21 мин.

51 (2)

1958 год ознаменовался еще несколькими событиями. Впервые за руль болида Ф-1 села женщина – итальянка Мария-Тереза де Филиппис. Конкуренцию сильному полу она не составила (до финиша добралась лишь раз в пяти заездах, да и то последней), однако внимание к себе привлекла огромное.

Гран-при Португалии (9 этап из 11-ти) стал торжеством джентльменства. Гонка проходила по улицам Порто, и судьи собрались дисквалифицировать Майка Хоторна за то, что тот после разворота машины вынужден был стартовать против направления движения. Поскольку видеосъемки тогда не существовало, приступили к опросу свидетелей, и главный из них, конкурент Хоторна Стирлинг Мосс, прикрыл своего соперника – показал в беседе, что Майк правил не нарушал, толкал болид по обочине, не мешая движению, и рестартовал так, как и было положено. Благодаря подтвержденному второму месту Хоторн получил зачетные 6 очков, в итоговом зачете обошел Мосса всего на один пункт (42 против 41) и завоевал титул чемпиона. А Стирлинг Мосс им так и не стал.

Впрочем, в самом начале 1959 года титул оказался вакантным. Хоторн, впечатленный гибелью сразу троих гонщиков в сезоне-58, принял решение оставить автоспорт. Его заявление, что гонки – слишком рискованное занятие, было воспринято неоднозначно. Были и такие, что почти в открытую называли его трусом – считалось, что настоящий спортсмен должен презирать опасность. Но Хоторн не колебался. Во-первых, он собирался жениться, а во-вторых, открыть собственный бизнес, вложив заработанные им за карьеру гонщика деньги в гараж и автомастерскую… По злой иронии судьбы, буквально через несколько дней после окончательного отказа участвовать в первом Гран-при нового чемпионата, дождливым утром 22 января 1959 года Майк Хоторн не справился с управлением собственного мощного «Ягуара» и разбился насмерть о деревья на дороге неподалеку от английского Гилдфорда.

14 ЖАН БЕРА (38 лет, Франция) – 1 августа 1959 г. (Берлин, Германия)

Последняя команда в Ф-1: «Жан Бера»

Последняя машина в Ф-1: Behra Porsche

Сезоны – 9, старты – 53, победы – 0, очки – 53,14

1951 – н.к.

1952 – 11 место

1953 – н.к.

1954 – 26 место

1955 – 9 место

1956 – 4 место

1957 – 8 место

1958 – 11 место

1959 – 17 место

Опытнейший француз никогда не претендовал на роль лидера той или иной команды, хотя за время карьеры в Ф-1 сменил их немало – начинал в «Экип Гордини», три сезона провел в «Офисине Альфьери Мазерати» (где и добился наивысшего успеха – 4 места в общем зачете в 56-м; в отдельных гонках одно второе место и 4 третьих), затем были «Оуэн Расинг» и даже, в начале 59-го, «Скудерия Феррари».

Как знать, быть может, там Бера и вышел бы наконец в призеры чемпионатов мира, однако на четвертом этапе во французском Реймсе он, шедший вторым, сжег двигатель и гонку не закончил. От огорчения в боксах ввязался в перепалку с менеджером команды Тавони. Ругань закончилась мордобоем и увольнением Бера.

Пропустив один этап, Жан заявился на старт следующего, в Берлине, за рулем собственного «Порше» и представляя собой отдельную команду (тогда можно было в подобных случаях выступать в одиночку, не претендуя, разумеется, на Кубок конструкторов; таких гонщиков называли «частниками»). Увы, первая же его попытка добиться успеха самостоятельно, а не в чьей-то «конюшне» стала и последней. В так называемой «гонке поддержки» (нечто вроде квалификации, проводилась накануне основной) на скользкой из-за проливного дождя трассе его автомобиль потерпел аварию. Бера был выброшен из кувыркающейся машины и, вероятно, мог бы уцелеть, отделавшись переломами, но, ударившись в полете о флагшток, погиб. Вольфганг фон Трипс, который ехал следом и стал свидетелем страшной и нелепой смерти француза, был настолько шокирован, что на следующий день отказался от участия в основной гонке.

