Все деньги «Формулы-1»: главные команды тратят по $400 миллионов в год, но прибыли не добивается никто
В убытках даже «Мерседес».
Какими бы ни были заоблачные контракты в НБА и дикий рост стоимости клубов АПЛ, самым дорогим видом спорта была и остается «Формула-1» – здесь ежегодно тратят миллиарды всего на десяток участников чемпионата. Гонка бюджетов и вооружений давно подняла среднюю сумму на сезон до 240 миллионов, но точных разбивок не знает никто, кроме самых осведомленных инсайдеров из паддока.
Один из таких – авторитетный и опытный журналист сайта racefans.net Дитер Ренкен – собрал разрозненные данные из всех команд за 2019-й и составил рейтинг бюджетов, персонала, убыточности и объема спонсорских поступлений.
Но сперва немного замечаний для простоты сравнений, анализа и расчета:
из предполагаемых бюджетов команд исключены все моторные подразделения (для дочек автоконцернов) и контракты на на поставки силовых установок (для частников). Дело в том, что эти данные невозможно раскрыть, и они могут варьироваться в зависимости от коллективов: хоть ФИА и ограничивает объем годовой сделки на две машины в 25 миллионов долларов, разные клиенты могут выторговать себе разные условия
поскольку команды базируются в разных зонах («Феррари» и «Торо Россо» – в Италии с евро, «Альфа Ромео» (бывший «Заубер») – в Швейцарии с местным франком, а остальные – в Великобритании с фунтом), все показатели переведены в доллары для удобства сравнения (и поскольку большинство спонсорских контрактов заключается в этой валюте). Курс выбран из приблизительного расчета $1 = €0.90/SFr1.00/£0.80. Реальные показатели за год могли колебаться из-за разницы курсов, но все мельчайшие перемены участь невозможно.
Финансы команд «Формулы-1» в 2019 году
10. «Уильямс»
В отличии от всех остальных команд, показатели «Уильямса» можно считать окончательными и не воображаемыми: команда торгуется на франкфуртской бирже, а потому обязана раскрывать детальный финансовый отчет.
В остальном некогда легендарную английскую команду ждут очень тяжелые времена: машины с каждым годом выходят все медленнее (в 2019-м завоевано лишь одно шальное очко на хаотичном Гран-при Германии), а финансовая обстановка – все хуже. Так из «Уильямса» вместе с Робертом Кубицей ушли все польские деньги компании Orlen (минимум 15 миллионов), а акционеры головной компании зачем-то приняли решение продать успешный инжиниринговый бизнес, обладавший военными госконтрактами на десятки миллионов долларов. Теперь в случае убытков спасаться будет нечем.
Худшая команда «Формулы-1» страдает в гонках, но делает лазерную пушку и электронику для бронемашин
С другой стороны, контракт с Rokit на 20 ежегодных миллионов продлен еще на два сезона, а Кубицу заменит сын канадского миллиардера Николя Латифи – вероятно, его семья поможет с финансовыми неурядицами и спасет «Уильямс» в безвыходной ситуации.
9. «Хаас»
Американская команда единственной в чемпионате использует систему максимального аутсорса при разработке машины: закупает у «Феррари» моторы и все разрешенные регламентом запчасти, а также пользуется ее аэродинамической трубой. Для деталей, которые команды обязаны создавать самостоятельно, используются инженеры и мощности итальянской «Даллары» – отделы шасси и аэродинамики у «Хааса» очень скромные, а базе в Банбери по сути обитают только ветка симуляторов для настройки болидов и стратеги.
Максимально детальное описание бизнес-схемы «Хааса» – включая причины нелюбви других команд
Данный подход уже доказал свою эффективность (4 финиша в топ-5 за 4 года при минимальном бюджете, пятое место в Кубке конструкторов-2018), но он же и убивает всю стабильность: в 2019-м команда столкнулась с огромными проблемами с аэродинамикой и шинами еще на первых этапах и не смогла их решить за весь год. В итоге «Хаас» завершил сезон 9-м и получит на 15 миллионов долларов призовых меньше в следующем году.
Также американцы вляпались в скандал со спонсорами: эпатажные производители энергетических напитков Rich Energy подарили им стильную ливрею и пообещали круглую сумму, но в итоге все завершилось болезненным разрывом (по оценкам Ренкена, он стоил «Хаасу» недополученных 10 миллионов) и обменом колкостями в соцсетях.
В «Формуле-1» – цирк: бизнесмен воюет в твиттере с гоночной командой и собственной компанией
Вряд ли подобные истории помогут найти новых спонсоров, так что появление слухов о желании владельца «Хааса» продать или закрыть команду точно не беспочвенные.
