Кубки «Ф-1» – произведения искусства: в каждый вшита скрытая отсылка, на фамилию уходит по три недели. Их 30 лет вручную делает одна компания
Секреты красивых и не очень трофеев с любого Гран-при.
Каждый Гран-при «Формулы-1» завершается подиумом, где тройка лучших пилотов получает не только славу, овации и зачетные очки, но и красочные трофеи. Иногда дизайн всех приводит в восторг, а другие кубки гонщики даже критикуют за скучный внешний вид – к примеру, ярче всех на счет вмешательства спонсоров высказался Себастьян Феттель на Гран-при Мексики 2019-го.
«Отличная гонка, организаторы прилагают так много усилий для ее проведения, а потом мы видим дерьмовые, скучные трофеи, – проехался по разработчикам четырехкратный чемпион. – В будущем им стоит что-то придумать – может быть, сделать трофей более традиционно мексиканским. В смысле надписи «Хайнекен» и так видны вообще везде, не нужно вешать эту чертову звезду еще и на трофей».
Но все-таки чаще дизайн победных кубков (да и сам факт их получения) радует гонщиков. Но кто же отвечает за их внешний вид? Как вообще их изготавливают? Мы решили вам помочь найти ответы.
Большинство кубков – дело рук одной компании. Она вошла в «Формулу-1» 30 лет назад
Практически все значимые награды в «Формуле-1» (включая чемпионские кубки) делает Fox Silver – и отвечает за все ее основатель Ричард Фокс.
Компания возникла как объединение мастерской Ричарда и его жены Серены в 1993 году. В автоспорт супруги пришли благодаря страсти мужа, пока жена сконцентрировалась на изготовлении ювелирных украшений.
Но сотрудничество Фокса с «Формулой-1» началось еще в 1984 году: тогда к Ричарду обратился сам Берни Экклстоун (на тот момент глава всей серии) с просьбой создать трофей в свою честь.
«Он (Берни – прим.) спросил, сколько времени уйдет на дизайн, – рассказывает Фокс. – Я сказал: «Что ж, понадобится где-то неделя или что-то в это роде. Как насчет конца следующей недели?» Тогда он сказал: «В четверг утром я уеду в ЮАР». Я предложил ночь среды как крайний срок. Ему, кажется, все понравилось».
Этим трофеем имени Берни Экклстоуна наградили автомобильный клуб той страны, чьи пилоты наибольшее количество очков.
С тех пор Fox Silver создала для «Формулы-1» более 600 кубков, хотя, по версии самого Ричарда, компания представила даже 800 трофеев для главной серии мира. Более того, награды для WRC (чемпионат мира по ралли) и NASCAR – тоже их творения.
Процесс создания кубка намного сложнее, чем кажется: только в правилах ФИА их регламентируют две страницы
Все начинается с определения титульного спонсора Гран-при. Fox Silver взаимодействует не только с ним, но и с представителями автодромов и других спонсоров чемпионата.
«Если вы откроете регламент ФИА, то обнаружите там целых две страницы, посвященные тому, каким должен быть трофей», – говорит Фокс.
Вот самое главное из правил: на кубке должны присутствовать логотип «Ф-1», официальное название мероприятия и позиция пилота. Трофеи победителя и конструктора не могут быть ниже 50 см и выше 65 см, награды призеров – ниже 35 см и выше 45 см. Вес – не более 5 кг. Причем, именно этот параметр Фокс называет самым главным, поскольку изготовители, по его же словам, буквально «привязаны» к нему. Кроме того, дизайн кубка должен быть удобным для держания в руках и переноса без повреждений.
«Когда мы создаем трофеи, идеи приходят в голову сами, – рассказывает Ричард. – Иногда это занимает несколько дней. У нас есть специальные дизайнеры, создающие модели (на компьютере).
Затем мы используем 3D-принтер, создавая уже реальную модель на основе выбранного материала, чтобы посмотреть все ли хорошо, нормально ли все с пропорциями.
После мы обдумываем, каким именно способом создать разные части трофея: вручную или с помощью токарного станка. Мы также можем прибегнуть к электроформингу. Это такой процесс трехмерного покрытия. Он заключается в погружении в серную кислоту (при условии, что кубок сделан из меди) или в циановую (при условии, что основной материал – чистое серебро).
Фактически мы проводим электрический поток через объект из 20 кг серебра. В пространстве, куда погружают часть будущего трофея, расположены два мешочка, играющие роли катода и антикатода. Они перегоняют молекулы из жидкости прямо на погруженный объект. Мы делаем это относительно медленно, чтобы получить идеальный результат».
