В новых болидах «Ф-1» поменяют конструкцию колес. Ради связи с дорожными машинами и упрощения обгонов
Чистая скорость – не самое главное.
Новый регламент в «Формуле-1» ждут с огромным нетерпением: ведь он поможет уравнять все команды и перемешать пелотон, потенциально покончив с доминированием «Мерседеса» и немного «Ред Булл». И один из способов повысить конкуренцию и накал борьбы связан с конструкцией колес.
Сейчас в Гран-при используют 13-дюймовые колесные диски, которые – казалось – идеально подходят для гоночных болидов.
«Используемый нами сегодня тип – отличный вариант для высоких скоростей, – говорит бывший технический директор «Мерседеса» Джеймс Эллисон. – Резина очень эффективно взаимодействует с трассой, она легкая, работает как отличный элемент подвески и обеспечивает пилоту комфортную езду. Вы получаете больше сцепления».
Но с 2022 года «Ф-1» перейдет на 18-дюймовые диски. Вы даже наверняка их уже видели: весь год команды регулярно тестируют новинку. К примеру, недавно ее опробовал и российский пилот «Хааса» Никита Мазепин:
Тем не менее, изменение конструкции колес вызывает и споры: из-за неоднозначного внешнего вида и огромного влияния на технику. Один из недовольных – как раз Эллисон.
«С точки зрения скорости на круге нынешние колеса – более верный выбор. Новая конструкция будет тяжелее, у шины станет хуже сцепление, да и гонять будет неудобно. С новыми колесами машины замедлятся где-то на секунду или две. Я полагаю, если вы 13-летний мальчик или фанат серии фильмов «Форсаж», вам понравится внешний вид дисков», – едко подметил Джеймс.
Так почему же тогда «Формула-1» ударилась в такие эксперименты? Неужели теперь серию ориентируют только на подростков, или у технической новинки есть и другие цели?
Болиды действительно замедлятся, но это не важно. Главное – шины будущего освободят инженеров
Конечно, увеличение веса колес очень сильно повлияет на скорость болидов. К примеру, обычное колесо весит 9,4 кг, прибавим еще дюйм – и получим даже 10,7 кг (+1,3 кг). Выходит, общий вес болида вырастет на 5,2 кг – равносильно потере весьма солидных для «Формулы-1» 5,7 л.с., от мощности мотора. А ведь в реальности диски увеличатся аж на пять дюймов!
Правда, по-настоящему оценить влияние новой конструкции пока невозможно: все данные держат под строгим секретом. Поэтому ограничимся информацией о 13-дюймовых дисках 2001 года: тогда их вес составлял 4 кг. 18-дюймовые диски из того же материала и такой же конструкции весили бы примерно в два раза больше – и машина прибавила бы в весе 15,7 кг. Равносильно падению мощности на 17 л.с.!
Но все-таки даже потеря 17 л.с. не равна лишним двум секундам из заверений Эллисона. По слухам, потеря 1 л.с. – это около 0,016 секунды на круге – и если верить этой формуле, то с новой резиной болиды замедлятся лишь на 0,25 секунды.
Правда, есть загвоздка: у новых шин меньше боковина – лишь 135 мм – и больший диаметр (725 мм против 670 мм нынешнего типа). Выходит, болидам понадобится новая подвеска с более крупными пружинами и амортизаторами. Соответственно, дополнительный вес приведет к дальнейшему замедлению.
Однако простая потеря скорости – не так плоха сама по себе. Современные колеса – катализатор множества проблем: сейчас очень тяжело контролировать их работу – и практически на любом треке у команд возникают большие сложности с настройкой подвески. Маленькая боковина ведет к расширению опций по настройке, так что из-за нее конкуренция, интрига и интерес только возрастают.
Собственно, теоретически Эллисон прав: машины замедлятся. Но невозможно точно спрогнозировать итоговую потерю в скорости из-за нехватки информации. Да и серьезно задумываться об этом вряд ли стоит: взамен мы наконец-то увидим еще более плотную борьбу инженеров. Это ли не радость?
Новые колеса – основа революционного регламента. Они должны привлечь других производителей
С 2022 года серьезно изменится и аэродинамический обвес болидов. Самое главное – машины станут проще (с одних только понтонов пропадет множество дефлекторов и прочих элементов).
Уменьшение аэродинамической нагрузки как раз и позволит перейти на шины с меньшей боковиной: покрышки заработают даже при пониженном давлении, а значит, удастся избежать аварий наподобие инцидентов Стролла и Ферстаппена на Гран-при Азербайджана.
