Шумахер не стал бы великим без сильного соперника. Им оказался Хаккинен
Противостояние стало классикой.
Величие не всегда определяется рекордами, трофеями, кубками и титулами – в победах без достойного сопротивления трудно найти истинную ценность. Величину стоит измерять не только абсолютными цифрами, но и качеством побежденных соперников.
Без сомнений, Михаэль Шумахер был выдающимся гонщиком и настоящим уникумом, но широчайшую любовь и уважение среди публики ему принесли не истязания в тренажерном зале или невидимые по телевизору мотивационные приемы с инженерами и механиками. Зрители полюбили Красного барона за эпичные схватки с лучшими гонщиками 80-х, 90-х и 2000-х, ведь немец в свое время противостоял Алену Просту, Нельсону Пике, Найджелу Мэнселлу, Фернандо Алонсо и Айртону Сенне, побеждал Жана Алези, Дэймона Хилла, Риккардо Патрезе, Герхарда Бергера, Рубенса Баррикелло, Эдди Ирвайна, Хайнца-Харальда Френтцена, Дэвида Култхарда, Жака Вильнева, Хуана-Пабло Монтойю, Кими Райкконена, Дженсона Баттона и других блестящих пилотов. Вряд ли у кого-то в истории найдется еще более впечатляющее портфолио мощнейших конкурентов.
Тем не менее, несмотря на разнообразие соперников, у Михаэля был «любимчик».
«У меня было много соперников, – признавался Шумахер. – Но не было ни одного другого гонщика, к которому я относился с одинаково большим уважением на трассе и за ее пределами, как к Мике Хаккинену. Мы регулярно пересекались с ним, и всегда это была честная борьба».
Первая встреча
«Летающий финн» начал гоночную карьеру в пять лет с региональных картинговых соревнований, и в семь выиграл свою первую гонку. В 10 и 11 он стал чемпионом финского гоночного клуба, а в 12 привез домой из Швеции Кубок Лапландии. Год спустя он стал сильнейшим в Финляндии и готовился к поезде на соревнования под эгидой чемпионата мира по картингу. Именно там, в 1984 году в Лидолсхейме и произошла первая историческая встреча будущих непримиримых соперников.
«Мне было 14 или 15, когда мы с Шумахером впервые погонялись друг против друга на маленьком треке для картинга в Германии, – вспоминал позже Мика. – Я постоянно наблюдал за его траекториями — они поражали. Я моментально осознал, что он отлично направляет машину куда надо и попадает во все шиканы и повороты. В тот день я и понял, что этот парень будет главным и самым сложным противником. И это было круто!».
Оба гонщика так и не дошли до финального заезда молодежного турнира, сойдя из-за технических неполадок. В следующем сезоне Михаэль вернулся в WSK и занял в своем возрастном классе второе место, а Хаккинен снова не добрался до финиша. После этого их пути разошлись: Мика отправился в северную «Формулу-Форд» и чемпионаты «Лотуса», а Шуми остался в немецкой «Формуле-Форд» и стал первым чемпионом «Формулы-Кениг».
В следующий раз немец и финн встретились на Гран-при Макао 1989 года. Правда, на трассе они не пересеклись: Михаэль стал шестым в квалификации, привезя будущему главному сопернику аж 0,7 секунды (Хаккинен стал 15-м), а в первой гонке уик-энда будущая легенда «Феррари» завершила вообще на первом месте. «Летающий финн» проиграл немцу почти целый круг.
Во второй гонке Мика не успел прорваться из хвоста пелотона, поскольку пострадал в стартовом завале и сошел еще до конца второй минуты решающей гонки. Шуми же продержался восемь кругов, но все равно до финиша не добрался — победителем стал Дэвид Брэбэм.
Новый сеанс противостояния финна и немца случился через год в немецкой «Формуле-3» в 1990 году. Хаккинен к тому моменту здорово прибавил и приехал на домашний чемпионат Шумахера в Хоккенхайм чемпионом британской «Ф-3», а Михаэль, в свою очередь, стал лучшим в немецкой «трешке». Но на совместном заезде Мика мощно напомнил о себе, привезя Шумахеру больше секунды в квалификации и почти две — всем остальным. После старта с поула Мика оторвался от Михаэля на пять секунд и комфортно удержался первым до самого финиша.
«Шумахер был настоящим героем в немецкой «Ф-3», – вспоминал «Летающий финн». – Британскую «Ф-3» в Германии считали намного медленнее местной, и когда я взял поул, все решили, что я сжульничал. А я просто выиграл гонку, побив рекорд круга, забрал трофей, побрызгался шампанским и поехал домой».
