8 мин.

Проблемы современной Формулы 1

Нынешнее положение дел в Формуле 1 вызывает много вопросов. Абсолютная не конкурентноспособность 70% пелетона в борьбе с тремя топ командами, скучность гонок, малое количество борьбы на трассе, сложность болидов, странные решения руководства Формулы 1, сомнительное судейство, и гонки, которые проходят на таких трассах как "Поль Рикар", "Сочи Автодром", "Каталунья", "Яс Марина" и т.д - вот те претензии, которые современное общество предъявляет королеве автоспорта. И эти проблемы действительно есть. Так, в чемпионате 2019 года только 6 из 20 пилотов поднимались на подиум, на верхнюю ступень только 5, а не из "ведущей тройки" вообще только один подиум и ни одной победы, и, что примечательно, третью строчку в протоколе заработала не команда, систематически борющаяся за "лидерство среди остальных", но команда аутсайдер, которая традиционно проводит несколько сильных гонок за сезон с "залетными" высокими позициями, а остальные гонки проводит в борьбе в хвосте пелетона. И, если честно, отталкивают наказания за честную борьбу, командная тактика и проплаченные гран при, вроде гран при России на самой неудачной трассе в истории современной формулы. Но проблемы общества в целом как огромной массы людей и, как следствие, мнений, возведение все в абсолют, передёргивание и невозможность объективной оценки и поиска эффективных путей решения сложившейся ситуации. Давайте попробуем разобраться, как можно решить проблемы формулы 1.

Начнем с самой острой проблемы: разрыва между лидерами и середняками. Это действительно катастрофическая ситуация. ФИА предлагает решить проблему с помощью ограничения бюджетов. 175 миллионов: с 21 года это потолок. Естественно, это абсурд. Королева автоспорта - это самые элитные, дорогие и быстрые гонки в мире. Нынешние болиды формулы 1 и так слишком медленные (об этом мы поговорим чуть позже, когда будем новый тех. регламент), так зачем ограничивать "Мерседес" до уровня условных "Рейсинг пойнта" и "Хааса"? Доказать несостоятельность теории о ограничении бюджетов очень просто. Простая логика: гиганты Формулы 1 всегда имели громадное преимущество по финансам. ВСЕГДА. Вот только реализовать его в очки получалось далеко не у всех.

Затраты команд на 2019 год: (результаты после гран-при России)

Мерседес 450 млн (100%) 1 позиция 571 очков (100%)

Феррари 450 млн (100%) 2 позиция 409 очков (71,6%)

Ред Булл 380 млн (84,4%) 3 позиция 311 очков (54,6%)

Рено 280 млн (62,2%) 5 позиция 68 очков (11,9%)

Макларен 250 млн (55,5%) 4 позиция 101 очко (17,7%)

Торро Россо 160 млн (35,5%) 6 позиция 55 очков (9,6%)

Альфа Ромео 150 млн (33,3%) 8 позиция 35 очков (6,1%)

Хаас 150 млн (33,3%) 9 позиция 28 очков (4,9%)

Рейсинг Пойнт 145 млн (32,2%) 7 позиция 52 очка (9,1%)

Уильямс 120 млн (26,6%) 10 позиция 1 очко (браво) (0,17%)

Затраты команд на 2009 год (относительно)

Тойота 270 млн (100%) 5 позиция 59,5 очков (34,6%)

Макларен 270 млн (100%) 3 позиция 71 очко (41,3%)

Феррари 255 млн (92,7%) 4 позиция 70 очков (40,7%)

Рено 210 млн (76,4%) 8 позиция 26 очков (15,1%)

Заубер 210 млн (76,4%) 6 позиция 36 очков (20,9%)

Ред Булл 120 млн (43,63%) 2 позиция 153,5 очка (89,2%)

Браун 100 млн (36,4%) 1 позиция 172 очка (100%)

Уильямс 100 млн (36,4%) 7 позиция 34,5 очка (20%)

Торро Россо 80 млн (29,1%) 10 позиция 8 очков (4,6%)

Форс Индия 70 млн (25,4%) 9 позиция 13 очков (7,5%)

А представлять, насколько колоссальная была разница в 1976 году между бюджетами "Феррари" и "Марч Форд", который, вообще-то, в том сезоне даже смог один раз одержать победу, по-настоящему страшно. Но если вы все таки найдете такое сопоставление, не показывайте беременным женщинам и детям. Сейчас же есть две проблемы: концепция современных болидов, направленная на их стандартизацию и повышение затрат. Романтика формулы 70ых была в том, что команды в сарае из консервных банок могли сделать все что угодно. А что сейчас? Вспомните интервью Фоменко: "мы купили (не помню что, но пусть это будет глушитель) за 4 тысячи долларов, который по качеству не уступает стандартной модели и соответствует правилам, но нас заставили ставить на машину стандартную модель за 22 тысячи долларов". Это было во времена существования "Маруси", сейчас все ещё хуже. То, что команда "Маруся" потратила в 5 раз больше это ещё пол беды. Раньше, если у тебя не было денег, ты мог изобрести нечто принципиально новое, своё, и тем самым уменьшить разницу между своей машиной и машиной лидеров. У "Маруси" или у нынешнего "Уильямса" такой возможности практически нет. Что бы сблизить хотя бы "Рено" и "Ред Булл", нужно давать больше свободы командам, убирать дорогостоящую, тяжёлую, ни кому не упёршуюся гибридную составляющую, пересматривать подход к концепции болидов и гонок (возвращение дозаправок, как самый простой пример.), но никак не ограничивать сильнейшие конюшни до уровня аутсайдеров. Предлагаемый FIA путь не выход. Ограничение бюджетов в предлогаемом виде разве что уплотнит среднюю группу, но кому это надо? Разве что команде "Хаас".

