В «Формуле-1» уже была «турбоэра». Тогда ФИА во всю с ней боролась
Даже создала отдельный зачет.
Первое появление «турбо»
Впервые двигатели с турбонаддувом появились в «Формуле-1» в 1977 году с приходом легендарного производителя автомобилей - «Рено». Именно французы произвели революцию в «королевских» гонках, которая в будущем очень не устроит ФИА.
RS01 стала первым болидом с турбодвигателем. Уже тогда в «Рено» понимали, что за новой технологией будущее, в то время как главные «гиганты», как «Макларен» и «Феррари», придерживались своих планов. «Макларен» верил в мощность легендарного двигателя от «Форд», а итальянцы разрабатывали новый мотор с 12-ю цилиндрами.
Естественно, по началу все шло не так, как хотелось бы. В 1977 году «Рено» не заработала ни единого очка, а надежность болида оставляла желать лучшего. Болиду даже дали прозвище – «желтый заварной чайник». Кроме ненадежности моно еще выделить другие два недостатка первого болида: у него были плохая маневренность и слишком большой вес. Также двигатель Renault-Gordini EF1 нуждался в серьезной доработке.
Жан-Пьер Жабуй был одним из пилотов французской команды тех времен. Кроме того, он был тем, кто отвечал за создание машины. Жабуй приложил немало усилий, чтобы достичь результата. Шасси было значительно упрощено, а все силы команда бросила на двигатель. Уже на следующий сезон «Рено» добилась первых очков (в США Жан-Пьер финишировал 4-м). Первая победа французской команды в 1979 году заставила остальных заинтересоваться турбодвигателями. Начиналась «турбоэра».
«Война» начала 80-х
Для начала скажем общими словами: турбодвигатели «Рено» действительно произвели впечатление на остальные команды, но реализовать полностью потенциал моторов не удалось из-за плохой надежности болидов французской «конюшни». Так что нашлась другая команда, которая перешла на новые двигатели – «Феррари».
У турбодвигателей появился свой враг – «Форд». Американские моторы оставались мощными и надежными, но кто знал, как долго они могли удерживать лидерство. Поэтому руководитель «Лотуса» Колин Чэпмен нашел способ бороться против новых моторов. Он первым использовал «граунд-эффект». Увеличение прижимной силы помогло увеличить маневренность его машин. Очень быстро и другие стали применять «граунд-эффект».
Несмотря на все это, в паддоке нашлись те, кто сумел воспроизвести идею Чэпмена лучше него самого. Патрик Хед, конструктор команды «Уильмс», сумел лучше всех воспользоваться «граунд-эффектом». Стоит отдать должное Патрику, ведь новый принцип идеально совмещался с мощным двигателем «Форд». В сезоне-1980 у его команды было 18 подиумов и 6 побед. Однако «Рено» и ее турбо-творение продолжало расти, и в том же году французы одержали 3 победы.
Однако возникли серьезные проблемы. Федерация автоспорта была сильно недовольна «юбками» по бортам машин, которые были важной частью «граунд-эффекта». Дело было в том, что в случае потери тех самых «юбок» болид становился неуправляемым. Это приводило к ужасным последствиям. Но в случае запрета «юбок» владельцы турбомоторов могли бы ликовать. Чем же все закончилось? «Юбки» оставили, но с изменениями, Берни Экклстоун стал главным по финансам в «Ф-1», а ФИСА (ныне ФИА) отвечала за спортивную составляющую.
И все же жизнь «граунд-эффекта» оказалась коротка. Уж слишком были велики риски. Все чаще и чаще пилоты сходили, а количество серьезных аварий лишь возрастало. Самой известной стоит назать гибель Жиля Вильнева в квалификации Гран-при Бельгии. Тогда «граунд-эффект» не был причиной трагической смерти канадского пилота, но она только увеличивала желание ФИА покончить с увеличенной прижимной силой. Она это и сделала.
И все же «граунд-эффект» сам по себе начинал потихоньку терять силу. Сначала это было не так заметно. «Уильямс» продолжал быть главной силой чемпионата, но молодой Ален Прост на «Рено» сумел привести несколько побед французскому коллективу, намекая на рост мощи турбодвигателей. Как итог, В 1982 году началась «турбоэра», а «атмосферники» ушли на второй план. 1982 год ярко ознаменовал начало новой эры, когда 11 пилотов из семи команд сумели завоевать минимум одну победу. В 1986 году атмосферные двигатели вообще исчезли из чемпионата.
Вскоре «Формула-1» подчинилась «Макларену», за рулем которого были Ники Лауда и Ален Прост. С ними никто не мог соперничать, пока не наступило время новой революции.
ФИА против «турбоэры»
Рост мощности турбодвигателей не очень радовал «Формулу-1», ведь в чемпионате был лидер – «Макларен». ФИА в 1987 году ввела предохранительный клапан, чтобы хоть как-то сдерживать мощность турбомотора. Однако это привело к увеличению ненадежности болида, что явно добавило инженерам работы.
Кроме того, ФИА решила вернуть «атмосферников», вес которых доходил до 500 кг, что на 40 кг меньше веса турбодвигателей. Это давало командам с атмосферным мотором преимущество. Но все же мощность была на стороне «турбо». Чтобы как-то поощрить команды, выбравшие «атмосферников» ФИА создала два зачета: Кубок Колина Чэпмена (для конструкторов) и Кубок Джима Кларка (для гонщиков).
В следующем сезоне Федерация автоспорта пошла дальше и уже ограничила мощность турбодвигателей почти в два раза. Стало ясно, что это был конец целой эры в истории «Формулы-1». В этот период разрыв между богатыми командами и остальными сильно вырос, а в 1989 году турбомоторы были окончательно запрещены в «Формуле-1».
Многие считают эту эпоху чуть ли не лучшей в истории серии. На то есть свои причины: 80-ые подарили нам невероятные воспоминания об Айртоне Сенне, Алене Просте, Нельсоне Пике, последнем титуле Ники Лауды, невероятном 1982-м. К слову, когда в 2014-м году турбодвигатели вернулись в «Формулу-1», 4-кратный чемпион мира Ален Прост сказал: «Как вы знаете, я пережил очень много хороших моментов во времена турбодвигателей. Вне всяких сомнений, это был лучший период в «Формуле-1». Это была настоящая революция с точки зрения технологий и зрелищности. Технология двигателей в 2014-м году усилит связь между Формулой 1 и дорожными машинами. Я надеюсь, что в Ф-1 вновь обретет значимость для всех тех, кто работает в области автомобилестроения».