«Он был подобен Ронни Петерсону, – вспоминал Хью Эбсэлом – владелец команды из «Формулы-3», за которую выступал Хаккинен. – Дайте ему хорошую и быструю машину – и за ним не угонится никто. Но Мика ничем не мог помочь с понимаем, что происходит с болидом. Инженерные способности у него явно отсутствовали. На вопрос о соответствии настроек его требованиям он пожимал плечами и говорил: «Никаких проблем, все хорошо!»
Единственное столкновение с Шумахером
Сражение немца и финна продолжилось и в конце сезона — оба парня снова приехали на Гран-при Макао, только на сей раз фаворитом оказался уже именно Мика. Он повторил трюк из «Хоккенхайма»: снова привез Михаэлю целых 0,7 секунды в квалификации и выиграл первую гонку с преимуществом в 2,6 секунды. Тогда победитель кубкового заезда бывшей португальской колонии рассчитывался по правилам сложения результатов двух гонок, так что Хаккинену было абсолютно необязательно побеждать Шумахера в третий раз подряд: финну хватило бы финиша на втором месте сразу после немца. Мика проиграл старт, но в остальном придерживался плана. Тем не менее, на последнем круге случилось вот это.
«Перед вторым заездом его преимущество над немцем было 2,6 секунды, что для этой трассы довольно солидный запас, – вспоминал руководитель команды Хаккинена Дик Беннетс. – Я попытался объяснить Мике тактику: «Ты понимаешь, выявляется победитель по суммарному результату». Он кивал головой: понимаю. Я продолжал: «Во втором останется лишь удержать соперника на достаточном расстоянии. Совершенно необязательно выигрывать!» Он снова кивал головой – понимаю, понимаю. Увы, но во втором заезде Шумахер ушел на трассу первым. Мика держался позади Шумахера с полусекундным отставанием. Но в какой-то момент машины сблизились на 0,2 секунды. Не было никакой необходимости обгонять Михаэля. И, будь у меня возможность связаться с Микой по радио, я бы попытался убедить его в этом или настоятельно бы ему об этом напомнил. Увы, радиосвязи у нас не было... По сути, победа в Макао была у него в руках, но ему хотелось большего. В итоге машины чуть было не столкнулись, Мику развернуло, и он выбыл из гонки совсем... Только спустя два часа он вернулся в боксы».
«Я подумал: вот она, смерть! – описал ситуацию Хаккинен. – Это была моя первая страшная авария на большой скорости. Я закрыл глаза, сжал руль. Знал, что лечу прямо в стену. Очень расстроен тем, что сделал Шумахер. После стартовой прямой следует быстрый правый поворот. Шумахер зашел в него ну очень широко и, естественно, потерял скорость. Я же позади был подобен ракете, потому и решил – атакую. То есть, по сути, и атаковать-то было не надо – из-за разницы в скорости я проходил его легко. Но долю секунды спустя он изменил траекторию движения и подрезал меня».
Шумахер в свою очередь был более солидарным с Беннетсом.
«Я думаю, надо быть сумасшедшим, чтобы атаковать в таком месте, – резонно заметил Михаэль. – Было глупо так рисковать».
Зато оба парня вынесли урок из инцидента и больше ни разу не столкнулись за все последовавшие 11 лет — даже когда их соперничество на трассе достигло своего пика. Также чемпионы «Формулы-3» после разборок в Макао попали в молодежные программы: Шумахера подписала система «Мерседеса», а Хаккинен перешел под крыло «Мальборо» (с высшей ступенью развития в лице «Мерседеса»).
Переход в «Формулу-1»
Несмотря на некоторое превосходство Михаэля в 1989-м, первым на тесты в самую сильную серию мира позвали именно Мику: 24 января 1990 года финн впервые выехал на трек в «Сильверстоуне» в составе — иронично – «Бенеттона».
«Наконец-то я уселся за руль по-настоящему быстрой машины! – вспоминал потом Хаккинен. – Машины, за рулем которой необходимы быстрые реакции, позднее торможение... Это было совершеннейшей мечтой! Я хотел проехать быстрее всех, как никто еще не ездил. И чувствовал, что весь мир у меня в руках. Есть люди, обладающие красивым, каллиграфическим почерком, есть те, кто пишет как курица лапой. И изменить ничего нельзя, столько ни тренируйся. Я быстро езжу на всех машинах. Это объективная реальность. Я не очень хорошо помещался в болиде: локти упирались в кокпит и мешали переключать передачи,но как только я выехал из боксов, то понял, что рожден именно для этого».