8. «Альфа Ромео»
Команда из Хинвила только начинает по-настоящему оживать после включения режима очень тесного сотрудничества с «Феррари»: бюджет вырос прежде всего для расширения штата на 10 процентов и закупки нового симулятора.
Причем в дело вкладывается не только ФИАТ через «Альфа Ромео»: акционеры покрыли убытки в 15 миллионов, а «третья сторона» – это шведский фонд Longbow Finance, который все еще контролирует контрольный пакет команды через компанию Islero Investments. Раньше скандинавских финансистов со связями в бывшим гонщиком «Заубера» Маркусом Эрикссоном подозревали в простой поддержке соотечественника, но №9 нет в боевом болиде уже год, а фирма все еще вкладывается в проект покруче автоконцерна-сателлита. Пока не очень понятно, зачем шведам это нужно, но коллектив рвется вверх через толщу середняков прежде всего именно благодаря им.
Также начала оживать и спонсорская активность: только в 2019-м портфолио «Альфа Ромео» пополнили Shell, Claro, Singha и Richard Mille, а после подписания контракта резервного пилота с Робертом Кубицей команда получит еще и 10 миллионов от Orlen. Все эти средства пустят на дальнейшее развитие и инвестиции – пожалуй, ни одна другая команда из середины «Формулы-1» не вкладывается в будущее столь же активно.
7. «Рейсинг Пойнт»
После прохождения через банкротство в 2018-м в бывшей «Форс-Индии» все изменилось: команда больше не выживает из последних сил. С пришествием клана Строллов «розовые» увеличили численность работников на 15 процентов, заложили новую базу и перешли на использование аэротрубы «Мерседеса» в Бракли – за неназванную, но точно немалую сумму.
Причем Лоренсу не приходится поддерживать сына чрезмерно высокими суммами: Серхио Перес по-прежнему приносит солидный спонсорский пакет, а на канадца Ланса пришли топовые национальные компании JCB и Bombardier. Наверное, впервые в истории финансовое будущее команды из Сильверстоуна не вызывает опасений – но если «Рейсинг Пойнт» полезет вперед, то потребуется намного больше инвестиций.
6. «Торо Россо»
Вторая команда автоспортивной программы «Ред Булл» долгое время была всего лишь последней ступенью на пути в «Формулу-1» для обкатки молодых талантов – но в прошлом году все изменилось. Подписание контракта с «Хондой» принесло спонсорские средства от японцев и сократило затраты на содержание моторов – в итоге у «Торо Россо» появились возможности нанять больше человек для отдела аэродинамики, базирующегося в английском Бедфорде, и чуть сильнее вложиться в развитие машины. Помогло и расширение взаимодействия с головной командой: теперь на молодежные болиды ставят еще больше деталей, созданных гением Эдрианом Ньюи.
В будущем отдача от «Торо Россо» только усилится: концерн «Ред Булл» передумал вбрасывать десятки миллионов просто ради обкатки молодых пилотов и решил переименовать конюшню в «Альфа Таури» – молодой бренд одежды. Вряд ли это приведет к росту спонсорских поступлений, а вот дополнительные 15 миллионов от «Формулы-1» за эпохальное шестое место в Кубке конструкторов очень помогут команде Квята в 2020-м.
5. «Рено»
Французская команда мощно нарастила бюджет и персонал (его сразу на 15 процентов), реконструировала базу и симулятор, подписала Даниэля Риккардо – и вместо прогресса получила новое поражение от клиента (на сей раз «Макларена») и падение в Кубке конструкторов (обойдется в 10 миллионов в 2020-м).
При этом если хорошенько взглянуть на разницу в бюджетах, можно увидеть: все повышение трат в 25 миллионов как раз ушло на новую огромную зарплату австралийца, а в остальном размеры инвестиций «Рено» не изменились. При этом французский концерн и так поддерживает проект в «Формуле-1» как минимум на сотню миллионов – пожалуй, ни в одной другой команде нет настолько нездоровой финансовой ситуации. Менеджмент команды реально печалит.
При этом в «Рено» целиком и полностью сфокусированы на 2021-м – как провозгласил босс команды Сириль Абитебуль, «никто больше так не продвинулся в подготовке к 2021 году, мы решили выделить на это много ресурсов». Впрочем, пока офис в Булони все оплачивает – почему бы и не рассказать о невидимых успехах?
4. «Макларен»
Пожалуй, именно в «Макларене» совершили главный прорыв года на спонсорском рынке: вернули огромные деньги от табачной компании BAT (с рекламой которой власти многих стран боролись весь год), подписала крупное соглашение с Coca Cola и находила локальных партнеров практически на каждый Гран-при. Результат – первое место по рекламным доходам вне мира «Мерседеса», «Феррари» и «Ред Булл» (и даже сравнимо с последними). Иронично, что его достигли как раз сразу после ухода Фернандо Алонсо из «Формулы-1».