15 ХАРРИ ШЕЛЛ (38 лет, США) – 13 мая 1960 г. (Сильверстоун, Англия)

Последняя команда в Ф-1: «Экюри Блё»

Последняя машина в Ф-1: Cooper T51

Сезоны – 11, старты – 56, победы – 0, очки – 30

1950 – н.к.

1951 – н.к.

1952 – н.к.

1953 – н.к.

1954 – н.к.

1955 – н.к.

1956 – 17 место

1957 – 10 место

1958 – 6 место

1959 – 13 место

1960 – н.к.

Выступавший в чемпионатах мира с самого первого года их существования американец звезд с неба не хватал, лишь изредка добиваясь скромных успехов. Первые шесть сезонов не принесли ему вообще ни одного зачетного очка. Правда, порой его выпускали всего на два-три этапа.

Определенный прогресс наметился во второй половине 50-х, когда Шелл поочередно приглашался то в «Феррари», то в «Вандервелл», то в «Мазерати», где неплохо исполнял роль второй скрипки при Фанхио. Лучшее его выступление было в составе «Оуэн Расинг» – второе место на третьем этапе (Гран-при Голландии) в сезоне-58.

В конце 1959 года Шелл приобрел «Купер», на котором продолжал выступать как «частник» (то есть без команды) под названием «Экюри Блё». На этой же машине стартовал и в следующем сезоне (сошел с дистанции на Гран-при Аргентины из-за поломки топливного насоса). Перед вторым этапом был приглашен в команду «Yeoman Credit». За рулем одного из их автомобилей он и погиб во время тестовых заездов на влажной трассе в английском Силверстоуне.

Несмотря на отсутствие громких побед и титулов, Харри Шелл пользовался огромной популярностью, так как был человеком обаятельным, дружелюбным, всегда открытым для общения, а потому смерть его стала огромной потерей для мира автоспорта…

5-й, бельгийский этап чемпионата мира 1960 года на автодроме Спа-Франкоршам стал одним из самых трагических в Формуле-1. Из 19-ти участников финишировало всего семеро, причем Грэм Хилл – с отчаянно дымящим и еле тянущим двигателем. Но разного рода многочисленные поломки – это было еще полбеды.

Днем ранее, 18 июня, в квалификации тяжело разбились двое. У «Лотуса» семикратного призера чемпионатов мира Стирлинга Мосса сломался задний мост, пилот был выброшен из автомобиля и получил тяжелые переломы обеих ног. Остаток сезона он лечился и через год вынужден был закончить карьеру. Буквально через четверть часа у Майка Тэйлора в «Лотусе» срезало при входе в поворот рулевой механизм, машину вынесло в деревья, где она и разбилась вдребезги. Для англичанина это был лишь второй этап в Ф-1, он же стал и последним. Об организации гонок можно судить по тому, что несчастный Тэйлор около часа пролежал в лесу с переломанными спиной и шеей, прежде чем его обнаружили. Англичанин чудесным образом выжил, но остался инвалидом и за руль больше не садился.

А на следующий день, во время самой гонки…

16 КРИС БРИСТОУ (22 года, Великобритания) – 19 июня 1960 г. (Спа, Бельгия)

Последняя команда в Ф-1: «Йомэн Кредит Расинг Тим»

Последняя машина в Ф-1: Cooper T51

Сезоны – 2, старты – 4, победы – 0, очки – 0

1959 – н.к.

1960 – н.к.

На 19-м круге Крис Бристоу потерял управление в повороте «Бурненвиль», вылетел из кокпита автомобиля и разбился насмерть.

17 АЛАН СТЕЙСИ (26 лет, Великобритания) – 19 июня 1960 г. (Спа, Бельгия)

Последняя команда в Ф-1: «Тим Лотус»

Последняя машина в Ф-1: Lotus 18

Сезоны – 3, старты – 7, победы – 0, очки – 0

1958 – н.к.

1959 – н.к.

1960 – н.к.