Скорость молодого и перспективного финна настолько впечатлила руководство итальянцев, что они решили оставить гонщика в ростере на должности тест-пилота — все-таки 21-летнего гонщика без реальных достижений побоялись садить сразу в боевой кокпит на замену Алессандро Наннини либо трехкратному чемпиону Нельсону Пике. Однако Мика всегда ненавидел тесты и не видел в них смысла, да и менеджер будущего чемпиона Кеке Росберг посчитал путь бесперспективным и решил провести еще один сезон в «Формуле-3». Тем самым Хаккинен потерял реальный шанс дебютировать уже в конце 1990 года: Наннини получил серьезные травмы ног в вертолетной катастрофе за два Гран-при до финиша сезона, и финн вполне мог его заменить. Однако на должность боевого пилота подписали еще одного бразильца Роберто Морено — того самого уступившего кокпит Михаэлю Шумахеру в 1991 году. Забавно: если бы Мика и Кеке приняли иное решение, немец мог бы и вовсе не попасть в состав будущего чемпиона «Формулы-1».
Несмотря на отказ от предложения «Бенеттона», Хаккинен все равно в самом деле довольно быстро попал в «Ф-1»: после завоевания титула в «Ф-3» и мощного выступления в Макао финна пригласили в скатившийся до аутсайдера «Лотус».
Его немецкий соперник тем временем не попал в какую-то молодежную серию и отправился гоняться в ДТМ, японскую «Формулу-3000» и совместный проект «Заубера» и «Мерседеса» в спорткарах (в том числе на «Ле-Мане»). Ему помог случай: когда пилота «Джордана» Бертрана Гашо отправили в тюрьму за стычку с лондонским таксистом, менеджер немца Вилли Вебер фактически обманул руководителя команды, расписав опыт Михаэля в Спа (в реальности оказавшийся нулевым). Тем не менее, Шумахер по полной воспользовался шансом: квалифицировался седьмым, впечатлил весь паддок и заинтересовал немецкую нацию, «Бенеттон», а также Берни Экклстоуна. После первого же заезда за парня развернулась целая юридическая и судебная война, поскольку его успехи привлекли новый рынок — и для сохранения интереса Германии все в «Ф-1» непременно хотели посадить Солнечного мальчика в конкурентоспособную машину.
Хаккинену в свою очередь не так повезло с рынком: в Финляндии в 15 раз меньше жителей, да и в слабеньком «Лотусе» сложнее было показать себя: больше всего гонщик запомнился абсолютной смелостью и умопомрачительно агрессивным стилем пилотажа. Тем не менее, по истечению дебютного сезона он, как и Шумахер один раз финишировал в топ-5, а в 1992-м «Летающий финн» уже трижды оказался в пятерке лучших. Правда, с Шумахером на трассе практически не пересекался (Михаэль в том сезоне одержал первую победу в карьере и восемь раз поднялся на подиум).
Однако Мику все-таки заметили: по инициативе Росберга контракт финна выкупил «Макларен». Кеке рассчитывал на уход Сенны и получение боевого кокпита, но Айртон вышел на старт в первом Гран-при 1993 года — и Хаккинен все-таки превратился в тест-пилота.
«Помню, как Кеке был разочарован, – вспоминал после Мика. – «Целый год – тестером! Целый год! За это время люди совершенно забудут тебя, ты так и останешься тест-пилотом всю жизнь!». Но на первый Гран-при в Кьялами я летел, как на свою первую гонку: до меня постоянно доходили слухи, что Сенны не будет. Но Айртон приехал. «Так, вот теперь я действительно стал тестером» – подумал я».
Но Хаккинену повезло: напарник бразильца Майкл Андретти гонялся так плохо, что его уволили за три заезда до конца сезона. Финн получил-таки шанс — и сходу уделал как Сенну, так и Шумахера в квалификации к Гран-при Португалии, завоевав место на втором ряду стартовой решетки.
«Я был совершенно уверен в себе, – рассказывал Мика. – Чувствовал, что могу победить. Показал всем, что знаю машину, трассу, знаю команду. Айртон никак не мог понять, как такое могло произойти. Те же шины, та же топливная загрузка, настройки – все одинаковое. Он и его гоночный инженер изучали данные и не понимали, как я оказался быстрее в двух поворотах. Когда он подошел и спросил меня об этом – заговорил со мной впервые за всю мою карьеру в «Макларене» – я сложил руки на груди и спокойно ответил: «Большие яйца». Мои слова его разъярили. Он заорал: «Сколько гонок ты выиграл?! Сколько поулов?! Сколько титулов?!».