Однако не обошлось и без поражений: бразильская нефтяная госкомпания Petrobras досрочно разорвала пятилетний контракт на 40 миллионов долларов в год, из-за чего у «Макларена» образовалась колоссальная недостача в бюджете. Пришлось срочно продавать часть акций всего концерна – и их на 277 миллионов долларов купил отец новичка «Уильямса» Майкл Латифи. Именно эти деньги и отражены в бюджете как «вложения акционеров».
Скорее всего, в 2020-м развитие продолжится – и тогда как раз пригодятся и остальные средства, вырученные от продажи 10 процентов акций. Пока что у «Макларена» нет проблем с ликвидностью, так что с лучшим спонсорским пакетом в «Ф-1» cреди середняков и отсутствием дорогих контрактов пилотов англичане выглядят самой перспективной командой за пределами большой тройки.
3. «Ред Булл»
По данным Дитера Ренкена, бюджет команды увеличился на 25 миллионов исключительно благодаря «Хонде» – без нее (или при переводе этих денег в более справедливый разряд «технические партнеры» рекламные поступления оказались бы на уровне 85 миллионов – даже меньше, чем у возродившегося «Макларена». Здесь коллектив из Милтон-Кейнса явно недорабатывает, хотя общий пакет по именам выглядит как никогда мощным: Tag Heuer, ExxonMobil, IBM AT&T,«Астон Мартин» и куча компаний поменьше.
При этом «Ред Булл» все равно по-прежнему вкладывает в команду 65 миллионов из маркетингового бюджета – до настоящей самостоятельности спортивному подразделению пока далеко.
С другой стороны, именно к полному самофинансированию и автопрограмма и стремится: в реальности большая часть персонала фактически работает в подразделении Red Bull Technology, которое поставляет запчасти для «Альфа Таури», работает над проектом «Астон Мартин» Valkyrie и многими другими. В саму Red Bull Racing формально входит только 60 человек – механики и стратеги. Тем не менее, по оценкам Ренкена, именно 780 работников постоянно заняты именно вопросами главной команды.
В будущем наращивание бюджета также произойдет исключительно благодаря «Хонде»: эффект от экономии средств на покупку двигателей и дальнейшее взаимодействие может расшириться еще на 50 миллионов.
2. «Мерседес»
У подразделения «Мерседеса» в «Ф-1» интересная структура: на самом деле боссом всей гоночной программы является не Тото Вольфф (он рулит только командой), а Маркус Шефер – директор моторной ветви High-Performance Powertrains из Бриксуорта и член совета директоров «Даймлера». При этом из менеджеров только у Вольффа в собственности есть акции всей спортивной части концерна – 30 процентов (60 принадлежат головной компании, еще десятью владел Ники Лауда). Почему это важно? Просто в конце 2020-го по ценным бумагам Ники и Тото включается опция завода – обратный выкуп по очень сложной формуле. Если новый СЕО «Даймлера» Ола Каллениус (тоже управлявший в прошлом HPP) решит воспользоваться возможностью, то у Вольффа с «Мерседесом» в конце 2020-го пропадет всякая формальная связь.
С другой стороны, Каллениус явно не доволен ежегодными затратами в 80 миллионов – Тото уже публично объявил цель по оптимизации бюджета для сокращения инвестиций со стороны головного концерна. В противном случае функционирование всей программы «Ф-1» может оказаться под угрозой, ведь новый босс «Даймлера» обожает электромоторы и объявил курс на электрификацию. Но не меньше Ола любит и титул «победителя расходов», так что при сокращении финансовых требований со стороны гоночного подразделения «Мерседес» и правда останется в чемпионате хоть навечно.
В остальном никаких финансовых потрясений в поставе чемпионов не ожидается: Petronas подтвердил щедрый спонсорский контракт на несколько лет вперед, а мелкие партнеры приходят на имя Льюиса Хэмилтона один за другим.
1. «Феррари»
Самый большой бюджет «Формулы-1» держится на двух грандиозных вещах: умопомрачительных призовых (включая бонусы за историчность), достигающих 20 процентов всего фонда, и на сверхвыгодных спонсорских контрактах, заключенных словно в нулевых. Речь о сотне миллионов от табачников Philip Morris (раньше продвигали Marlboro, теперь – хитрую рекламу Mission Winnow) и 30 миллионах от Shell – именно от подобного контракта недавно отказались в Petrobras из-за слабой отдачи.
