеры испанца.
Маверик появился в «Ямахе» в 2017-м, после сверхмощного сезона в посредственной «Сузуки» – и сразу оказался на уровне напарника, великого Валентино Росси. Временами испанец демонстрировал чемпионскую скорость, но затем необъяснимо терял темп. Он боролся с Марко Маркесом и Андреа Довициозо за титул, но из-за нестабильности неизменно проигрывал. В моменты, когда Маверик был действительно хорош – его подводила техника: в сезоне-2018 топ-менеджер «Ямахи» Коудзи Цуда даже публично извинялся перед гонщиками за качество байков.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/6d/ecda44b7a475c80f27db46b1df03e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В лучшие годы Виньялес так и не поднялся выше третьей строчки в личном зачете, а затем постаревший и сильно сдавший в скорости Росси ушел и его место занял жаждущий успехов Фабио Куартараро.
В первом же сезоне в заводской «Ямахе» Фабио показал, что он – новый лидер коллектива – куча поулов, четыре победы и уверенное первое место в абсолюте. В то же время Виньялес после стартового успеха в Катаре почти всегда болтался в конце топ-10, а большие очки набирал по праздникам – к середине года он отстал от напарника по зачетным баллам вдвое и растерял почти все шансы на титул. При этом его мотоцикл регулярно капризничал, сам Маверик не стеснялся жаловаться на технику в прессе – чем явно не радовал менеджмент «Ямахи», который считал подобные речи неуважением к корпоративной культуре.
Летом Виньялес понял, что будущего в этой команде нет – и терминировал оставшийся год своего контракта. Домучиться оставалось лишь до осени, затем гонщик рассчитывал перейти в «Априлию», но при этом не терял надежды на свежий рестарт после летнего перерыва.
Как отмечают источники в паддоке, на «Ред Булл Ринге» Маверик заметил, что мотор его мотоцикла барахлит – он тут же сообщил об этом инженерам с надеждой, что неисправный силовой агрегат заменят, однако этого не произошло. Как итог – мотоцикл остановился во время прогревочного круга, из-за чего испанец откатился в хвост пелотона и потерял шансы побороться за подиум.
Именно после этого райдер и решил самостоятельно «добить» двигатель.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/ba/9caff335a42dcbeb7f678c6148a29.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Что будет дальше?
Невозможно представить, чтобы Мав вернулся в «Ямаху» в этом году или в оставшейся части карьеры – для японцев саботаж выглядит огромным ударом по их чести, а гонщик уже не верит, что компания готова предоставлять ему достойную и рабочую технику.
Переход в «Априлию» – если он, конечно, состоится – вряд ли как-то исправит общее направление в карьере Виньялеса. Он уходит из топов в середняки, и в лучшем случае будет повторять подвиги, как во времена выступлений за «Сузуки». Чемпионом он уже не станет.
Однако худший сценарий – возможное нежелание других коллективов сотрудничать с саботажником. Кто знает – может, в будущем Мав снова задумает подпортить собственную технику, если что-то по его мнению пойдет не так? Боссы «Априлии» наверняка сейчас тщательно обдумывают действия спортсмена.
Сам Виньялес обещает в скором времени рассказать всю правду об инциденте – и если он не хочет завершения выступлений в MotoGP в 26 лет, ему нужно поведать очень убедительную историю.
Фото: Gettyimages.ru/Mirco Lazzari; globallookpress.com/Costanza Benvenuti
Он же не просто так психанул. Вы тут пишете "Как отмечают источники в паддоке, на «Ред Булл Ринге» Маверик заметил, что мотор его мотоцикла барахлит – он тут же сообщил об этом инженерам с надеждой, что неисправный силовой агрегат заменят, однако этого не произошло."
Его же версия: когда сессию приостановили из-за аварии Педросы и Савадори, и все поехали на питлэйн, он сказал механикам, что у него все отлично, и чтоб мотоцикл не трогали. Механики, не сообщив ему, на пите переставили установки, поменяли сцепление и выкатили ему машину на старт. Не зная этого, Мэверик пытался выехать на разогревочный круг, а мотор сдох. Так что, кто кого саботировал - тот еще вопрос.
На онборде слышно, что он 2-3 раза перегрузил агрегат, специально или нет - он это точно должен пережить. Команда здесь себя ведет не мене по свински и просто воспользовалась возможностью выпихнуть пилота и сэкономить оклад.
И кто кого саботировал ?
Сделал бы тоже самое. Лучше всех работу двигателя понимает пилот. Если он попросил поменять значит надо поменять.
Такое бывает.Люди не роботы...