В гонке все сложилось совсем по-другому: Хаккинен проиграл старт, а в середине дистанции допустил ошибку слишком ретивого новичка, широко заехав на траву при выходе из поворота.
Шумахер победил в той гонке, но на следующем Гран-при Хаккинен поднялся на подиум и отправил лидерам ясный сигнал о возвращении в строй.
«После первого заезда ни Сенна, ни Прост не захотели со мной говорить, – вспомнил позже Мика. – Вообще все гонщики думали, что я поехавший. Но потом все-таки восприняли меня всерьез».
Перерыв в противостоянии
Тем не менее, конкуренты не смогли сразу же вернуться к непримиримой борьбе на трассе: в 1994-м Михаэль получил лучший болид и мощнейший двигатель, в то время как «Макларен» Мики после неудачного сотрудничества с «Фордом» перешел на слабые моторы «Пежо». В результате финн ни разу за сезон не квалифицировался выше немца, постоянно проигрывая сопернику в районе секунды — ни о каких мощных сражениях на трассе не могло идти и речи. Достаточно взглянуть на статистику: Михаэль выиграл восемь гонок, еще дважды стал вторым и завоевал первый титул, а Мика лишь шесть раз поднялся на подиум (один раз — на вторую ступень) и оказался на четвертом месте в общем зачете.
В 95-м «Макларен» сменил «Пежо» на «Мерседес», но с первого сезона альянс предсказуемо не поехал на чемпионском уровне. Пока Михаэль побеждал в девяти заездах и уверенно ехал ко второму титулу, Хаккинен переживал шесть сходов из-за отказов силовых установок и лишь дважды добрался до второго места.
Однако в последнем заезде сезона в Аделаиде в первой практике финн чуть было не вылетел из соперничества навечно: его болид потерял управление и отправился в барьеры.
Мика пережил сильнейший удар о руль, фактически прервавший кислородное снабжение мозга: гонщик не мог дышать, и бригаде медиков пришлось делать ему трахеотомию прямо внутри покореженного кокпита. Срочная операция спасла Хаккинену жизнь: через 15 минут он уже уехал в госпиталь Аделаиды на скорой. В результате пилот отделался «всего лишь» переломом черепа и комой. К счастью, Мика пришел в себя на следующее утро — хоть и выглядел просто отвратительно: кожа приобрела бледно-зеленый оттенок, пилот сильно похудел, говорил с трудом, и сидеть мог лишь с легким наклоном головы. Последствия аварии сохранялись и годы спустя: у Хаккинена до 98-го косил и дергался левый глаз, гонщика мучили головные боли, а правое ухо больше не слышало, как раньше, и спортсмен был вынужден пользоваться слуховым аппаратом.
Но финн не сдался и отказался завершать карьеру. Он резко повзрослел, решил перестать попусту рисковать и сконцентрировался на скорейшем возвращении физических кондиций. В какой-то мере Мика повторил подвиг Ники Лауды из 1976 года (австриец вернулся в гонки спустя 40 дней после аварии): будущий чемпион из Вантаа вернулся в машину уже на тестах 5 февраля 1996 года — всего через 87 суток после инцидента в Аделаиде. К концу первого дня заездов он проехал 63 круга и превзошел времена Михаэля Шумахера и напарника Дэвида Култхарда. Настоящее соперничество только начиналось.
Первая победа
В первой же квалификации нового сезона эксперты отметили изменения в пилотаже Хаккинена: от былого «удалого» стиля не осталось не следа – «летучий финн» переродился в спокойного и плавного гонщика, планомерно преодолевавшего поворот за поворотом с компьютерной точностью без лишнего риска. Тем не менее, на возвращение на подиумы ушло целых полсезона: впервые с момента аварии Мика финишировал в топ-3 лишь на десятом Гран-при. Три гонки спустя финн снова обливал шампанским Михаэля.
В 1997-м «Макларен-Мерседес» сделал еще один шаг вперед: на втором Гран-при сезона в Бразилии Хаккинен смог впервые за пять лет финишировать впереди Шумахера, а на шестой по счету гонке ему удалось впервые в «Ф-1» опередить соперника в квалификации. Первая победа пришла уже в конце сезона в Хересе, причем не без помощи Михаэля: он нарочно столкнулся с конкурентом за чемпионский титул Жаком Вильневым, вывел из борьбы за первого места себя и повредил машину канадца. Мике оставалось всего лишь обогнать замедлившегося соперника на последнем круге и взойти на первую ступень подиума — впервые за 7 лет в «Формуле-1».
