Трибуна
7 мин.

Сколько стоит содержание трассы «Ф-1»? А сколько – проведение одного Гран-при? Больше $100 миллионов в год?

Вы в блоге «Окей гугл: «Формула-1», где каждый новый пост – ответ на популярный запрос о главном гоночном чемпионате в поисковиках. Поможем тем, кто хочет больше знать о быстрейших гонках на планете – или просто расширяет кругозор.

Сегодня наш блогер разбирает вопрос, который интересует каждого, кто хоть раз восхищался великолепными локациями Гран-при: «да сколько ж стоит провести все это великолепие?!»

Среди стран порой идет настоящая борьба за право провести у себя этап «Формулы-1»: многие считают его отличным способом поднять престиж, встав в один ряд с аристократичным Монако и продвинутым Сингапуром. Кроме того, известнейшие гонки мира ежегодно смотрят около 500 миллионов человек, а рекорд посещаемости одного уик-энда в 2019-м перевалил за 360 тысяч человек. Так что Гран-при и правда может стать неплохой рекламой для туристов.

Однако «Формула-1» никогда не была дешевым удовольствием – потому проведение гонки может стать серьезной проблемой. С нехваткой средств сейчас сталкиваются, к примеру, этапы в Испании и Германии. И неудивительно: стоимость даже простого содержания трассы – заоблачная.

Городские Гран-при – самые дорогие. Основная причина – лицензионный взнос

Самый быстрый и простой способ провести гонку «Ф-1» – перенести ее в город.

Во-первых, нет необходимости постоянно обслуживать трек, так как он существует лишь несколько дней в году. Во-вторых, не приходится тратить дополнительные средства на постройку трассы, ведь она уже готова – нужно просто собрать ее из улиц. Кроме того, проведение Гран-при в городе – это отличная возможность привлечь туристов показом местных достопримечательностей всему миру.

Проблема в стоимости: городская гонка намного дороже этапа на отдельном треке. Временные трибуны и качественный асфальт требуют огромных инвестиций. Особенно большой проблемой становится дорога: для соблюдения требований ФИА приходится пристально следить за состоянием покрытия трассы. Организаторам постоянно приходится улучшать и перекладывать определенные участки.

Еще больше трудностей возникает с персоналом. Для работы во время городского Гран-при нужно около 600 человек, и на них уходит $16 млн, $6,5 млн из которых тратятся на маркетинг и организацию. И это не считая 120 пожарных и 550 маршалов, которых чаще всего набирают из добровольцев.

Строительство трибун на 80 тысяч зрителей обходится в $14 млн. Обеспечение трассы поребриками и барьерами выходит в $8 млн. Столько же стоит сооружение временных боксов для команд.

Транспорт, офисы и коммунальные услуги составляют $6 млн. К ним еще прибавим $4,5 млн на прочие расходы: например, на 350 огнетушителей, расставленных по регламенту через каждые 15 метров трека. Организаторы также обязаны купить множество страховок – на них уходит $1 млн.

Таким образом, ежегодно на проведение городского этапа «Формулы-1» уходит примерно $57,5 млн. Но не стоит забывать и про лицензионный взнос – он варьируется от $20 до $48 млн (в зависимости от историчности) и обычно с каждым годом увеличивается на 10% (в 2016 году новые контракты заключались за $30 млн). Правда, существуют исключения: Монако ничего не платит за проведение гонки.

Итого за 10 лет, при старте в 2016-м (как пример – Баку), организаторы потратят около $478 млн на покупку прав на Гран-при и еще около $575 млн на организацию самого заезда. Суммарно – $1,05 млрд (без учета инфляции или изменения цен).

На собственной трассе может выйти дешевле. А может и не выйти

Во избежание настолько больших ежегодных затрат промоутеры нередко выбирают другой путь – гонки на стационарном треке. И тут есть два варианта.

Первый – использование уже существующего автодрома. Однако организаторам придется учесть все его недостатки: если трек не предназначен для «Формулы-1», то необходимо его доработать. Это стоит не менее $10 млн, чаще дороже.

Но и тут можно косвенно финансово выиграть: хорошим примером является Гран-при Мексики, вернувшийся в календарь чемпионата в 2015 году. «Автодром имени братьев Родригес» специально получил новый участок в 3-м секторе, где находится стадион с трибунами.

