Гениальный Ферстаппен. Лучший пилот сезона. Чем так хорош летучий голландец?
В современном пелетоне Ферстаппен, наверное, самая противоречивая фигура. Да, как и все пилоты «Ред Булла». Голландца часто обвиняют в излишней… оптимистичности и усердности на трассе. На самом деле, когда ты пилот программы «Ред Булл» и занимаешь кресло в болиде Формулы 1, и на тебя смотрят три сотни голодных ртов из младших серий, которые жаждут оказаться на твоём месте, ты будешь убивать себя и других за результат. Помножьте это на железное воспитание экс-напарника Михаэля Шумахера.
Когда Ферстаппен в 15ом году попал в Формулу 1 в несовершеннолетнем возрасте, ажиотаж вокруг его фигуры был огромен. В «Торо Россо» появился дуэт сыновей двух именитых гонщиков. Фамилия Сайнс, конечно, была более весомая, а я её носитель – более опытным. При этом, ещё в младших сериях были Гасли, Тиктум, Албон. Вот тогда и закалился характер будущего чемпиона, который всегда атакует яростно, страстно и с полной самоотдачей. Проведя блестящий дебютный сезон, в чистую выиграв напарника (49-18 по очкам, 10-7 гонки, 9-10 квалификации, 4ое - 7ое лучшее место), запомнившись обгоном 2ухкратного чемпиона мира, Ферстаппен подтвердил свои серьёзные амбиции.
Уже тогда стало ясно, что Ферстаппен в следующем году уйдёт в топ-команду. И тогда было куда – Райкконен в Феррари не блистал, Росберг, как выяснилось, закончит карьеру. Поэтому, Марко срочно нужно было пропихнуть его в Ред Булл. Для этого у него было начало сезона. Первые две гонки Квят провёл невразумительно, а в Сочи было легендарное торпедирование Феттеля. Доктор Марко слабостей не прощает, появился повод – извольте, «Торо Россо» тоже неплохой болид. Существует мнение, что Ферстаппен в любом случае пришёл бы на место Квята; это совсем не так. В противном случае, Гасли бы получил место в Формуле 1 ещё в 16 году; в Даниила верили. Но дать место Максу было необходимо оперативно.
Первая гонка в Ред Булле – первая победа. Самый молодой победитель гран-при. Больше 20 подиумов и 7 побед в гран-при в 21 год. Выигранное соперничество с Риккардо (16 год (начиная с гран-при Испании) – 195-220 по очкам (2-0 сходы), 5-13 квалификации; 2017 год – 168-200 по очкам, 14-6 квалификации; 2018 год – 249-170 по очкам, 15-5 квалификации). Эти показатели впечатляют. Ни у одного пилота Формулы 1 в 21 веке в молодости не было таких результатов с учётом уровня команды (если считать Шумахера пилотом 20 века, а то как набегут ревностные хранители священного образа).
Почему же так много критиков Ферстаппена? Во-первых, в современной Формуле 1 слишком большое кол-во «сынков». Естественно, обращение к ним соответственное. Разумеется, если это не Мик Шумахер, который за весь сезон в Формуле 2 смог героически выиграть спринт с поула. Во-вторых, это некая заносчивость голландца, его молодая горячность. Подонком его считают, откровенно говоря. И смотрят на его выступления предвзято. Но люди не замечают, насколько Ферстаппен повзрослел. Да, в Мексике было некоторое помутнение. Но сейчас, Ферстаппен – воплощение мудрости на трассе, при этом его беспринципность, амбициозность и капризный чемпионский характер всегда при нём.
Ну и конечно, голландцу всегда предъявляют статистику гоночных инцидентов с ним. Особенно был не доволен Льюис Хэмилтон, который всегда оставляет ему на полкорпуса больше пространства, чем остальным пилотам. Возможно поэтому его чемпионский сезон в очередной раз оказался сложнее предыдущего. Но де-факто это не отменяет его великолепные гоночные умения, которые он развил за свою карьеру. Переса же все считают хорошим гонщиком, ведь так?
Макс Ферстаппен стал кумиром для своей страны. Вся Голландия знает и почитает его. Ферстаппен внёс огромный вклад в возвращение «Зандворта». Десятки тысяч человек собираются посмотреть на Ферстаппена; «оранжевая армия» захватывает все большее количество гран-при. Макс в одиночку тащит свою команду; безусловно, он был лучшим в этом году. Макс Ферстаппен. Это имя войдёт в историю.
В чём секрет успеха Ферстаппена? Здесь стоит отметить два фактора. Во-первых, это природный талант, выращеный его отцом, который действительно сделал из Макса очень сильного гонщика. Вторая составляющая успеха - менеджмент, а конкретно - Раймонд Вермёлен. Его крайне рискованная стратегия прихода в Ф1 сработала на удивление очень здорово.
Как это не странно прозвучит, но Макс очень поздно перешёл из картинга в "открытые колёса" - ему уже исполнилось 16 лет.. (Сироткин и Шварцман перешли в младшие формулы в 14..) Но именно сезон-2013 стал фундаментом прихода Ферстаппена в Ф1. Завоевав множество титулов в картинге голландец вместе с ними насобирал множество бонусов позволивших ему в октябре-декабре 2013 провести множество тестов за сильнейшие команды формулы Рено 2.0. С этими тестами он справился на отлично, и все сильнейшие команды предложили ему место на будущей сезон. Однако, Вермёлен не спешил подписывать контракт.
Вместо этого Макс отправился в тренеровочный лагерь Феррари в США, на зимнюю серию в Флориде, организованную Лоренсом Строллом. Там Макс вновь очень сильно проявил себя и Лука Балдисьери, глава молодёжной программы Феррари, предложил Максу войти в молодёжную программу Скудерии. На что сторона Макса ответила требованием прописать отдельной строкой обязательства Феррари предоставить голландцу место в одной из команд, получающих моторы Феррари на сезон-2016. Естественно, Балдисьери не мог подписать это соглашение, тем более что Макс на том момент не провёл в "открытых колёсах" ни одной официальной гонки.
Удивительно, отказавшись от поддержки Феррари, менеджер Макса не стал подписывать договор и с лидерами формулы Рено 2.0, а заключил соглашение с аутсайдером Ф3 - командой Фрица ван Амерсфоорта. Да, Ферстаппен не мог бороться за титул в евросерии, но выступая за команду, имевшую на своём счету пару третьих мест. В середине сезона после того как Макс выиграл 6 гонок подряд не осталось ни одной команды которая не хотела бы взять его под свою опеку.. Меседес, МакЛарен, Ред Булл соревновались друг с другом в том кто предложит голландцу лучшие условия.. Как результат, доктор Марко пошёл all-in преложив место пилота Ф1 в Торо Россо на сезон-2015. Но и здесь Вермёлен не стал подписывать обычный для Ред Булл 5-летний кабальный контракт, а подписал для своего клиента соглашение по схеме 2+1, что в конце концов и привело к рокировке Квят-Ферстаппен в мае 2016 года.
первое с того самого тренировочного сбора в Флориде..
https://www.youtube.com/watch?v=j0lnhkzwewI
второе - с первой практики Гран При Бразилии-2014, где Макс отлавливает машину.. интересна реакция на это Верня и Тоста..
https://www.youtube.com/watch?v=gUOcdVQW9mw