Первая битва за титул
В 1998 году темпы развития альянса «Макларена» и «Мерседеса» наконец обогнали конкурентов. Хаккинен впервые получил достойный болид и в первой же квалификации привез немецкому сопернику на «Феррари» 0,8 секунды. После четырех побед и одного второго места в первых шести Гран-при Мика вез Михаэлю практически двойной отрыв, но к гонке по Монреалю Скудерия сумела подтянуться к «серебряным стрелам». Уже Шумахер оформил три победы подряд и догнал финна — причем не без помощи ошибок соперника.
Мика впервые в карьере лидировал в чемпионате и вообще имел шансы на титул, так что временами нервничал под внушительным давлением. В первых нескольких заездах его машина была настолько хороша, что он запросто вез всем практически по кругу и не попадал под прессинг от соперников, также дважды его подвела коробка передач на стартовых отрезках и еще раз он уперся в Эдди Ирвайна и не добрался до Шумахера. Болельщикам пришлось ждать аж до девятой по счету гонки сезона, чтобы увидеть реальную битву претендентов на титул.
Сперва Мика рвал на полную и создал 49 секунд отрыва, но вылетел за пределы трека и совершил полный разворот. В результате Хаккинен повредил переднее антикрыло (минус 10 секунд из-за замены на лишнем пит-стопе) и вызвал автомобиль безопасности, уничтожив гандикап целиком. Когда же «Феррари» Михаэля оказалась позади, «Летающий финн» приступил к обороне в дождевых условиях.
Спустя пару кругов Мика не выдержал давления, вновь ошибся и отдал позицию сопернику.
Тем не менее, Шумахер не должен был побеждать: его наказали десятисекундным стоп-энд-гоу за обгон Джанкарло Физикеллы в режиме автомобиля безопасности. Но команда нашла способ обмануть правила и зазвала Михаэля в боксы для отбытия штрафа на последнем круге — немец пересек финишную черту первым уже на пит-лейн и выиграл гонку, а ФИА не нашла законных оснований для изменения результата заезда. Именно тогда в правила внесли изменения, предотвращающие подобные казусы.
Сражение Мики и Шуми продолжилось на следующем Гран-при: в Австрии ситуация с рестартом после автомобиля безопасности точь-в-точь повторилась, но в сухих условиях. Михаэль получил более легкий и быстрый автомобиль и рвался изо всех сил для обгона финна, но Хаккинен доказал способность учиться на ошибках, не пошел на поводу у нервов и продемонстрировал шикарную оборону.
В результате в бешеной гонке дрогнул уже Михаэль.
Мика выиграл еще и следующий, домашний Гран-при соперника и снова утвердился в лидерах, но ненадолго: в Венгрии его подвел сломанный амортизатор, а в Италии — тормоза. За две гонки до финиша сезона соперники сравнялись.
На «Нюрбургринге» Хаккинен вернул инициативу: несмотря на поражение в квалификации и старт с третьей позиции, Мика блестяще обогнал напарника Михаэля Эдди Ирвайна, а затем обставил и самого Красного барона с помощью его же излюбленной тактики пит-стопов — пересидел соперника на более легкой машине.
Ключевой эпизод смотрите с 43.49
В итоге судьба титула 1998 года решалась в последнем Гран-при сезона в Японии. Шумахер выиграл поул, но в самый напряженный момент перед стартом заглох.
Немец отправился в борьбу с последнего места стартовой решетки (по правилам повторного прогревочного круга), а фактический поул получил именно Мика. Пока Михаэль прорывался сквозь пелотон и досрочно сходил из-за прокола, Мика спокойно довел заезд до победы и стал чемпионом.
1999 год без главного соперника
Новый сезон Хаккинен начал как лучший пилот мира — привез Шумахеру больше секунды отрыва в квалификации и завоевал поул. Но в гонке напомнили о себе новые правила ФИА, введенные для замедления машин: перебранный «Макларен-Мерседес» Мики сдался на первой трети дистанции из-за поломки системы впрыска. От ненадежности пострадал и напарник финна Дэвид Култхард, а у Михаэля за 57 кругов глох мотор, спускало колесо и даже отказывало рулевое управление — в результате немец проиграл целый круг напарнику Ирвайну и не набрал очков.