Выбор местоположения трека – центр Мехико – сыграл ключевую роль в успешности мексиканского этапа. На гонку 2015 года там собралось 335 850 человек. Соответственно, средняя выручка отелей составила около 260 долларов с персоны – на 128% больше, чем в предыдущем году. Также увеличилась сама заполняемость гостиниц – с 64% до 81%.

Но не всем везет так же, как мексиканцам.

Второй вариант проведения Гран-при на отдельном треке – строительство полностью нового трека. Пример – техасская «Трасса Америк», где гонки проводятся с 2012 года.

Конечно, главное преимущество нового автодрома – свобода мысли. Можно выдумать интересные связки поворотов и прямых и вызвать тем самым огромнейший интерес. И, судя по всему, у американцев получилось привлечь публику: в первые два года Гран-при США был вторым по посещаемости этапом «Ф-1».

Проблема в том, что одно лишь возведение трасса завесило на $275 млн:

Правда, взнос в «Формуле-1» за право проведения гонки на стационарном треке в разы ниже по сравнению с городскими этапами – в среднем $18 млн (от 10 до 45 миллионов в зависимости от расположения, рынка и исторического бэкграунда). И если брать все тот же десятилетний период, то на возведение и содержание отдельной трассы уйдет $933 млн.

Даже первый трек в истории «Ф-1» с рекордной посещаемостью постоянно испытывает финансовые проблемы

Все знают «Сильверстоун» как автодром, который первым в истории принял Гран-при «Формулы-1» в 1950 году. Но не всем известно, что из года в год трек буквально бьется за существование.

«Сильверстоун» – единственная трасса в календаре, которая обходится без государственного финансирования. Владелец автодрома – это Королевский клуб британских гонщиков (BRDC), куда входят 850 человек. Среди них есть Найджел Мэнселл, Деймон Хилл, Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон.

BRDC уже несколько раз пытался сдать трассу в долгосрочную аренду – но безрезультатно. В итоге Гран-при Великобритании выживает за счет проданных билетов, чью стоимость регулярно повышают. Плата за проведение этапа «Ф-1» обходится в данный момент примерно в $18 млн, но с каждым годом цифра растет на 5% – и промоутер не совсем доволен ситуацией. К примеру, когда выяснилось, что «Ф-1» предлагала Майами гонку бесплатно, промоутер Гран-при Великобритании потребовал пересмотреть и их контракт, отсылая к справедливости и историчности.

Его можно понять: из-за долгов и крупных кредитов «Сильверстоун» находится в бедственном положении. BRDC каждый год ищет различные пути улучшения финансового положения автодрома. Помогает прежде всего большая загрузка трека (все-таки речь о главной трассе Великобритании – тут почти каждую неделю что-то проводят), а также близкое размещение баз «Ред Булл», «Мерседеса» и «Рейсинг Пойнт»: постоянные тесты дают непрерывный приток денег.

На данный момент контракт «Сильверстоуна» и «Формулы-1» рассчитан до 2024 года, и у организаторов есть время, чтобы добыть больше средств – к примеру, через девелоперские проекты вроде продажи жилья прямо рядом с треком.

Рядом с трассой «Ф-1» строят район с элитными домиками за $2 млн. Из окон откроется шикарный вид на гонки

«Я абсолютно уверен, что «Формуле-1» необходимо сохранить Гран-при Великобритании и, в частности, на «Сильверстоуне», – говорит Льюис Хэмилтон. – Ведь это потрясающая трасса, потрясающее место. С великолепной посещаемостью. Нельзя отворачиваться от этого».

Но пример старейшего этапа чемпионата показывает, насколько суров с финансовой точки зрения мир автоспорта.

Сколько зарабатывают гонщики «Формулы-1»? Не все – миллионеры

Какой рекорд скорости в «Формуле-1»? Болид правда разогнался быстрее 400 км/ч?

Какие права нужны, чтобы ездить на болиде «Формулы-1»?

Источник: Raconteur

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson/Getty Images, Clive Mason, Clive Rose, Bryn Lennon, Peter Fox; globallookpress.com/HOCH ZWEI/Pool/ANDREW BOYERS