Идиотизм в «Ф-1»: все хотели ехать последними, чтобы ускориться от соперников. В итоге на быстрый круг не успел никто
Самая хаотичная квалификация года.
Трассу в Монце не зря называют «Храмом скорости»: именно здесь в прошлом году Кими Райкконен проехал самый быстрый круг в истории «Формулы-1». Все из-за характера местного автодрома: сплошные прямые и быстрые повороты, невероятно чувствительные к мощности мотора и лобовому сопротивлению. Команды много лет стремятся привезти обновленные силовые установки именно сюда, а также постоянно разрабатывают особые детали для болидов: самые маленькие антикрыля, низкие днища и прочие примочки для разгонов на прямых.
Из-за специальных аэрообвесов и характера трека в Монце всегда чудовищно эффективно работал слипстрим (аэродинамический след от болида, снижающий лобовое сопротивление и тем самым повышающий скорость), а также крыло DRS. Разность в 6 км/ч позволяет снимать 0,2 секунды, а при современной заточке под скорость пилот, умно спрятавшийся за соперника, может привезти конкурентам даже 0,5-0,6 секунды с круга!
Именно поэтому на Гран-при Италии никто не хочет выезжать на решающий круг борьбы за поул первым: пилот, приговоренный к езде в чистом воздухе, гарантированно приедет за пределами топ-3. Каждый участник чемпионата мира понимает это, а потому прибегает к самым хитроумным и наглым уловкам – все ради последней позиции.
Фарс в третьем сегменте открыли пилоты «Мерседеса»: Льюис Хэмилтон и Валттери Боттас покинули боксы первыми, а затем притормозили у конца пит-лейн в месте, где обычно тренируют старты, и сделали очень сосредоточенный и практикующийся вид.
Естественно, в «Феррари» купились на это, вывели болиды вторыми – и внезапно оказались первыми!
«Мерседесы» откатились в хвост пелотона.
А у Себастьяна появился другой план: он слегка заблокировал колесо в первом повороте, срезал трассу и вернулся за болидами «Рено».
Правда, уже в следующий вираж он снова вошел первым: вероятно, Нико Хюлькенберг и Даниэль Риккардо тоже притормозили.
К слову, еще так поступили Александр Албон и Шарль Леклер – причем второй без видимой причины.
Выезд на вторую попытку оказался таким же хаотичным.
Eго возглавила уже желтая французская машина. Ненадого: Хюлькенберг по-идиотски скопировал маневр Феттеля (просто срезал поворот без блокировки).
Через секунду он оказался в гуще соперников – и началось форменное безумие!
Просто до конца квалификации оставалось всего 70 секунд (примерное время одного быстрого круга) и всем уже было плевать на слипстрим – главной задачей оказалось добраться до стартовой прямой и начать собственно попытку.
Те, кто ехал впереди всех, не очень-то и торопились (они теоретически успевали), а вот у тех, кто был позади, начало подгорать – потому пелотон сгрудился в большую бесформенную кучу и ехал так до самого старта.
Феттель даже руками пытался потребовать дорогу.
А Шарлю Леклеру потом пришлось гоняться с напарником за право выйти вперед!
В результате семеро гонщиков не успели начать зачетный круг – проскочили только Карлос Сайнс из «Макларена» и монегаск из «Феррари». Вот только Леклеру не было смысла гнать: он и так был на промежуточном поуле, и без соперников не стал рисковать машиной. Испанец же в итоге не улучшил позицию.
Что интересно, после квалификации гонщики дружно обвинили именно Хюлькенберга.
«Я был в группе лидеров, и Нико начал играть в игры, пытаясь вынудить меня оказаться впереди, – рассказал пилот «Рейсинг Пойнт» Ланс Стролл. – Потом меня стали обгонять, все превратилось в хаос. Все упирались во время, потому что сессия заканчивалась. Я не могу предоставить лучшее объяснение, все просто просчитались. Единственный, кому удалось все сделать правильно – Сайнс».
«Я пытался продраться, но эти люди… «Макларен» и «Рено» блокировали дорогу», – резюмировал Феттель.
«Все проблемы начались из-за болида «Рено», который проехал по прямой, – высказался босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Очевидно, что он (Хюлькенберг) сделал это намеренно. В итоге все пошло не так».
«Все началось из-за того, что болид «Рено» проехал по прямой, срезая поворот. В итоге это переросло в целую кучу проблем», – согласился и Алекс Албон.
У Нико оказалось свое видение ситуации.
«В конце стало очевидно, что ничего не выйдет. Мы все хотели заполучить слипстрим, потому что в одиночестве теряется время на прямых. Вот, что происходит, когда все оттормаживаются и никто не хочет быть во главе паровозика», – объяснил пилот «Рено».
Стюарды, конечно, вызвали немца на слушания по поводу его срезки: если у Феттеля дым из-под колеса заметно было невооруженным глазом, то Хюлькенберг просто поехал по прямой без попытки преодолеть трудности. Вот только вслед за ним приглашение к судьям получили остальные восемь пилотов.
Что самое смешное, буквально сутки назад в «Формуле-3» сложилась ровно такая же ситуация со слипстримом и огромной пробкой в конце. Тогда разъяренные стюарды прервали квалификацию и оштрафовали 19 человек из 30-ти!
Глупый хаос в итальянской квалификации «Ф-3»: 20 машин создали пробку на прямой. Оштрафовали всех
Казалось бы, «Ф-1» должна учиться на ошибках младшей серии, но ситуация просто повторилась.
Конечно, стратегов команд можно понять: по сути они оказались в безвыходном положении. Если бы какие-то машины выехали на финальную попытку раньше, то пелотон в конце квалификации был бы реже и план большинства на пользование слипстримом сработал, став наказанием для смельчаков. В результате все увидели классическую ситуацию, в которой нет проигравших и победителей – все идиоты одинаково.
И непонятно главное: перед стартом Гран-при контракт на проведение гонки в Монце продлили на пять лет. Что же в ФИА и дирекции трека сделают, чтобы избежать такого в будущем? Пока ответа нет.
Сумасшедшая авария в «Формуле-3»: машина взлетела на несколько метров и упорхнула в барьеры
Фото: Gettyimages.ru/ Mark Thompson
Ведь не побоялись как то снять с олимпиады четырёх фаворитов в бадминтоне за отказ от спортивной борьбы, а тут сраная квалификация на этап.
Это называется равновесие Нэша, как в дилемме о заключенных - оба в итоге сдают напарника, хотя выгоднее бы было обоим молчать. Гонщики не виноваты.
Так и тут. Не припомню, чтобы раньше в квалах все гнались за слипстримом. Все равновемрно ездили в отведенное время. Что за бред сейчас начался,вообще не понятно, не первая квалификация в таком стиле. Просто все забейте на слипстрим и каждый делайте свою попытку в чистом воздухе.
И второй момент, где-то читал статью, что сейчас аэродинамический обвес даёт очень грязный воздух позади боллида, не такой как, например, 10-15 лет назад. Связано это с усложнением элементов оперения и т.д. Так что эффект слипстрима может быть вообще переоценен.