Примерно по такому сценарию развивалась вся первая половина сезона: Мика брал поул с огромным отрывом, и если в гонке не случалось неполадок или обидных столкновений, финн побеждал. Лишь в Монако все случилось совсем по-другому: Хаккинен сперва проиграл старт Шумахеру, а затем наехал на лужицу масла, потерял 16 секунд и пропусти Ирвайна.
Во Франции Мика провалил дождевую квалификацию и стартовал лишь 14-м — так что ему пришлось с первых же метров демонстрировать мастер-класс по обгонам.
Финский каток встретил тот день и Шумахера — немец тоже не смог остановить главного соперника.
В результате Мика поднялся на подиум, а Шумахер оказался лишь шестым — после отъезда из «Маньи-Кура» «Летающий финн» вел со счетом 40-32.
Продолжить борьбу за титул Михаэль, к сожалению, не смог: на следующем Гран-при Великобритании он на первом же круге улетел в отбойники из-за отказавших тормозов и сломал обе ноги.
Вместо традиционного конкурента Хаккинен получил в соперники второго пилота «Феррари» Эдди Ирвайна — правда, и с ирландцем пришлось немного повозиться, поскольку на «Макларен» как раз напала череда отказов: гонку в Сильверстоуне Мика тоже не закончил, и после сошел еще и на Гран-при Германии. Но самый эмоциональный момент для Хаккинена наступил в Монце: когда Ирвайн практически догнал финна в чемпионате, пилот «Макларена» провел блестящую квалификацию, завоевал поул и безобидно гнал первым вплоть до 29 круга, ожидая увеличение отрыва сразу на 10 баллов. Однако судьба распорядилась совсем иначе — финн ошибся, вылетел с трассы, заглох и отправился рыдать в кусты.
«Все выходные я проходил этот поворот на второй передаче, – объяснил Мика журналистам спустя целых два часа после инцидента. – И вдруг почему-то включил первую. Задние колеса частично заблокировались, чего не должно происходить, и меня вынесло с трассы. Конечно, я страшно зол на себя, но уверен – это последняя ошибка в сезоне».
Тем не менее, «Макларен» вновь пошел вразнос буквально на следующей гонке на «Нюрбургринге»: финн ехал вторым, когда пошел дождь. Хаккинен поспешил одним из первых получить соответствующие шины, но преимущество внезапно получили рискнувшие остаться на резине для сухой погоды. Мика потерял кучу времени и финишировал только пятым, оторвавшись от Эдди всего на жалкие два очка.
На предпоследнем Гран-при сезона триумфально вернулся Шумахер, моментально привезя секунду в квалификации вообще всем. Тем не менее, в гонке Михаэль уже на четвертом круге пропустил напарника к победе, заняв оборонительную позицию от своего главного соперника.
Расчет сработал: Эдди выиграл, Мика финишировал только третьим — у ирландца оказался отрыв в четыре очка перед последней гонкой в Японии. На «Сузуке» Михаэль снова выиграл поул, но на первом ряду с ним оказался не Ирвайн: пилот «Феррари» провалился и отправился на третий ряд, а рядом с немцем оказался Хаккинен. Всем казалось, что Эдди сможет подняться на четвертую позицию, набрав нужное для титула количество очков, а Шумахер вновь непременно удержит «Летучего финна» – ведь именно Мике непременно нужно было побеждать. И лидер «Макларена» доказал стремление за титулом, выдав один из лучших стартов в истории спорта.
Дальше Мике осталось лишь добраться до финиша и стать двукратным чемпионом мира, сравнявшись на тот момент по регалиям с главным соперником.
Поражение
После двух побед «Макларена» в «Феррари» изменили философию построения болида: если раньше Скудерия отталкивалась от надежности и со временем пыталась сделать машину быстрой, моментально снимая ненадежные детали, то в 2000 году итальянцы бросили все силы на разработку «героя квалификаций» для Шумахера. В результате Михаэль здорово приблизился к Хаккинену, но Мика все равно выиграл три первых поула подряд. Но «Макларен» подвел своего чемпиона: в двух первых гонках финн сошел из-за технических отказов, а в третьем заезде по Имоле отрывался от соперников, но наехал на обломки и повредил болид. Добили шансы Мики на победу добили еще и проблемы с электроникой: Хаккинену пришлось вручную перезапускать контролирующие системы болида и терять кучу времени — и Шумахер закономерно обогнал его на пит-стопе, создав мощнейший отрыв в общем зачете 30:6.
