Врачи на «Дакаре» приезжают в пустыню к гонщику в беде быстрее, чем в Париже и Берлине. Поспорят только Москва, Лондон и Нью-Йорк
Мировые столицы против штата в 50 человек.
«Дакар» – самый престижный и один из самых хардкорных ралли-марафонов в мире: 12 дней по пустыне сквозь пески и камни, часто – без помощи механиков. Особенно рискуют одиночки-любители с минимальными бюджетами и мотоциклисты, открывающие этапы: им легко заблудиться, не увидеть резкий перепад высот или свалиться с незаметного уступа.
Рассказы об опасности «Дакара» – не пустой звук: хоть ультрахардкорность рейда и немного снизилась по сравнению с первыми изданиями, здесь до сих пор погибают люди. Например, в 2019-м пески Саудовской Аравии забрали Паулу Гонсалвеша и Эдвина Ставера – даже несмотря на внушительные стандарты медицинской помощи.
А организация и правда впечатляет – о медподготовке организаторы «Дакара» рассказали в новом ролике о безопасности.
Только факты о системе, призванной помочь каждому попавшему в беду гонщику:
У каждого рейдера есть GPS-система Iritrack – если участник остановился на треке, командный пункт с бивуака сразу же с ним связывается по радио. Если гонщик не отвечает через установленный промежуток времени – к нему посылают медицинскую команду на вертолете и связываются с ближайшими соперниками для проверки состояния потенциально попавшего в беду раллиста. Также любой гонщик может сам послать SOS-сигнал.
С 2021-го каждый участник «Дакара» проходит обязательные курсы по первой медицинской помощи – специально на случай необходимости спасти попавшего в беду конкурента.
В среднем c момента направления вертолета с медбригадой до ее прибытия на место проходит 20 минут – в зависимости от расположения травмированного гонщика на спецучастке. Это быстрее, чем в Париже, Берлине и большинстве многих других мировых столиц и мегаполисов вроде Сеула, Сингапура и Токио. Затем участников перевозят на бивуак для более глубоких медицинских тестов.
Медицинская команда состоит всего из 50 человек: двух хирургов, четырех врачей скорой помощи, двух рентгенологов(занимаются снимками и ищут переломы), трех медсестер, одного анастезиолога, четырех логистов, восьми остеопатов, двух специалистов по искусственной вентиляции легких, десяти докторов медвертолетов, шестнадцати докторов на восьми каретах скорой помощи, по врачу на старте и финише и трех врачей на медсамолете – для эвакуации в больницу особо пострадавших гонщиков.
Насчет скорости прибытия медицинской бригады быстрее Парижа, Берлина и других городов организаторы «Дакара» не шутили – лишь сравнили свои 20 минут с исследованиями консалтинговой компании PwC об эффективности оказания медпомощи в мегаполисах мира. В ее рамках изучали работу скорой помощи в 15 крупнейших городах: Москве, Париже, Шанхае, Дели, Мехико, Лондоне, Берлине, Сингапуре, Сеуле, Сан-Паулу, Риме, Гонконге, Токио, Нью-Йорке и Йоханнесбурге. Итоги опубликовали в октябре 2019-го – тогда и выяснилось, что в столице России скорая приезжает быстрее, чем где бы то ни было: в среднем за 14 минут 34 секунды.
В топ-4 вошли также Лондон (17 минут и 13 секунд) и Нью-Йорк (17 минут 55 секунд). Пятерку лучших замкнул Берлин с результатом в 21 минуту и 9 секунд – как вы понимаете, это уже медленнее, чем на «Дакаре» посреди пустыни. В Париже время ожидания скорой составило и вовсе около 25 минут – да и все остальные мегаполисы тоже не вписались в стандарт, заданный международным рейдом.
Кажется, теперь у гонщиков и болельщиков не останется вопросов насчет огромных взносов на «Дакаре» – в 2020-м они составили 20-25 тысяч евро для гонщиков класса Original by Motul (без помощи механиков) и 35-40 тысяч евро – с учетом команды ассистентов. При заявке «технички» стоимость растет до сотни тысяч евро, а взносы коллективов на грузовиках достигают нескольких сотен тысяч евро!
Зато вырученные деньги совершенно точно идут по назначению – на организацию прогрессивной и эффективной системы безопасности и экстренной помощи. Похоже, менеджеры-организаторы, отвечающие за медицину на «Дакаре», запросто найдут работу в Министерстве здравоохранения практически любой страны. Все-таки одно дело – развивать эффективность бригад в условиях города с отличными дорогами, подробными картами и понятной нумерацией домов и совсем другое – решать ту же задачу для дистанции в 7658 километров по пустыне и камням вдали от населенных пунктов с максимально трудной навигацией.
Да, гоночные технологии – это не только продвинутые шины, колесные диски, сверхнадежные двигатели и эффективное топливо.
Первый «Дакар» был ультрахардкором. К 2020-му он эволюционировал в элитную гонку
У русского новичка «Дакара» на финише этапа закончился бензин. Местные рвались тащить багги на руках
Фото: East News/Andres Stapff /Pool Photo via AP