Стратеги «Феррари» снова начудили. Идеально довели до подиума Феттеля, но уничтожили шансы на победу Леклера
Новое необъяснимое помутнение.
Перед стартом Гран-при Азербайджана Скудерия оказалась в непростом положении: вместо долгожданного поула и больших шансов на реванш итальянцы получили третье место Себастьяна Феттеля и восьмое — Шарля Леклера. Причем монегаску вообще еще повезло после жесткой аварии в квалификации с позицией и возможностью выбрать свежие шины для гонки.
Перед стратегами «Феррари» стояла очень сложная задача: придумать какой-то план для штурма первых мест и обгона «Мерседесов» на одной из самых аварийных трасс чемпионата.
Отличное начало
На расклады гонки в Баку больше всего влияла погода: «софт» трудно выводился в рабочие температуры на неабразивном азербайджанском асфальте, и многие гонщики сталкивались с гранулированием покрышек и потерей сцепления. Поэтому старт Феттеля не вышел идеальным, но ему удалось сохранить третью позицию и не слишком сильно отстать от лидировавших «Мерседесов».
Леклер же на свежем «медиуме» оказался быстрейшим на треке и довольно резво пробивался сквозь пелотон, отыгрывая от Боттаса и Хэмилтона по 2-3 секунды с круга. Шарль догнал Себа примерно через четверть всей дистанции гонки как раз в той фазе, когда стартовый «софт» умер практически у всех в пелотоне, и в тот момент стратеги «Феррари» доказали способность принимать моментальные и верные решения. Как только монегаск показался в зеркалах у немца, машину под пятым номером зазвали замену резины, освободив дорогу второму пилоту и заодно получив возможность опередить «Мерседесы» за счет более ранней остановки.
Правда, командный мостик «серебряных стрел» отреагировал моментально и тоже зазвал обоих гонщиков, так что Феттелю удалось лишь немного подобраться к Хэмилтону. Но Леклер из-за грамотного тайминга не потерял времени и оказался впереди пелотона с комфортным заделом в 16 секунд — его темп на «медиуме» оставался стабильным, и у «Феррари» появился шанс разработать ему тактику с перспективой в виде борьбы за победу.
Фактически ребята из Маранелло могли выбрать один из двух вариантов: перевести монегаска на тактику с двумя остановками и рискнуть потерей лишних 20 секунд, либо оставить парня на стратегии с одним пит-стопом, но тщательно подобрать момент уменьшения отрыва и критического падения производительности «медиума».
Задумка казалась верной
Боттас и Хэмилтон начали отыгрывать у Леклера примерно по полсекунды после своих пит-стопов, но Скудерия не испугалась и не стала прыгать между разными планами, внося хаос в собственные расчеты. Итальянские инженеры выбрали изначальный план с одной остановкой, и эксперты решили, что Шарля ждет остановка на 31-м круге: тогда ему оставалось бы преодолеть всего 20 кругов до финиша на «софте». Пусть Феттель на первом отрезке осилил на 30 километров меньше (с учетом прогревочного и квалификационного расстояния), но к моменту предполагаемого пит-стопа асфальт успел разогреться на дополнительные шесть градусов (с 34 по Цельсию до 40), теоретически упростив задачу выведения резины в верное температурное окно. Помогла бы Шарлю и более легкая машина — на стартовых кругах болиды всегда изнашивают покрышки сильнее из-за максимальной топливной загрузки.
Особенно хорошо такой план выглядел из-за учета возможности выезда автомобиля безопасности либо включения режима виртуального сэйфти-кара: тогда Леклер получил бы «бесплатный» пит-стоп без потери 20 секунд и вряд ли выпал бы из топ-3.
Поначалу казалось, будто командный мостик Скудерии как раз и работает по данной стратегии: отрыва и ресурса «медиума» Шарлю как раз хватило до 31-го круга. Однако когда его догнали оба «Мерседеса», гоночный инженер не поспешил зазвать парня в боксы — более того, его оставили еще на 4 лишних круга! В результате Леклера обогнали все: и Боттас, и Хэмилтон, и даже Феттель — общее потерянное время составило в районе 10-15 секунд.
Когда монегаск удивленно спросил по радио, почему они теряют так много времени, то услышал, что стратеги понятия не имеют, сколько может продержаться «софт» в новых условиях. Когда Шарля все-таки зазвали, то выяснилось, что ему надо проехать до финиша ровно те же 16 кругов, что преодолел Феттель на первом комплекте — видимо, именно от этой цифры мостик и отталкивался при расчете.
Однако в процессе умозаключений они допустили грубейшую ошибку в выборе момента для пит-стопа: из-за масштабной потери времени за борьбой с «Мерседесами» Леклер выехал позади Пьера Гасли. Грязный воздух от болида «Ред Булл» помешал пилоту «Феррари» нормально прогреть покрышки, а необходимость отыгрывать 28 секунд от Ферстаппена заставила Шарля лезть в срочный обгон на француза. «Софт» предсказуемо повредился после двух кругов такой борьбы, и отставание от лидера «быков» сократить было уже нереально.
