В 2010-х Россия ворвалась в «Ф-1»: амбиции нищей «Маруси», призы от Путина в Сочи, подиумы и провалы Петрова и Квята
До 2010 года участие России в «Формуле-1» было эпизодическим: команда «Мидленд» просуществовала всего один год, пилоты Роман Русинов и Сергей Злобин в лучшем случае работали резервистами, а единственным регулярным посетителем паддока являлся телекомментатор Алексей Попов.
Но затем все изменилось – в «Ф-1» после прогресса в серии GP2 дебютировал Виталий Петров.
Его мощный старт на Гран-при Австралии до сих пор впечатляет гоночных фанатов.
Менеджером Петрова была Оксана Косаченко – через несколько лет они разругались. Но в 2010-м Оксана Павловна была постоянным гостем Гран-при, ее показывали во время телетрансляций не реже, чем российского гонщика.
В дебютном сезоне Петров запомнился не только отличным прорывом в Мельбурне, но также частыми авариями.
И важной ролью в финальной гонке в Абу-Даби: Петров сдержал рвавшегося к чемпионскому титулу Фернандо Алонсо и тем самым помог выиграть Себастьяну Феттелю.
Уже в следующем Гран-при (в первой гонке сезона-2011) Виталий добился исторического успеха для России: добрался до подиума.
На этом крупные достижения закончились – в конце года выборжанин потерял место в «Рено» и перешел в слабый «Катерхэм».
Считается, что не последнюю роль в увольнении сыграло интервью Алексею Попову.
Выбираем лучшего комментатора десятилетия: есть восемь претендентов и аргументы за каждого
В 2012-м в «Ф-1» появилась и российская команда – «Маруся». Бизнесмен Сергей Чеглаков был большим фанатом гонок – он выкупил коллектив у Ричарда Брэнсона и отдал пост директора инженерного департамента Николаю Фоменко.
У «Маруси» были большие планы на «Формулу-1», но денег хватало лишь на поездки на гонки и создание болида без значительных модификаций по ходу сезона.
В первом сезоне «Маруся» не попала в топ-10 и упустила возможность заработать призовые деньги.
В решающей гонке в Бразилии 10-е место в Кубке конструкторов отобрал как раз Петров на «Катерхэме». Кстати, тот Гран-при оказался последним для Виталия.
«Маруся» продержалась в «Ф-1» до ноября 2014-го. Третий год мог стать лучшим в короткой истории коллектива благодаря двум заработанным очкам в Монако, однако уже тогда закончились последние деньги, а затем в тяжелую аварию попал лучший пилот команды Жюль Бьянки (француз умер от полученных травм летом 2015-го). На финальные этапы «Маруся» не приехала.
Петров покинул «Ф-1» еще раньше, но Россия недолго оставалась без своего гонщика в элитной серии: в 2013 году юный участник программы «Ред Булл» Даниил Квят выиграл молодежную серию GP3 и добрался до вершины автоспорта.
В первой же гонке Квят заработал первое зачетное очко – всего в 19 лет (через 12 месяцев рекорд побил Макс Ферстаппен – в 17 лет).
А еще через полгода в чемпионате мира дебютировал Гран-при России: трассу «Сочи Автодром» проложили мимо стадионов в Олимпийском парке.
Особенно эффектным считается третий поворот, который пилоты преодолевают на полной скорости.
Увы, гонки на «Сочи Автодроме» почти каждый год входят в число самых скучных.
Но Гран-при здесь будут проходить до 2025-го.
Друзья Путина под Питером построили трассу для «Формулы-1». Обошлась в миллиарды и уже лучше Сочи
На Гран-при России в Сочи почти каждый год приезжает Владимир Путин.Особенно радовался встречам Берни Экклстоун, в то время бывший промоутером гоночной серии.
Берни, кстати, уже отошел от дел.
Президент России неоднократно вручал призы на подиуме.
И каждый раз важнейшие трофеи из рук главы государства получали пилоты «Мерседеса».
Стабильность.
Помните, Путин ездил на болиде «Формулы-1»? Мы проверили – это фэйк
Но все же главной звездой России в «Ф-1» в прошедшем десятилетии был Квят.
В 2015-м он перешел в «Ред Булл», и летом (на Гран-при Венгрии) впервые приехал на подиум.
Все хотели дальнейшего прогресса, но вместе с ожиданиями росло и давление – с которым Даниилу справиться было тяжело.
Например, в квалификации к Гран-при Японии он уничтожил свой болид после эффектного полета.
