4 мин.

Первый советский спорткар: выпущен в 50-х, выжимал 230 км/ч. Шикарный дизайн содрали у американцев

Оказывается, в СССР строили и спортивные машины.

СССР до сих для многих остается страной кровожадного Сталина, репрессий и строжайших запретов всего на свете. Коммунистическая империя редко приходит на ум и при разговоре о гонках, поскольку машины или пилотов из Восточной Европы крайне редко видели на шоссейно-кольцевых заездах или в «формулах».

Тем не менее, автоспорт в СССР все-таки был — с множеством серий, продвинутой аэродинамикой и даже своими моторами.

Более того, в Союзе даже выпускали спортивные суперкары (по меркам того времени) — к примеру, познакомьтесь с ЗИС-112.

Его выпустили в 1952-м специально для проверки деталей и узлов из серийной версии ЗИС-110 в условиях повышенных нагрузок скоростных заездов — попросту говоря, советские инженеры вслед за европейскими и американскими пришли к выводу, что развивать и проверять надежность машин удобнее через гонки. Таким образом 112-я модель стала первым официальным спорткаром СССР.

Какие же характеристики достались этому монстру? Весило авто 2,5 тонны и обладала экспериментальным (со смешанным расположением клапанов) рядным восьмицилиндровым мотором мощностью 182 л.с. Корпус состоял из стальных листов, а откидной верх — из пластика. Машина была невероятно длинной — 5,92 метра от начала до конца – специально для улучшения развесовки и повышения эффективности на прямых. К слову, первая версия авто разгонялась до 200 км/ч.

За несколько лет испытаний стало ясно: первоначальная концепция оказалась не слишком удачной. Шасси срезали сразу на 0,6 метра, сделали вырезы в корпусе для улучшения охлаждения тормозов и уменьшили колеса и высоту (убрав много ненужного дорожного просвета). Также на 600 кг снизили и массу. После этого машина со старым мотором достигла отметки в 210 км/ч, а когда в дело пустили улучшенную силовую установку мощностью 196 л.с., ЗИС улетел до 230 км/ч.

Неизменным остался лишь необычный футуристичный дизайн — правда, он не был изобретением советских инженеров: в 1951 году в США вышел «Бьюик» Le Sabre. Он и вдохновил конструктора Родионова и дизайнера Росткова на воссоздание «циклопического» образа.

Чем же отметился первый спорткар в заездах на скорость? На самом деле практически ничем. С 1952 по 1955 годы он выступал в линейных гонках и рекордных стартах, но из-за ограничений класса и собственной огромной массы проигрывал конкуренцию более мелким, хоть и серийным авто.

В 1955-м первая версия ЗИС-112 практически в неизменном виде стартовала еще и на чемпионате Союза по шоссейно-кольцевым гонкам — и тогда выяснилось, что огромный размер еще и плохо влияет на управляемость и маневренность. Именно после машине устроили радикальную переработку и срезали четверть массы с размерами.

После обновления ЗИС вновь вернули в чемпионат СССР до 1958 года — и уже тогда на ней выиграли сперва бронзу общего зачета (в 1956-м), а затем и золото (в 1957-м). После спортивного успеха основную версию 112/1 развили еще на пять экспериментальных моделей (112/2, 112/3 и так далее) — фактически именно она дала толчок к развитию советских суперкаров.

В «Ф-1» был болид, который строили с одновременной поддержкой «Мерседеса», и «Феррари». Он изменил облик гонок

Ретро дня: Пилот «Ф-1» отрывает руку от руля, чтобы протереть визор машины. Прямо в гонке на скорости 300 км/ч!

Энцо Феррари рекламировал машины не только своей марки. Но и кое-что проще и дешевле

Источники: auto.sevastopol.su; russoauto.ru; the-legends.ru; fishki.net/auto; ussr-autosport.ru