«Плавник» – карбоновая доска, которая помогла выиграть 8 последних «Ле-Манов» и 2 сезона «Ф-1». Объясняем, как она работает
Привет из животного мира.
История автоспорта давно перешагнула столетний рубеж — и все это время самые разные инженеры находили тысячи и тысячи способов ускорить болиды. Одним из самых простых, но действенных инноваций стал «акулий плавник» – простая карбоновая доска в задней части машины, которая помогла выиграть 8 последних «Ле-Манов» (стояла на победной «Тойоте») и два последних титула «Ф-1» (в 2018-м размеры плавника значительно снизились, но он все-таки остался).

Многим он катастрофически не по нраву, многие называют его гоночной вывеской для рекламных объявлений. Но зачем же вообще нужна столь уродливая и неэстетичная на первый взгляд деталь?
Представьте воздух, обтекающий машину во время езды по прямой.

Направления потоков будут направлены более-менее параллельно машине, за исключением некоторых турбулентных завихрений на передних антикрыльях и в зонах колес.

А когда машина въезжает в поворот, то ей явно требуется максимальное сцепление и стабильность, чтобы достичь наибольшей возможной скорости на апексе. С этим как раз и помогает плавник.
Чтобы проехать поворот быстрее, нужно повысить боковую нагрузку: по максимуму загрузить внутреннюю сторону по отношению к апексу. И если добавить плавник, то силы встречного воздушного потока оказывается достаточно, чтобы направить еще больше силы вовнутрь, поскольку деталь фактически играет роль паруса.

В результате поворот проезжается быстрее.
Также плавник стабилизирует заднюю часть. К примеру, если машина потерял сцепление и ее задняя часть потеряет сцепление...


… плавник поможет скомпенсировать небольшой занос благодаря воздействию воздушного потока на эту область.

К тому же, команды обнаружили, что некоторые зоны заднего антикрыла почти не обрабатывают поток во время повторов из-за турбулентного слега кокпита. Плавник решает и эту проблему: самое вредное завихрение формируется именно на нем и балансирует эффективность антикрыла. В результате растет прижимная сила. Но при этом нужно точно подогнать деталь к машине и идеально встроить ее в философию — потому как по расчетам «Мерседеса» в обратном случае плавник даже снизит прижимную силу на 3 процента. Также он довольно много весит и негативно влияет на центр тяжести машины — она теряет стабильность и часть маневренности. И это не говоря еще о лобовом сопротивлении.
Тем не менее, каждая команда сама оценивает все «за» и «против» – судя по тому, как плавники регулярно возвращаются автоспорт, положительного эффекта все же больше.
Гениальное изобретение «Макларена» из 1984-го. Его до сих пор используют все команды «Формулы-1»
Источник: Drivetribe