Но даже фанаты "Уильямса" могут простить свой разрыв до лидеров, если они смогут смотреть увлекательную и напряженную борьбу на протяжении всего календаря. Но и этот компонент вызывает недовольство. Сравнивая Формулу 1 и Индикар, младшие формульные серии, НАСКАР, ВЕК, да даже РСКГ фанаты всегда не довольны, "обгонов слишком мало", "обгоны слишком легкие", "обгоны слишком сложные", "а вот там нет ДРС", а вот там "одинаковые машины и гонки из-за этого интереснее" и т.д. Важно понять специфику Формулы 1: здесь самые быстрые машины, эталон инженерного мастерства и технического совершенства, эталон скорости. ЭТИМ она должна быть интересна. Когда вы смотрите Формулу 1 вы должны восхищаться машинами, флагами "Феррари" на трибунах, прохождением "У руш" в полный газ. В этом эстетика Формулы 1. Хотите смотреть на борьбу - смотрите прокатный картинг. Но едва ли вам будет интересно, ведь там гоняют "простые пацаны" и нет ни радиопереговоров Алонсо, ни интервью Райкконена, ни Петрова, который первым из россиян встаёт на подиум самой элитной гоночной серии в мире, ни кумиров сродни Сенне или Ферстаппену. Требовать от Формулы 1 постоянной борьбы колесо в колесо на протяжении всей гонки - это моветон. Не было бы гонок на "Поль Рикаре" или "Сочи Автодроме", люди бы так не восторгались Германией или Британией. Всем так не нравится нынешняя аэродинамика с множеством мелких закрылков? Шины быстро уходят за соперниками и двигатель греется? Так аэродинамика только усиливающий фактор. 743 килограмма масса современного болида, 743!!! А это без топлива, а на старте все 850-860! Это позор. Давйте считать. Хало - 7 килограммов. Что бы там не кричали, бублик на параболике в Монце (по ходу квалификации в в Формуле 3 один из пилотов широко выехал на параболике и подскочил на бетонном бублике, в результате чего, пилот, кувыркаясь, улетел в стену) это дичайший косяк организаторов, а не возможная ситауация на гран-при. Эта система только дополнительный баласт, который уродует машину и прикрывает задницу боссам Формулы 1 в их халатном отношении к безопасности. Минимальная масса пилота 80?! ЧТО?! Похудеет Стролл, ничего с ним не случится. Наверное, если современным пилотам показать, как Манселл под палящим солнцем толкал свой сломавшийся болид к финишу и упал от изнеможения, у нынешних пилотов случится шок. Убираем к чертям это ограничение и смело вычитаем еще 5 кг минимум. Снять ограничения с ДВС и выкинуть ERS и ещё десяток-два килограммов в копилку. Дозаправки, ну, положим, два раза за гонку - это минус 60 килограммов. За 5 минут, я, человек извне формулы 1 смог придумать, как сократить массу болидов почти на центнер. Центнер! Я уж думаю, величайшие умы современности могли бы вместо того, чтобы придумывать 150 ограничений для аэродинамики и 18ые диски, порассуждать на эту тему. А если уж концепцию болидов сменят вместо пятиметровых в длину ванн на мелкие и юркие болиды семидесятых, тогда, может и гиперсофт в Сузуке можно будет использывать. Вверните дозаправки, снимите или ослабьте ограничения на питлейне, и питстопы будут вестись куда чаще, будет значительно больше борьбы, прорывов сквозь пелетон. Уберите правило обязательной смены типа резины: ЗАЧЕМ это нужно? Будет интересное разнообразие в тактиках. ДРС? Зачем вводить в быстрейшем чемпионате мира какие-то нелепые ограничения? Пусть ее можно будет открывать ВСЕГДА, заодно это вынудит пилотов делать больше ошибок, опять же будет больше борьбы. НО! Делать машины на 3-4 секунды (!) медленнее это маразм почище перехода ф1 на электродвигатели. ФИА подошла к регламенту чересчур прагматично. Уж лучше ничего не менять, чем делать болиды такими медленными или придумывать бредовые варианты с квалификационной гонкой, реверсивной решёткой и прочее. Есть у нас один такой чемпионат и имя ему Формула Е.

Что касается календаря. Идеальная ситуация это 16-18 гонок с полным балансом разных видов трасс. Трассы узкие, широкие, стационарные, городские, с большим временем круга, с маленьким, современные, классические, со скоростными повротами, с прямыми ("моторные трассы"), медленные и затычные, скучные (как многострадальный "Поль Рикар") и т.д. Проблемы современной формулы в том, что в календарь пихается огромное количество новых однообразных трасс (что пугает, это всё чаще городские трассы) из новых для формулы 1 стран, кто больше отвалит денег. У таких трасс две отличительных особенности: первое, мы создадим идеальную трассу, если поворуем от каждой знаменитой трассы по повороту, и второе, добавим больше прямых. ПРЯМЫЕ. Длинные прямые, много прямых, много длинных прямых. Это по вашему должно быть интересно?! Чёрт побери, нет. Про трассы Формулы 1 можно дискутировать долго, но, по-моему, сейчас именно этот параметр самая главная и трудно решаемая проблема.

Судейство? С ним всегда все будут не согласны, нет инцидентов, подобным "Сузуке" 1989, и ладно.

В заключение хотелось бы сказать, что Формула 1 идеальной никогда не будет. Политика, бизнес, все это всегда влияло на королеву автоспорта. Но ещё раз: Формула 1 это жестокий мир, а не просто гонки в том виде, "в котором они должны быть". Хорошо это или плохо решать каждому самому.