На примере трофея Гран-при Бахрейна Ричард рассказывает, как сделали разные части кубка: к примеру, этот кусок создан вручную – отсюда и красивые волны, символизирующие расположение страны.
Здесь создатели вырезали на трофее логотип местного Гран-при, внутри которого расположена схема самой трассы.
Ричард также рассказал об изготовлении кубков к внеплановому Гран-при Айфеля этого года. «Его основа сделана из полиацеталя (полиформальдегид, заменяющий металл в автопромышленности). Он покрыт металлом, на серебряной части которого мы позже займемся гравировкой».
Цвета национального флага наносят, зажимая деталь в токарном станке.
«Металл начинает крутиться, как диск, и его начинают прижимать специальным инструментом, придавая определенную форму. Когда его возвращают на прокрутку, нам приходится заняться тем, что мы называем «уплотнением», так как на поверхности необходимо убрать оставшиеся неровности. В противном случае, трофей выглядел бы просто отвратительно, даже после полировки».
Весь кубок Гран-при Айфеля состоял из трех частей, которые держались благодаря плотно состыкованной конструкции.
Фокс также отмечает, что у трофеев обычно специально закрытое дно на случай, если пилоты захотят испить из них шампанское.
Далее Ричард показывает выгравированные логотипы 70-летия «Ф-1» и спонсора серии Saudi Aramco с синей линией под ней.
Внутри трофей покрыт 24-каратным золотом.
Кубки «Формулы-1» как вид искусства
Сделать трофей действительно не так просто. Но еще сложнее превратить кусок металла в настоящий шедевр – здесь нужны по-настоящему золотые руки.
«Те, кто занимается полировкой, должны обладать особыми навыками, – признает и сам Фокс. – Это своего рода искусство. Именно в этот момент можно полностью уничтожить проделанную работу. Очень легко зацепить край или испортить целую деталь. Это очень неприятная работа. Но лично я горжусь мастерством полирования».
Не обойтись мастерам и без творческого мышления. Ведь именно оно и дает те гениальные идеи, воплощенные в реальность. Об этом Ричард рассказывает на примере трофея последнего этапа сезона:
«Кубок Гран-при Абу-Даби – это чистое серебро, наложенное на потрясающие формы. Мы работали над ним с первой гонки сезона. Так что у нас уже есть 3-4 готовых экземпляра. Знаете, я брал в расчет все, что может ассоциироваться с Абу-Даби: архитектура, история… Но что может быть лучше пикирующего сапсана? Это же скорость. «Формула-1» – это тоже скорость. Это, по сути, быстрейшее животное на Земле. После ко мне пришла идея добавить вихрь. В итоге получился сапсан, разрезающий воздух».
Fox Silver также создали особый трофей к Гран-при Эмилии-Романьи, проходившем в Имоле. В честь легендарного Айртона Сенны, погибшего здесь 26 лет назад, на сделанный в виде трассы кубок нанесли алмазную метку в месте аварии трехкратного чемпиона.
Это творение высоко оценил победитель гонки Льюис Хэмилтон: «Мы не ездили тут очень давно, и я даже помню, как тогда в 1994-м мимо меня проходил Сенна. Удивительно осознавать, что мы снова, спустя 26 лет, получили возможность победить на таком треке. И да, трофей точно будет верным хранителем памяти (об Айртоне). Он не такой уж и легкий, что придает ему ценности».
И, конечно, лучшие творения компании – главные кубки современной «Ф-1» для победителей чемпионата мира и Кубка Конструкторов.
«Одни из моих любимых трофеев – чемпионские, – говорит Ричард. – Это был удивительный заказ от «Формулы-1». Все пилоты просили у нас сделать копию. На него нанесены все чемпионы с 1950-го года. Мы ставим дату титула каждого. Сейчас 70-летие «Ф-1», и у нас много работы. На всего лишь одну фамилию уходит 3 недели. А если пилот еще и захочет дубликат…»
Создание кубков в автоспорте – дело, приносящее не славу, но в первую очередь удовольствие. И наилучшим доказательством служит резюме Ричарда Фокса:
«Я обожаю наблюдать, как пилоты радуются, держа в руках трофеи, как они подкидывают их вверх. Надеюсь, это отражает их достижения».
Источник: YouTube-канал Мэтта Эмиса
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; Global Look Press/Sammy Minkoff