Оказывается, Квят проехал непристегнутым 7 кругов на Гран-при Португалии. Команда попросила его остаться в гонке
Новый скандал с безопасностью в «Ф-1».
Обычно в «Формуле-1» все помешаны на безопасности – особенно после недавних случаев гибели Жюля Бьянки на Гран-при Японии и Антуана Юбера в гонке «Формулы-2» в Бельгии. Но в 2020-м что-то регулярно идет не так: то Шарля Леклера и «Феррари» не накажут за целый круг езды с распущенными ремнями безопасности, то гоночная дирекция разрешит болидам разгоняться на полную скорость за сэйфти-каром, когда маршалы еще чистят трек, то нарушившим коронавирусные протоколы выписывают лишь ничего не значащие предупреждения…
Но находка пользователя реддита zyxwl2015 поразит кого угодно еще сильнее: оказывается, Даниил Квят на 58-м круге Гран-при Португалии сообщил командному мостику о расстегнувшихся ремнях безопасности – но «Альфа Таури» потребовала продолжать до финиша!
Даниил: Ремни безопасности опять расстегнулись.
Инженер Даниила: сообщает об обгоняющим Даниила на круг Льюисе Хэмилтоне.
Даниил: У меня опять расстегнулись ремни. На этот раз все серьезно».
Гоночный инженер: Теперь просит пропустить Пьера Гасли. Повтори про ремни безопасности, повтори про ремни безопасности.
Даниил: Они все, они все. Небезопасно.
Пауза на минуту
Гоночный инженер: Оставайся на трассе.
Конечно, пилоты под «расстегнувшимися» ремнями часто имеют в виду лишь ослабевшие, поскольку сами не могут проверить реальную ситуацию и подтянуть – только расстегнуть «паука» совсем. Также Квят вроде бы не двигался в машине в чрезмерной манере, несвойственной обычному положению – тем не менее, сообщения о небезопасности и явные намеки на повторение проблемы трудно объяснить.
В итоге №26 проехал семь кругов непристегнутым – и ни команда, ни ФИА не выразили какую-либо обеспокоенность на этот счет. Почему сам Даниил не заехал в боксы, ослушавшись приказа «Альфа Таури»? Как один из вариантов, когда на кону стоит место в «Ф-1» на следующий год, инструкциями команды обычно не пренебрегают.
Обычно гоночный директор в любой опасной ситуации подобного формата требует от команды провести дополнительный пит-стоп и решить проблему – именно так случилось, например, с Льюисом Хэмлитоном на Гран-при Азербайджана-2018, когда у него поднялся «воротник». Однако официальные лица почему-то проигноировали ситуацию – да, Даниил все равно ехал последним и явно не атаковал на полную, но речь все-таки о «Ф-1»: здесь прокол и последующий визит в барьеры может случиться буквально в любой момент.
Мы попросили у национального комиссара Коллегии спортивных комиссаров Гран-при России (судейский орган в «Ф-1») Георгия Андреева прокомментировать ситуацию.
«Грубо говоря, если ты в «формульном» болиде отстегнулся – значит, гонка для тебя закончилась. Потому как считается, что пристегнуть хорошо могут только механики в боксах. Сам ты этого сделать не можешь.
Касательно Квята – мы не знаем, все ли ремни у него отстегнулись: может, какой-то один, может, что-то расслабилось. Теоретически если речь идет об одном ремне, который просел или вывалился, то система сохраняет некоторую функциональность и продолжает работать. Если бы у него расстегнулись все ремни – думаю, он сам бы сошел, ведь тогда его бы швыряло по машине туда-обратно.
Само собой, ремни должны функционировать в полном объеме. Скорее всего, у него съехал какой-то один ремень. Может быть, съехали два самых нижних ремня – потому что они иногда крепятся соединенной пряжкой.
Можно ли продолжать движение в таком случае? Сейчас мы точно знаем только одно: «Альфа Таури» никуда об этом не доложила. Мы понимаем, что они вообще старались не озвучивать этот вопрос. Если сам пилот понимает, что проблема заключается в одном-двух ремешках – наверное, едет и дальше.
Мы не можем заставить человека соблюдать все нормы безопасности – у него и его команды есть свои головы. В кузовных гонках люди иногда HANS (систему защиты шеи и головы, крепится за шлем – Sports.ru) неправильно пристегивают – и потом объясняют, что им так удобнее. Просто разводишь руками. Люди не всегда оценивают свою жизнь по достоинству. И здесь у него какая ставка – сходить или дальше ехать. Он ехал последним с большим отставанием? Да, странно. Но каждый здесь решает сам. Или же команда за него решает.
Раньше был прецедент с Леклером, который полкруга непристегнутым проехал на Гран-при Испании – но там было серьезнее: Шарль отстегнулся совсем.
Есть ли вообще наказание за такое? Вообще да: это нарушение норм безопасности, и под это можно подвести пункт про небезопасный пилотаж. Но задним числом за это особо не накажешь – разве что можно пальцем погрозить. Даже предупреждение за прошедший давно закрытый этап – это вряд ли… Скорее можно просто сказать «Дорогие Даня и «Альфа Таури», не делайте так больше». Не более чем.
Может, команда посчитала, что так правильно. Может, они знали, что там расслабилось не более двух ремней. Может, они владели какой-то еще информацией. В «Формуле Е», например, применяются ремни, на которых стоят специальные датчики, показывающие, затянут ремень или нет. Раньше в этой серии меняли машины на пит-стопе, и для контроля за безопасностью разработали такую систему. Тех, кого не до конца пристегивали, штрафовали и заставляли заезжать в боксы и перезатягивать».
В итоге Квят финишировал 19-м – и решающего фактора отрезок в 7 кругов на его результат не оказал. Однако ясно лишь одно: в ФИА точно стоит пересмотреть свое видение безопасности в 2020-м.
Фото: REUTERS/Rudy Carezzevoli; Gettyimages.ru/Peter Fox; globallookpress.com/Hasan Bratic
РБ - ДНО.
Рубанков, ты это, выучи правила расставления тире. Читать, отвлекаясь на безграмотность, сложно. Как ты еще свои ФИО через тире не пишешь..)