Правда, авторов идеи больше всего интересовала не совсем безопасность, а игра с «грязным» воздухом – главным врагом обгонов и зрелищности в современной «Ф-1». Именно из-за него мы наблюдаем порой настолько скучные заезды.
Если вкратце, «грязным» воздухом называют область низкого давления и турбулентности прямо позади болида. Он создает слипстрим: прижимная сила догоняющей машины уменьшается на 40-50%, и она становится быстрее преследуемого. Но ускорение работает только на прямых, а в поворотах нехватка прижимной силы создает проблемы с сцеплением – и болид вынужден замедляться. В итоге догнать соперника не всегда реально.
Весь новый регламент как раз и выстроен вокруг идеи уменьшения эффекта «грязного воздуха» – «Ф-1» даже вернет запрещенные в 1983-м экстремальные детали для генерирования более «чистой» прижимной силы. Максимально подробно все описано здесь:
«Формулу-1» спасут от скуки сверхопасным эффектом. Даже придумали, как избежать жестких аварий
Сыграют свою роль 18-дюймовые колесные диски: ведь именно колеса и создают большую часть «грязного» воздуха. Широкие боковины постоянно меняют форму во время гонки и потому создают дополнительную турбулентность. Более узкая боковина не так подвержена колебаниям – количество проблем уменьшится. Также над колесами разместят особые винглеты (маленькие крылышки) – «чистящие лезвия». Они должны замедлить турбулентный воздух и уменьшить область низкого давления.
На 18-дюймовые диски перейдет не только «Формула-1»: колесная революция еще ждет NASCAR (тоже с 2022) и «Индикар» (с 2023). Руководство каждой серии объясняет выбор стремлением к большей связи с дорожными автомобилями.
«Для серийных машин мощность не имеет значения, там главное – экономика, и этот тип шин подходит наилучшим образом, – объясняет Джеймс Эллисон. – Совмещение гоночного мира с обычным делает нашу работу нужной для автоиндустрии. Также важно, что [с новыми колесами] сами производители будут больше заинтересованы в «Формуле-1» – а ей необходимы надежные и долгосрочные партнеры».
И перспективы более конкурентных гонок и технических сражений уж точно стоят даже 1-2 секунды с круга, не так ли?
Источник: Donut Media
Фото: twitter.com/pirellisport; Donut Media; twitter.com/HaasF1Team
Что касается массы, то конечно же автор имел ввиду эквивалент в потере лошадиных сил, а не то, что л.с. станет непосредственно меньше от двигателя. Т.е. утяжеление машины эквивалентно равно такой-то потери мощности двигателя при сохранении веса машины.
Увеличение неподрессоренных масс, как уже здесь справедливо отметили в комментариях, всегда подразумевает дополнительные потери и проблемы для конструкторов машин.
Но говорить о каких-либо лошадиных силах и секундах с круга можно только в привязке к результатам тестов или хотя бы проведенных командами симуляций.
Сейчас болиды выходят на старт с балластом, то есть намеренно утяжелёнными для соответствия требованиям регламента по минимальной массе (752 кг без топлива). Иными словами, у команд в этом направлении имеется определённый запас.
А в целом тенденция увеличения минимальной массы болидов представляется достаточно сомнительным "направлением развития".
//"«Грязным» воздухом называют область низкого давления и турбулентности прямо позади болида. Он создает слипстрим: прижимная сила догоняющей машины уменьшается на 40-50%, и она становится быстрее преследуемого. Но ускорение работает только на прямых, а в поворотах нехватка прижимной силы создает проблемы с сцеплением – и болид вынужден замедляться."
Корректнее будет так: эффект слипстрима (разреженного воздуха, аэродинамического "мешка") создаётся аэродинамическими элементами болида: антикрыльями, обтекателями, дефлекторами. "Грязный воздух" является одним из сопутствующих эффектов совместной работы этих деталей (в большей степени дефлекторов) и представляет собой турбулентные потоки, которые присутствуют не только в разреженной зоне позади машины, но и, например, по бокам.
//"Уменьшение аэродинамической нагрузки как раз и позволит перейти на шины с меньшей боковиной: покрышки заработают даже при пониженном давлении, а значит, удастся избежать аварий наподобие инцидентов Стролла и Ферстаппена на Гран-при Азербайджана."
Вообще-то именно игрой с понижением давления команды Стролла и Ферстаппена, видимо, пытались получить преимущество над соперниками. У них шины лучше работали именно с пониженным давлением. Как будут работать новые шины в случае подобных фокусов, пока никто не распространялся (правда, давление обещали контролировать строже). Очевидна лишь более высокая пассивная безопасность при взрыве покрышки благодаря большему радиусу дисков.