Главное немецкое автоспортивное издание опубликовало рейтинг лучших гонщиков «Формулы-1». Он очень странный
Сенны и Проста нет в топ-5.
В «Формуле-1», недавно преодолевшей отметку в 1000 гонок, невероятно сложно выявить лучшего пилота в истории. И дело не в субъективном восприятии выступлений спортсменов – в серии за семь десятилетий сменилось множество технических эпох, и потому адекватно сравнивать гонщиков разных эр не получается. Однако немецкое издание Auto Motor und Sport попыталось разработать собственную объективную схему оценки пилотов и вывело итоговый рейтинг — правда, результат все равно получился спорным.
Журналистам AMuS пришлось выйти за пределы абсолютных цифр, поскольку большинство рекордов удерживают Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон. Относительные тоже не подошли, поскольку один из первых чемпионов «Ф-1» Хуан-Мануэль Фанхио выиграл 47 процентов всех своих заездов. В результате немцам пришлось разработать сбалансированную схему, в которой учитываются не только количество побед, но и старты в Гран-при вместе с остальными показателями (хотя позициям на финише назначили большую «стоимость», чем квалификационным успехам).
«Победа оценена выше, чем поул, а рекорд трассы «весит» больше обычного лучшего круга», – гласит принцип расчета рейтинга.
Как считался рейтинг
Для грамотного всестороннего подсчета успехов немцы сложили цифры по основным гоночным показателям: от уровня «долгожительства» в «Формуле-1» (которое тоже однозначно демонстрирует класс пилота) до дистанции, проведенной в лидерах Гран-при, а также успехов в других видах гонок.
Главная трудность возникла к адаптацией заработанных очков, ведь система начисления зачетных баллов менялась несколько раз в течение 69 лет. В результате AMuS привел все результаты к современному виду «25-18-15-12-10-8-6-4-2-1», скорректировав также протокол с двойными очками (Гран-при Абу-Даби 2014 года).
Лидер по стартам в Гран-при
Дабы уравнять шансы между современными сезонами с 20 гонками и первыми чемпионатами с 6-7 заездами, Auto Motor und Sport разработал отдельную формулу для расчета рейтинга. Количество проведенных Гран-при умножалось на число сезонов в «Ф-1», а итог делился на 5. Лидером предсказуемо стал Рубенс Баррикелло.
1. Рубенс Баррикелло — 1227,4
2. Михаэль Шумахер — 1116,6
3. Дженсон Баттон — 1106,6
Позиции в общем зачете
За победу в чемпионате мира присваивали 200 очков, за второе место — 100 очков, а за третье — 50. Топ-3 здесь получился тоже предсказуемым.
1. Михаэль Шумахер — 1750
2. Ален Прост — 1250
3. Хуан-Мануэль Фанхио — 1200
3. Льюис Хэмилтон — 1200
Лидер по заработанным очкам
Для наделения веса этому показателю среди других деталей рейтинга пересчитанные по современной системе баллы делились на количество стартов и умножались на сто.
1. Хуан-Мануэль Фанхио — 1749,2
2. Луиджи Фаджоли — 1600
3. Льюис Хэмилтон — 1481
Не удивляйтесь второму месту: Фаджоли повезло провести все 7 своих Гран-при за рулем доминировавшей в ту эпоху 50-51 годов «Альфа Ромео». В результате Луиджи 6 из 7 заездов закончил на подиуме, выиграл одну гонку и еще 4 раза поднялся на второе место. В конце 51-го итальянский завод потерял государственную поддержку программы в «Формуле-1» и отошел от Гран-при, а 53-летний анконец потерял место в чемпионате.
Победы в гонках
Формула для расчета рейтинга по выигранным заездам такова: общее количество первых мест делилось на чисто стартов, а результат умножался на 2500.
1. Хуан-Мануэль Фанхио — 1176,5
2. Альберто Аскари — 1015,6
3. Джим Кларк — 858,1
Рейтинг по поулам
Похожий принцип формулы: количество поулов делится на число стартов, а результат умножается на 500.
1. Хуан-Мануэль Фанхио — 284,3
2. Джим Кларк — 229,2
3. Альберто Аскари — 218,8
Рейтинг по лучшим кругам
Количество быстрейший кругов тоже делилось на число стартов, а результат умножался на 300.
1. Хуан-Мануэль Фанхио — 135,3
2. Джим Кларк — 116,7
3. Альберто Аскари — 112,5
Рейтинг по пройденному в лидерах расстоянию
Общий километраж, преодоленный на первом месте, делился на число стартов, а результат умножался на 5.