На следующих Гран-при Мика немного отыграл благодаря своей скорости в Великобритании и ошибку бригады Михаэля в Испании (механики «Феррари» запороли пит-стоп, обеспечив пилоту медленный прокол, низкую скорость и лишнюю остановку в боксах). После тех заездов соперники впервые в сезоне встретились в очной борьбе на трассе: Шумахер квалифицировался на домашнем «Нюрбургринге» вторым, а Хаккинен оказался следом. Тем не менее, инициативу сходу взял именно финн — он вновь выиграл старт и оставил Михаэля позади.
Cмотреть с 7.40
Но Шумахер в тот день был абсолютно неудержим: немец достал действующего чемпиона и с удивительной легкостью все-таки вырвался вперед.
Лишь в середине сезона лидер «Феррари» столкнулся с техническими проблемами: в Монако у Красного барона отказала задняя подвеска, а во Франции сдалась уже силовая установка. Мика, тем не менее, не смог на полную раскрутить ситуацию, поскольку в Монте-Карло у него тоже вскрылись проблемы с коробкой передач. Гораздо больше в пользу финна сыграли ошибки и столкновения Шумахера на следующих Гран-при: например, в Австрии Михаэль сошел на самом старте.
В Германии Шуми выбыл тоже на старте после «захлопывания калитки» перед носом у Джанкарло Физикеллы.
Хаккинен выиграл в Австрии и финишировал в Германии, после чего его отрыв от Михаэля усох всего до двух баллов. Но общая ситуация развернулась в пользу действовавшего чемпиона: Мика отыграл огромный отрыв у значительно ускорившейся «Феррари» (до конца сезона Шумахер выиграл пять поулов из шести) и находился на пике пилотажной карьеры. Свою силу «Летучий финн» доказал уже на Гран-при Венгрии, где его соперник в кои-то веки провел мощный старт — просто Хаккинен снова оказался еще лучше.
На Гран-при Бельгии Мика и вовсе выиграл поул, привезя обновленной «Феррари» почти секунду. Тем не менее, в дождевой и подсыхающей части гонки чемпион проскользил на обочину и пропустил соперника, не не сдался, включился в преследование и совершил чудо, прозванное «обгоном века».
«Мы выехали на прямую «Кеммель», когда прямо перед нами я увидел отстававший на круг «БАР» Зонты, – рассказал Мика. – В тот момент я подумал: «С какой бы стороны от него Михаэль не поехал, я поеду с другой». В итоге он сделал это слева, я – справа и, затормозив максимально поздно первым вошел в поворот. Обычно на полном газу «О Руж» мы проходим только в квалификации, но когда я преследовал Михаэля, то понял, что единственный способ обогнать его – это пройти поворот с полным газом. И я сделал это. Держался прямо за «Феррари», потом получил дополнительное ускорение, пристроившись за круговым и обогнал кругового по внутренней стороне. Это было фантастическое ощущение! До этого Михаэль несколько раз выдавливал меня на траву на скорости за 300 км/ч. Я был чудовищно зол, так что он дополнительно меня замотивировал».
Обгон и гонка стали пиком карьеры Хаккинена: гонщик «Макларена» не просто навечно закрепился в памяти миллионов болельщиков, но и все-таки вышел вперед в чемпионате с преимуществом в шесть очков после катастрофического начала. Однако реванш «Феррари» последовал моментально: Шумахер вернулся на недосягаемый уровень уже в Италии, а на Гран-при США в решающем моменте преследования мотора финна не выдержал и сгорел. Михаэль оторвался на восемь очков.
Последний шанс отыграться у «Макларена» остался только на Гран-при Японии, но Скудерия и на Сузуке оказалась быстрее в квалификации – пусть и всего на 0,009 секунды! Столь обидное поражение могло выбить из колеи кого угодно, но Хаккинен не сдался и снова выдал мощный старт.
Не сумев совладать с «Летучим финном» на трассе, Шумахер и «Феррари» применили тактику опережений на пит-стопах в переменных условиях. Михаэль снова выиграл и вернул себе чемпионский титул, отобрав его соперника пусть и с вдвое меньшим числом технических неполадок (2:5 к стыду англичан). Опередив Мику по числу титулов (3:2), Шуми стал самым титулованным гонщиком пелотона, нанеся мощный удар по мотивации соперника. Урон оказался настолько сокрушительным, что Хаккинен в пику традициям даже запорол старт на последнем Гран-при сезона, заработав штраф за слишком раннее начало движения.