«Феррари» рекламирует сигареты. Несмотря на официальный запрет
С другой стороны, олдскульный стиль ведения дел никак не мешает ни команде, ни компании: автопроизводитель «Феррари» помогает спортивному подразделению всего на 40 миллионов в год, а сам при этом успешно торгуется на нью-йоркской бирже. Только с прошлого января цена за акцию выросла с 98 долларов до 170 (сентябрьский пик) даже несмотря на все поражения от «Мерседеса» – если Скудерии потребуются финансовые вливания из-за спонсорской революции, то головной офис легко сделает все в лучшем виде. Пожалуй, именно итальянская команда в данный момент самая устойчивая в «Ф-1» с точки зрения бюджета и денежных перспектив.
Резюме: Общие затраты – 2,42 миллиарда долларов
Из разбивок по каждой команде очевидно: все наращивали бюджеты (в среднем на 10 процентов), поддерживая бесконечную гонку вооружений. Даже «Хаас» постепенно отошел от философии минимальных трат и догнал по затратам конкурентов – иначе в современной «Формуле-1» не выжить.
В качестве ответного хода на постоянный рост расходов боссы чемпионата вместе с ФИА и выдвинули новую идею ограничения бюджетов – с 2021-го на развитие шасси нельзя будет пускать больше 175 миллионов долларов. За превышения – штрафы и баны вплоть до исключения из Кубка конструкторов.
Как ни странно, нововведения поддержала даже «Феррари» – хотя, казалось, именно итальянцам она выгодна менее всего.
Примерная стоимость ежегодной сборки двух машин и путешествия по сезону «Ф-1» стоит в районе сотни миллионов (включая зарплаты пилотов) вне зависимости от силы команд – просто середняки и аутсайдеры вкладывают в развитие оставшиеся 50 миллионов, пока «Мерседес» и «Феррари» несколько лет подряд вливали свыше 300 миллионов. Итоговая разница в скорости между большой тройкой и остальным пелотоном в секунду с круга теперь не кажется такой уж внезапной.
Сама «Формула-1» пока не страдает от снизившейся конкуренции: напротив, с момента покупки чемпионата Liberty Media цена за одну акцию выросла с 29 долларов до 45. Теперь серия стоит не 8,4 миллиарда, а в районе 15.
Россия хочет делать болиды «Формулы-1». Для страны – ноль пользы и минус сотни миллионов долларов
Источник: racefans.net
Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene, Clive Mason, Mark Thompson, Peter Fox, Robert Cianflone, Dean Mouhtaropoulos; globallookpress.com/Sebastian Gollnow/dpa
Во-первых, он не был главой HPP, там он возглавлял отдел закупок. С 2010 по 2013 год Калениус возглавлял AMG. При нём было три очень спокойных года, безо всяких прорывов. AMG переименовал в себя команду "Формулы-1" и назаключал всяких коммерческих партнёрств. Например, с Ducati, которую в 2012 году (при живом Калениусе, ага) купила Audi. А ещё с Aston Martin, толку от которого для AMG - ноль. А вот Мартины втюхали Калениусу 5% акций без права голоса, получили реальный доступ к моторам и куче других важных технологий, а сейчас гордо спонсируют конкурентов из Red Bull. И ещё: при Калениусе AMG выпустили всего две новых модели. Обновлённый, в связи со сменой поколений, C63 и электрический SLS AMG, про который уже все забыли.
Во-вторых, если Цетше был настоящим инженером до мозга костей, Калениус - обычный администратор. У него диплом Finance&Accounting и везде, куда Калениус приходил в качестве менеджера, было спокойное, тихое время.
В-третьих, Cost killer-ом как раз был Цетше. При нём перетряхнули всю административно-бюрократичекую машину, убрали несколько тысяч человек, который занимались перекладыванием бумажек, ввели повсеместно SAP, BI/Infocubes, электронный документооборот и прочие прелести жизни. А результат вложили в расширение и омоложение модельного ряда, новые технологии, ну "Формулу-1", вишенку на тортике.
По сути, Калениусу, остаётся наслаждаться достижениями Цетше. Все его заявления про электромобили - дань моде. А вот с гибридами, например, у "Мерседеса" всё серьёзно: без лишнего шума и пыли, в Европе уже почти у каждой модели в гамме есть гибридная версия.
Калениус и Цетше - как А-Янус и У-Янус из "Понедельника": один-"выдающийся учёный с мировым именем", второй-"посредственный администратор". Калениус будет минимизировать риски и максимально сглаживать острые углы. Поэтому для него "формульная" программа - это в принципе серпом по причинному месту. А уж тем более, когда надо вкладывать по 80 млн Евро в год.
>гонка бюджетов и вооружений давно подняла среднюю сумму на сезон до 240 миллионов
бюджет мадридского Реала ТОЛЬКО на зарплаты футболистов на 2017 год (внимание, 2017 год, сейчас, естественно, больше) составил 406 млн. евро.
Так понятней?