1. Хуан-Мануэль Фанхио — 914
2. Альберто Аскари — 909,5
2. Джим Кларк — 702,4
Поскольку последние четыре пункта экстраполировались на количество стартов, у гонщиков из эпох за пределами 50-60-х было мало шансов попасть в локальные топы. В первых сезонах «Формулы-1» было меньше гонок, а потому лучшие результаты пилотов «размазывались» на меньшее число заездов – лидерами по проценту поулов, побед и лучших кругов до сих пор остаются звезды прошлого. К примеру, Айртон Сенна не попал в топ по поулам из-за того, что 1984-м выступал на слабом «Тоулмене», а в 92-м и 93-м боролся на «Макларене» против доминировавших «Уильямсов» (в оба сезона англичане взяли 15 из 16 возможных поулов) – и потому слегка испортил статистику в процентном выражении.
По части лидерского километража все еще проще: в 50-е и 60-е в Гран-при входило 500 км дистанции вместо нынешних 300 км, и сами по себе круги были длиннее. Поэтому при пересчете на один заезд звезды прошлого и обставили гениев вроде Шумахера и Сенны.
Рейтинг по успешности за пределами «Формулы-1»
Титулы в других сериях тоже принимались во внимание: победа в «Индикаре», MotoGP, «Кан-Ам» или любой другой топовой серии своего времени добавляла 40 бонусных баллов в итоговому результату. Первое место в «Формуле-2» и сериях ГТ премировалось 20 очками, а победы в чемпионатах национального уровня добавляли еще 10 пунктов.
Не остались в стороне и легендарные гонки вроде «24 часов Ле-Мана» и «500 миль Индианаполиса» – за каждую победу в них журналисты набрасывали по 10 баллов. Первые места в заездах вроде «1000 миль Батерста», Гран-при Макао, «Милле Милья», «Каррера Панамерикана» или «12 часов Себринга» оценивались еще в 5 баллов.
1. Джон Сертис (cемикратный чемпион прообраза современной MotoGP) — 325
2. Жаки Икс (чемпион «Формулы-2», шестикратный победитель «Ле-Мана», победитель «1000 миль Батерста») — 235
3. Марио Андретти (три титула в USAC Championship Car (прообраз «Индикара»), титул уже в самом «Индикаре», победа в «Инди-500» и «Дайтоне-500», победа на «Ле-Мане») – 215
Итоговый топ-50
После суммирования всех результатов предыдущих расчетов для 169 пилотов лучшим со всех сторон оказался все-таки Фанхио, опередивший Шумахера на какие-то 57,9 баллов. Айртон Сенна и Ален Прост не попали в топ-5.
Результаты как минимум необычные — например, все подсчеты никак не позволяют отделить уровень выступлений пилота от класса и скорости машины, а потому даже экстремально мощные перфомансы на славной технике никак не помогли бы в продвижении по рейтингу. Особенно очевидна слабость модели на примере попадания в топ Валттери Боттаса, гонявшегося на топовом «Мерседесе» всего 2,5 сезона – даже 44 Гран-при за немцев хватило, чтобы обскакать Жиля Вильнева, Даниэля Риккардо, Макса Ферстаппена, чемпиона Кеке Росберга и других сильных пилотов.
Также на итог продолжают влиять сезоны с победами, одержанными на нелегальной технике или с нарушением регламента — например, титул Нельсона Пике в 1983-м.
Особенно заметно огромное преимущество, выданное системой гонщикам ранних эпох: оставшийся без титула Стирлинг Мосс (4 вторых места в общем зачете) опередил сразу трех трехкратных чемпионов – Пике, Лауду и Брэбэма. Особенно поразила низкая позиция австрийца, вклад которого в успехи «Феррари», по признанию бывшего босса команды, можно оценить выше эффекта от Шумахера.
Ниже всех из многократных чемпионов оказался Эмерсон Фиттипальди – его утопила неудачная попытка открыть собственную команду и ранний переход в «Индикар».
Ферстаппен обошел Феттеля по популярности по версии Google. Впереди лишь четверо чемпионов
Самый побеждавший пилот в истории «Формулы-1» – не Шумахер, не Хэмилтон и не Сенна
Источник: AMuS
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason; globallookpress.com/Sutton Motorsports/ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst, National Motor Museum
Луиджи Фаджоли с 7 Гран-При занял 24-ое место... авторов ничего не смутило? Не появилось желание переработать методику?
Я как раз из хейтеров Шумахера. Никогда за него не болел, до сих пор считаю, что его надо штрафовать за Аделаиду-94 и делать чемпионом Деймона Хилла.
Но объясните мне, что это за "умножается на"? Почему на 2500, а не на 2300 или на 1500?
Всё что было после 94-го года Шумахер выиграл честно и никаких сомнений не вызывает, что за нелепые коэффициенты? Типа сейчас выиграть гонку не так почётно как на Альфа-Феррари-самовозе 50-х годов?
Нет, считайте по победам в гонках и всё, хоть я и терпеть бездарность Хэмилтона на самовозе современности не могу, но так будет честно.