Завершение карьеры
Многие эксперты отмечали, что в чемпионате 2001 года Мика выглядел уже не столь мотивированным, как в предыдущем сезоне: у него не получалось выжимать 150% из «Макларена» и сражаться на равных с разогнавшейся на полную «Феррари». Более того, серебристая машина финна больше не могла обеспечить даже банальную способность добраться до финиша: в первых семи Гран-при сезона Хаккинен пять раз сошел из-за механических отказов!
Особенно обидным вышел фэйл в Барселоне: опередив Шумахера на пит-стопе, финн нарастил отрыв до 40 секунд и въехал на последний круг в ожидании первой победы в сезоне, но буквально за 2,5 километра до финиша двигатель Мики сгорел и серебристый болид остановился на обочине в дыму.
В результате у Хаккинена после семи гонок оказалось всего 4 очка против 52 у Шумахера, и противостояние фактически закончилось. Но пилот «Макларена» потерял мотивацию совсем не из-за отсутствия возможности зарубиться с главным соперником — на него по-прежнему оказывала влияние старая авария. Еще в первом Гран-при сезона в Австралии он попал в инцидент из-за отказа подвески — и сразу же принял ключевое решение.
«Я видел, как стремительно приближалась стена на скорости в 280 км/ч, и это был ужасный момент, – вспоминал Хаккинен десяток лет спустя. – Снова почувствовал удар по шлему, снова вкус крови во рту. После этого я подумал: «Мика, пожалуй, игра закончена. Ты ведь выиграл два чемпионата мира – может быть, хватит?». Ведь еще были аварии на тестах, о которых никто не знает. Это было просто безумие. В общем, в том году я завершил карьеру, ведь больше не мог улыбаться и вдохновлять команду и механиков. Я не достиг того, чего достигли другие, с точки зрения продолжительности карьеры, но с точки зрения результатов я добился всего, о чем мечтал. Признаюсь, я начал задумываться об уходе после аварии в 1995 году. Но у меня была мечта стать чемпионом мира».
Тем не менее, финн напоследок еще попортил крови Михаэлю — например, мощным прессингом с самого старта на Гран-при Великобритании. В конце концов Шумахер не выдержал и допустил ошибку, пропустив Мику к победе.
А в последний раз они сразились в Японии в финальной гонке Хаккинена. Финн шесть кругов подряд блестяще оборонялся от легендарного соперника и не пропустил «Феррари» вплоть до собственного пит-стопа.
Тем не менее, Михаэль все равно выиграл тот заезд и четвертый титул — как и три последующих чемпионата подряд. Целых полсотни Гран-при с ним никто не мог сразиться на равных, как это делал Мика.
«Буду ли скучать по Хаккинену? Иногда, – признался Шумахер еще перед стартом сезона 2002 года. – Временами Мика был слишком быстр. Мне было бы гораздо легче без него. Но очень жаль потерять честного и справедливого соперника».
Хоть финн и выиграл на пять титулов меньше немца, вряд ли кто-то скажет, что лидер «Макларена» оказался в тени великолепия «Феррари». Скорее напротив — каждая черта обоих гонщиков, их команд и машин дополняли друг друга, создавая невероятно захватывающе зрелище. Оно в конце концов и прославило обоих не меньше, чем в свое время Алена Проста и Айртона Сенну — недаром теперь гонки «Мика против Михаэля» олдскульщики пересматривают как последний пример современной классики.
Пять лет назад Шумахер чуть не погиб. Что известно о его здоровье сейчас
Все знают, что Шумахер – великий, но не все знают почему. Объясняем по пунктам
Очень много роскошных текстов о Шумахере
Шумахеру повезло с первым сезоном в «Формуле-1». Она была сексуальной
Фото: Gettyimages.ru/Andreas Rentz/Bongarts, Victor R. Caivano-Pool; globallookpress.com/imago/HochZwei/Ronco (3,4); Gettyimages.ru/Pascal Rondeau, Bongarts (6,7); Marcus Brandt/Bongarts; REUTERS/AI Project; Gettyimages.ru/Pascal Rondeau/Allsport
Хоть и был совсем мелким, до сих пор помню многие из этих моментов на видео - гонки показывали по выходным, и школа не отрывала от любимого зрелища.
И голос Попова, конечно:)
Жирный плюс от меня, спасибо автору за труд:)
Но в годы чемпионств Хаккинена Макларен был как сейчас Мерседес по отношению к остальным..