Формула Е - зло?
Формула Е приобретает статус международного чемпионата мира FIA. Нужна ли эта серия автоспортивному миру?
Формула Е стала отличной способностью для автопроизводителей рекламировать свой бренд. Больше не нужно идти заводской командой в Формулу 1 с громоздкими бюджетами, в десятки раз (!) большими, чем в ФЕ. Ошибочно думать, что "Ниссан", "Ягуар", "Мерседес", "Ауди", "Порше" идут в электро-формулу только для того, чтобы продвигать свои авто с гибридом или электродвигателем. Участие в Формуле Е сейчас это признак того, что компания смотрит в будущее. У такой и ДВСник купить можно - якобы всё равно он будет экологичным и крайне современным. Бренд. В современном мире всё решает бренд. Из-за Формулы Е ДТМ лишилась "Мерседеса", а гонки на выносливость - "Порше" и "Ауди".
Однако может ли серия служить для чего-то большего, чем для пиара? Несмотря на созданную маркетологами ауру гламура, стоит признать, что серия абсолютно бес-по-лез-ная. Гордые дяди в костюмах не хотят смотреть в лицо очевидному факту - в Формуле Е ездят откровенные неудачники, в большинстве своём выкидыши Формулы 1.
Стоффель Вандорн, Себастьян Буэми, Жан-Эрик Вернь, Хайме Альгерсуари, Карун Чандхок, Нельсон Пике младший, Шарль Пик, Жером Д'Амброзио, Фелипе Наср, Франк Монтаньи, Такумо Сато, Брунна Сенна, Паскаль Верляйн, Эстебан Гутьерез, Скотт Спид, Лукас Ди Грасси, Витантонио Льюцци, Стефан Серразен, Джастин Уолсон, Сакон Ямомото, Брендон Хартли в своё время с горьким унижением были выдворены из "больших призов" королевы автоспорта. О какой длинный список вышел! Аж выступили слёзы ностальгии от подвигов данных товарищей.
Но вышеперечисленные лица хотя бы проводили гонки Формулы 1. Я составил список тех, кого Формула Е "подобрала" после неудач в мдадших сериях и написал их достижения конкретно на пути в Формулу 1.
1) Адам Кэррол: Британская формула 3: 2004 - 2ой; GP 2: 2005-2007 - 5ый, 7ой и 7ой.
2) Майк Конвей: Британская формула 3: 2006 - 1ый; GP2: 2007-2008 - 14ое и 12ое.
3) Сэм Бёрд: ФР 3.5: 2012 - 3ий; GP2: 2010-2013 - 5ый, 6ой и 2ой.
4) Сальвадор Дюран: ФР 3.5: 2007 и 2008 - 10ый и 9ый.
5) Митч Эванс: GP3: 2011-2012 - 9ый и 1ый; GP2: 2013-2016 - 14ый, 4ый, 5ый и 12ый.
6) Феликс Да Кошта GP3: 2011-2012 - 13ый и 3ий; ФР 3.5 2012-2013 - 4ый и 3ий
7) Лука Филиппи GP2: 2006-2012 - 19ый, 4ый, 19ый, 5ый, 20ый, 2ой и 16ый.
8) Робин Фряйнс: ФР 2.0: 2011 - 1ый, ФР 3.5: 2012 - 1ый, GP2: 2013 - 15ый.
9) Максимилиан Гюнтер: Евро Ф3: 2015- 2017 - 8ой, 2ой, 3ий; Ф2: 2018 - 14ый.
10) Нил Яни: GP2: 2005 - 7ой.
11) Фабио Ляймер: GP2: 2010-2013 - 19ый, 14ый, 7ый и 1ый.
12) Хосе Мария Лопес: GP2: 2005-2006 - 10ый и 9ый.
13) Алекс Линн: Евро Ф3: 2013 - 3ий; GP3: 2014 - 1ый; GP2: 2015 - 6ой.
14) Эдоарто Мортара: Евро Ф3: 2007, 2008, 2010 - 8ой, 2ой, 1ый; GP2: 2009 - 14ый.
15) Николя Прост: Испанская Формула 3: 2006-2007 - 4ый и 3ий.
16) Оливер Роуленд: ФР 2.0: 2012-2013 - 3ий и 2ой; ФР 3.5: 4ый и 1ый; GP2/Ф2 2016-2017 9ый и 3ий
17) Александр Симс: GP3: 2011 и 2013 - 6ой и 8ой.
18) Оливер Терви: Британская Формула 3: 2008 - 2ой, GP2: 2009 - 6ой.
17) Тун Хопинь: GP2: 2007-2008 - 23ый и 18ой.
18) Ник Де Врис: GP3: 2016 - 6ой; Ф2: 2017-2019: 7ой, 4ый и 1ый.
19) Нико Мюллер: GP3: 2010-2011: 3ий и 4ый; ФР 3.5 2012-2013 9ый и 5ый.
20) Джеймс Каладо: GP3: 2011 - 2ой, GP2: 2012-2013 - 5ый и 3ий.
21) Феликс Розенквист: Евро Ф3: 2012 - 2015: 3ий, 2ой, 8ой и 1ый.
Как видим, Формула Е это кладбище пилотов, которые либо ничего не добились в молодёжных сериях, либо слишком долго в них пробыли и не оказались достаточно способными к Формуле 1. При этом ни один из этих пилотов не получил шанс в Формуле 1 после выступлений в Формуле Е и никогда не получит, поэтому это и кладбище. Супер Формула, Формула 2, Формула 3, Азиатская Формула что угодно, но только не Формула Е может быть показателем таланта юного пилота на пути в Королеву автоспорта и его шансом. И это несмотря на то, что победа в чемпионате даёт суперлицензию !!! Для тех, кто не знает, суперлицензия - это разрешение на участие в гонках Формулы 1.