Весовые коэффициенты сейчас выражены в странных делениях на 5, на 10, умножениях на 2500 и т.д. Причем все эти ровные цифры явно взяты с потолка, просто "чтобы цифры были одного порядка". Никакой логики в этом не видно. Понятно, что весовые коэффициенты все равно придется выдумывать, но хотелось бы видеть логику такого рода: 70% оценки идет по результатам выступлений (причем я бы разбил часть оценки на абсолютные показатели, т.е. суммарное число побед/очков и т.д., часть на относительные, в пересчете на заезд, тем более, что многие именитые гонщики часть своей карьеры проводили и проводят в слабых командах), 20% по совокупному опыту в Формуле-1, 10% по другим турнирам (или без них, как угодно), потом внутри каждой группы критериев разбросать весовые коэффициенты.
Совсем уж странная оценка по относительным победам без учета количества Гран-при, что позволило гонщику с 7 Гран-при войти в список ТОП-лучших, что явно ненормально. Там и с одним Гран-при можно войти в список лучших...
Оценка по опыту в Формуле-1 - это вообще нечто.
15 сезонов по 20 Гран-при, всего 300 - оценка 900;
15 сезонов по 20 Гран-при и плюс 2 сезона по 1 Гран-при (на замене) - оценка 1027 (на 14% больше из-за всего двух Гран-при).
Явно наблюдается дисбаланс. Они сюда квадратичную зависимость впихнули, и при равном числе Гран-при выгоднее стало проводить больше сезонов с меньшим числом гонок.
Еще тут есть такой интересный пункт:
"По части лидерского километража все еще проще: в 50-е и 60-е в Гран-при входило 500 км дистанции вместо нынешних 300 км, и сами по себе круги были длиннее. Поэтому при пересчете на один заезд звезды прошлого и обставили гениев вроде Шумахера и Сенны."
Это вообще прекрасно... Когда считали очки - их пересчитали к единой методике. А километры оставили, хотя логичнее соотнести их с суммарной длиной трасс, и учитывать только относительный километраж. Заведомое преимущество старым звездам дали...
Короче, очень слабо... Нет системного подхода. Те, кто составляли рейтинг, явно не обладают подходящим аналитическим математическим аппаратом.
54 человека первых только влезло, красным отмечены Чемпионы Мира. Вот тут чисто цифры по занятым позициям в сезоне. Самовоз или нет, надежная машина или нет, 8 гонок в сезоне или 21, все это не учитывается. Довольно занятно получилось.
Допустим Хилл (младший), Росберг там, или Жак какой. Есть у них хоть одна победа, которую можно назвать эпичной? Кто сходу может назвать? Я вот не помню ни одной.
У Кими только Сузука 2005, Спа 2004 и Спа 2009 (к примеру) сразу покрывают любую посредственность как бык овцу. Они против Кими даже мельче чем Пике против Сенны (тут уже чистая имха).
кларк, сенна, шумахер
1. Шумахер... тут двух мнений быть не может, Михаэль перевернул гонки, Шумахер стало именем нарицательным - "ты что Шумахер?"? "Шумахер в юбке"... и тд, не болел за Михаэля, всегда за противников - но он самый лучший.
2. Сенна - возможно Айртон стал бы первым и на момент Имолы94 это был лучший пилот Ф1 за все время, я видел Монако 92... когда Менсел на машине которая была быстрее на ПЯТЬ секунд на круге не смог его обогнать... ПЯТЬ СЕКУНД!!! я видел Донингтон 93... когда Айртон зашел в первый поворот гонки пятым, а по итогам первого круга стал первым, он поочередно обогнал Шумахера, Хилла и Проста(четвертого не помню) и привез Просту по итогам гонки один круг, на том Макларене, против Вильямса который мог выйграть все гонки... Если бы не Имола...
3. Прост - я смог застать только часть его карьеры так сказать в онлайне, но читал и смотрел записи, это величайший пилот и именно Профессор. 1986 год... Аделаида, так обыграть Вильямс мог только Прост, кто не читал - советую глянуть.
Пилоты современности... ну это не то... может быть Алонсо мог бы рулить, если бы характер был бы получше и уживался в командах, но так.. нет.
Фетель и Хамильтон... по мне они слабее этой тройки.
Да что финном. Льюис слился стоблику за совместные сезоны. Только факты ))
К тому же надежность возросла в разы и изменилась суть Ф1. Раньше гонки были поиском тонкой грани между победой и вылетом в гравий, между скоростью и надежностью, между обгоном и столкновением, то теперь никто не едет на пределе и нажимают на кнопку ДРС для объезда на прямой. Отсюда такие ровные результаты, продиктованные исключительно возможностями болида. И если раньше отрывы между напарниками достигали секунды, то теперь разница между лучшим пилотом Ф1 и середняком - 2-3 десятые