В начале 2016-го давление усилилось: советник «Ред Булл» Гельмут Марко требовал от Квята агрессии и улучшения квалификационных показателей.
В Шанхае рисковая атака Даниила на старте заезда оправдалась – он второй раз в истории добрался до подиума. Правда, попутно разозлил Себастьяна Феттеля.
«Ты влетел в поворот как торпеда!» – возмутился немец после финиша.
Прозвище прижилось моментально. Уже через две недели на домашнем Гран-при Квят выбил Феттеля с трассы – и потерял место в «Ред Булл».
Последовавшую атаку прессы Квяту отбить удалось, но психологический удар из-за понижения в «Торо Россо» он не выдержал, тем более, что пришедший на смену в «Ред Булл» Макс Ферстаппен тут же выиграл гонку.
Даниил лишился стабильности в выступлениях, потерял место в «Ф-1», пропустил один сезон, но вернулся в 2019-м – и снова приехал на подиум.
И все же сезон-2020 он проведет в команде-середняке.
Квята так и не вернули в «Ред Булл». Место занял перспективный, но аварийный таец
Пока в карьере Квята происходили потрясения, к «Формуле-1» подобралось еще несколько гонщиков из России.
В 2014-м в «Ф-1» появился Сергей Сироткин – сначала числился резервным пилотом «Заубера», позднее вошел в программу «Рено», а в 2018-м провел гоночный сезон в «Уильямсе».
Его карьеру поддерживает «СМП Рейсинг», и возвращение в Гран-при не исключено.
Сироткин честно объяснил, почему год в «Уильямсе» – это провал
Артем Маркелов стал вице-чемпионом GP2 (ныне это «Формула-2»), получил место резервного гонщика «Рено» и даже поработал в одной из практик перед Гран-при, но вряд ли когда-нибудь получит шанс дебютировать в «Ф-1»: мешают возраст и плохая скорость в квалификациях.
Русский гонщик собирался в «Формулу-1» на родительские деньги. Но отца арестовали за коррупцию
Никита Мазепин стал вице-чемпионом GP3, но в первом сезоне в «Формуле-2» провалился – не помогли даже частные тесты с «Мерседесом».
Пока что Никиту больше знают по фразе «режим Мазепина» – так прозвали ультраскоростные качества лучшей машины чемпионата, за рулем которой показывать отличные времена в протоколах может даже слабый пилот.
Самое мощное впечатление из молодых российских гонщиков производит петербуржец Роберт Шварцман – в 2019-м он стал чемпионом «Формулы-3», а еще его поддерживает «Феррари».
В случае успешных выступлений Роберт может добраться до «Ф-1» уже в 2021 году.
В новом десятилетии у России есть и другие планы – например, создать новую команду в «Ф-1». Пока это лишь проект, но в паддоке, кажется, уже немного беспокоятся из-за возможного нашествия русских денег.
Россия хочет делать болиды «Формулы-1». Для страны – ноль пользы и минус сотни миллионов долларов
Фото: Gettyimages.ru/Paul Gilham, Clive Mason, Julian Finney, Mark Thompson, Peter Fox, James Bearne; globallookpress.com/s04/ZUMAPRESS.com, Sutton Motorsports/ZUMAPRESS.com, Panoramic/ZUMAPRESS.com, James Gasperotti/ZUMAPRESS.com, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst, Matthias Oesterle/ZUMAPRESS.com, Hasan Bratic/DeFodi.eu; twitter.com/LupionGP/скриншоты трансляции; instagram.com/nikita_mazepin
Это Россия в чьем лице автору об этом сообщила? Технично так умалчивается...
"Пока это лишь проект, но в паддоке, кажется, уже немного беспокоятся из-за возможного нашествия русских денег в некогда элитные гонки"(с)
...КАЖЕТСЯ.... НЕМНОГО... беспокоятся... из-за ВОЗМОЖНОГО...
если кто-то кое-где у нас порой...(с)
Автор, а что для Вас элитнее? Путин за Приорой?
Алексей Попов: Сейчас Петров быстрее и Райкконена, и Грожана. Петров разгромил бы Райкконена.
\
Ну конечно же нет. Жерар Лопес так и не получил спонсорских выплат, которые ему обещали. Косаченко надо было с этим вопросом работать, а она начала занитматься интригами. У Лопеса, кстати, с Россией отношения с тех пор хорошие сохранились, он продолжает вести довольно значительный бизнес с Россией.
По поводу интервью - это "городская легенда"