А сколько более-менее успешных пилотов Формулы 1 решили разнообразить свою карьеру электрокарами? Ник Хайфельд (вау, 44 гран... вашу мать, е-при, ну это повод призадуматься), Камуи Кобаяси (2 гонки), Ярно Трулли (один сезон), Фелиппе Масса (один сезон), и, внимание, даже чемпион Формулы 1!!! Жак Вильнёв провёл умопомрачительные 2 е-при.
Чемпион мира Жак в болиде Формулы Е.
http://www.korsaclub.ru/upload/forms/e130d0f8b4395df472721af6ef3d4547.jpg
Итак, всего на старт в Формуле Е выходило 70 пилотов.
Среди них:
1)21 (30%) Пилотов неудачников Ф1.
2)1 (0,7%) Чемпион мира Ф1.
3)21 (30%) Пилоты неудачники молодёжных серий.
Конечно, стоит заметить, что некоторые из них добились тех или иных успехов в гонках на выносливость, а кое-кто даже вполне неплохо ездит в Индикаре но, во-первых, их не так много, во-вторых, факта провала на пути в Ф1 это не отменяет.
4)1 (0,7%) нынешний пилот Ф1 (Гасли)
5)3 (4,3%) бывших пилотов Ф1
6)1 (0,7%) трёхкратный победитель Ле-Мана
7)22 (31,4%) гонщики, на счету которых такие замечательные достижения, как участие в серии А1 или титул победителя китайского чемпионата по турингу и другие, не менее значимые.
Ни у кого нет мечты попасть в Формулу Е. Смешно представить, как Джорж Рассел выигрывает Формулу 2 и у него спрашивают: "как вы планируете продолжать карьеру: идти в последнюю команду Формулы 1 и весь сезон бороться только со своим напарником, в итоге не заработав ни одного очка за сезон без перспективы в следующем сезоне улучшить своё положение; или же бороться за титул в Формуле Е?". И человек, который катком прошёл по молодёжным сериям отвечает: "ну, наверное, в Формуле Е поинтереснее будет". Нет! Никто вам так не скажет.
Зато Вандорн, проигравший Алонсо 0:21 в квалификации и потерявший Ф1 навсегда, во всю глотку орёт: "знаете, Формула 1 это какой-то "фейковый" чемпионат!". Мол, то ли дело у нас в ФЕ. Да неужели, мой бельгийский друг? Ты хоть сам-то веришь в то, что ты говоришь?
Формула Е это чемпионат, у которого нет никакой истории. Да и скорее всего, не будет. Потому что пилотов, которые хотят туда попасть изначально, в принципе не существует. Шесть лет чемпионату, и организаторы даже не пытаются вырастить хотя бы одного пилота. Выцеплять из молодёжных формульных серий, из катинга, из сим рейсинга, в конце концов, юных мальчишек (а может, и девчонок) и давать им шанс в условной Формуле Е2? А, погодите, её же нет! Само словосочетание "программа поддержки пилотов "Ауди" у образованных людей вызовет только смех. Единственные гонки поддержки - это гонки на двухтонных кроссоверах и гонки роботов. Чтож, достойно статуса чемпионата мира FIA, определённо.
И не говорите, что организовать молодёжные серии это непосильный труд. Отнюдь нет. Тот же картинг с электро моторами? Да это тысяч 10-15 долларов за сезон! Но авто концерны и так рекламу получают, так зачем париться, Ферстаппен у тебя за рулём болида или Скотт Спид?
Но основная проблема это не пилоты, а сами гонки. Объясните мне кто-нибудь, в чём фетиш гонок по городским трассам? Я могу понять Монако, Сингапур, может быть, даже Баку. Трассы эти интересные. Но в основном своём городские трассы обреченны быть неинтересными. Какая, чёрт возьми "Судзука со стенами"?! Это форменное издевательство. Да и в общем-то болиды Формулы Е далеко не верх красоты.
Да и зачем проводить гонку по улицам города, в стране, в которой есть такие автодромы, как "Сильверстоун" и "Брендс Хетч"? "Монца" и "Мьюджелло"? Ответ очевиден: Формула Е никому на хрен не сдалась, чтобы ради неё тащиться на автодром. Но если сделать в мегаполисе, людское стадо из интереса вполне себе попрётся на событие, ради которого улицы перекрывают.
А сами гонки? От таких правил рвёшь на себе волосы, их что, придумывал школьник, переигравший в Asphalt 8? Пять гонщиков почему-то получают больше мощности, чем остальные. А эта стратегия... Креативная альтернатива пит стопам организаторам представляется в проезде болида по специальной зоне и получения, опять же, дополнительной мощности. Может болидам сразу всю мощность дать? Заодно и не будут тащиться, как Формула 4. Зато какая графика: выглядит современно. Но нет в этом всём какого-то смысла, а тем более собственного шарма. Встаёт вопрос: почему Формуле Е придают такое значение и выдают статус чемпионата мира FIA такой сырой и не интересной серии?
У формулы Е сейчас одна задача - выжить в условиях мирового кризиса и после завершения пандемии. Для молодой серии это первое испытание (и сразу какое) на прочность. На прочность команд, спонсоров, производителей...
Тем более в этой серии можно узнать кто из Ф1-пилотов наименьший неудачник.