Решение Скудерии было глупым
Даже графика телетрансляций «Формулы-1» за годы прогресса научилась прибавлять до 20-25 секунд на пит-стоп для расчета времени возможного выезда из боксов — командам же подобная опция доступна минимум последние 25 лет. Тем не менее, для остановки Леклера умельцы из Маранелло выбрали максимально неудачный момент — когда временные потери от обгонов Хэмилтона, Боттаса и Феттеля достигли максимума и гарантированно отбросили бы монегаска за обоих пилотов «Ред Булл». Достаточно было зазвать Шарля хотя бы на круг раньше — и весь финал гонки мог пойти совершенно по другому сценарию (что уж говорить про пит-стоп на 31-м круге).
Но даже если представить, будто «Феррари» оттягивали смену резины до сэйфти-кара или просто стремились сократить финальный отрезок по максимуму, то им явно стоило брать пример как раз со стратегии Гасли. Пьер тоже стартовал на «медиуме» и проехал на нем 38 кругов — причем на последних 30 километрах его темп на изношенной резине полностью совпал со скоростью Леклера на новой и более мягкой, но поврежденной. Следовательно, пит-стоп Шарля в тех условиях в тот самый момент был пустой тратой времени с любой точки зрения — он бы мог ждать машину безопасности и сокращать финальный отрезок и дальше.
Кстати, на 38-м круге у Гасли отказал приводной вал, и дирекция гонки включила-таки режим виртуального сэйфти-кара. Если бы стратеги «Феррари» просто определились с тактикой и действовали в соответствии с любым из планов, Леклер вряд ли вылетел из топ-4. Однако вместо попытки расшатать лидеров и сразиться за победу Шарль получил пятое место и балл за лучший круг — хоть здесь Скудерия не повторила ошибку в третий раз (в Австралии и Китае такую возможность проигнорировали) и зазвала парня в боксы за свежим комплектом «софта» специально для завоевания бонусного очка.
Стратегия идеально сыграла для Феттеля
Себ не потерял ни секунды на борьбе с Леклером даже во время обгона напарника на 32-м круге — более того, затянутый пит-стоп заставил Шарля сдерживать Боттаса с Хэмилтоном в течение сразу 12 километров. Благодаря усилиям монегаска четырехкратный чемпион подобрался в 1,5-секундное окно от Льюиса, но прорваться на расстояние атаки и совершить попытку маневра не сумел. Зато командный мостик «Феррари» теперь может смело заявить об использовании всех доступных инструментов для помощи Себастьяну: его тактика оказалась полностью продуманной и оптимизированной под попадание на подиум. Феттель комфортно и без нервов доехал с ее помощью на третье место, и лишь отсутствие качественного взаимодействия с шинами помешало ему побороться за большее.
«Мерседес» не ошибается
Единственным шансом «Феррари» в условиях не лучшей работы шин были надежны на трения в лидерской группе — все-таки гонщики «серебряных стрел» исторически начинали друг с другом гоняться и не всегда заканчивали хорошо. Стартовые метры намекнули на возможное повторение Испании-2016: Хэмилтон мощно сорвался с места, но Боттас в первом и втором поворотах проявил себя самоотверженным роботом со стальными яйцами. Финн оба раза остался на внешней траектории, не сдался под напором пятикратного чемпиона, сохранил лидерство и уехал ото всех соперников.
Валттери вообще не допускал ошибок и полностью контролировал темп: когда Хэмилтон ускорился на самых последних кругах и рискнул атаковать напарника, финн сумел оказаться еще быстрее. В награду ему достались 25 баллов за победу и возврат лидерства в общем зачете — если в 2018-м Боттас во второй половине сезона часто выглядел блекло и тем самым давал шанс «Феррари», то в 2019-м он пока что выглядит полноценным претендентом на титул. Теперь Феттель отстает от лидеров чемпионской гонки уже на 34 и 35 очков соответственно — если Скудерия не прекратит ошибаться со стратегией и настройкой машины, борьба в сезоне рискует закончиться уже к летнему перерыву.
Квят снова не доехал до финиша: в Баку его самого торпедировали. Задом
«Формула-1» в Баку: Квята выбили, «Мерседесы» сделали дубль
Фото: REUTERS/Zurab Kurtsikidze/Pool, Maxim Shemetov, Anton Vaganov; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates
Леклер стартовал на медиуме потому, что на нем поставил время во второй части квалы, выбирать резину он не мог.
На победу монегаск вообще ну никак не претендовал, расчет был на шальной СК, но его не случилось. Шарль приехал туда куда и должен был
..Я был быстр на шинах Medium. В сущности, ВСЕ гонщики из лидирующей группы проехали длинный отрезок на этих шинах..
..Наша гонка могла сложиться весьма успешно, но… честно говоря, с машиной всё в порядке – всё дело в моей вчерашней аварии..
Проблема в том, что софт вообще не держался.. скорость была на 3-5 кругах.. Феррари надо было либо переводить Леклера на стратегию двух пит-стопов, либо оттягивать единственный заезд в боксы, что они и делали.