А через пять кругов Алану Стейси на скорости свыше 200 км/час… в лицо попала птица. Сразу ли он погиб, от этого удара, или уже когда потерявший управление автомобиль перевернулся, достоверно неизвестно…

1961 год принес революционное новшество: было решено уменьшить максимальный объем двигателя с 2,5 л до 1,5. Прошло это под флагом «обеспечения безопасности гонок», хотя на самом деле пропихнувшие закон итальянцы страстно желали ликвидировать преимущество английских моторов, которое в последние годы становилось все заметнее. О том, что «безопасность» всего лишь ширма, говорило следующее: «…никому в голову не пришло, скажем, обязать гонщиков пользоваться привязными ремнями, хотя при авариях пилоты нередко вылетали из кокпита. Бензобаки лопались при каждой второй аварии, на автодромах были безобразно организованы медицинская и пожарная службы, а «отбойники» из тюков сена годились только на то, чтобы поймать улетевшего из машины пилота. Прямо возле трасс располагались зрительские трибуны, никто не мешал болельщикам неорганизованно толпиться рядом с самыми опасными виражами…

Правда, в конструкцию автомобиля был введен обязательный элемент пассивной безопасности – дуга над головой гонщика. Но новшество внедрялось формально. Мало того, что стальная труба дуги безопасности была не очень прочной, так на фотографиях тех лет сплошь и рядом встречаются автомобили, в которых дуга находится ниже головы гонщика!..» (с, Сергей Иванов, «Формула-1. Шестидесятые: эксперименты»).

18 ВОЛЬФГАНГ фон ТРИПС (33 года, Германия) – 10 сентября 1961 г. (Монца, Италия)

Последняя команда в Ф-1: «Скудерия Феррари»

Последняя машина в Ф-1: Ferrari 156

Сезоны – 6, старты – 27, победы – 2, очки – 56

1956 – н.к.

1957 – 14 место

1958 – 11 место

1959 – н.к.

1960 – 7 место

1961 – 2 место

Вольфганг фон Трипс был насколько впечатлительным, настолько же и талантливым гонщиком. Есть пилоты, которые раскрываются мгновенно, есть такие, что выступают много лет и всегда на вторых ролях. Фон Трипс начал скромно, но продвигался вверх быстро и неуклонно, с немецкой решительностью и педантичностью.

Несколько выпал из этой последовательности только 59-й год, когда Вольфганг, пострадавший в последней гонке сезона-58 (на стартовом поле столкнулся с Шеллом, был выброшен из автомобиля и сломал ногу), решился на кардинальный шаг и сменил должность второго гонщика великой «Феррари» на скромную роль «частника» и пересел за руль собственного «Порше». Удачи ему это не принесло: на первом же этапе он столкнулся с Эллисоном и Хэлфордом и вдребезги разбил машину, затем, после долгого перерыва («частники» не могли рассчитывать на поддержку мощных заводских команд и вынуждены были обходиться своими силами и средствами), едва вновь сел за руль, стал свидетелем гибели Бера. После чего признал, что бы не прав, и вернулся в «Скудерию Феррари».

После солидно проведенного чемпионата-60 фон Трипс считался одним из главных претендентов на победу в следующем сезоне. И действительно, начав с четвертого места в Монако, Вольфганг на следующих пяти этапах дважды побеждал (Голландия и Великобритания) и дважды становился вторым.

Перед седьмым этапом в итальянской Монце Вольфганг, набравший 33 очка, уверенно лидировал, опережая великолепных, но все же явно уступавших ему в мастерстве Фила Хилла и Стирлинга Мосса. В квалификации он заработал поул-позишн, и ему нужно было лишь прийти в четверке, чтобы досрочно стать чемпионом мира. Никто не подозревал, что всё закончится таким кошмаром…

Почти сразу после старта фон Трипса азартно атаковал Джимми Кларк на «Лотусе». Немец не уступил. Вокруг было еще несколько машин, что сужало пространство для маневра. После жесткого контакта «Феррари» фон Трипса сошла с трассы, взлетела по косогору вверх и, перевернувшись в воздухе, превратилась в огромный пропеллер, который прошел по головам толпившихся там и оцепеневших от ужаса зрителей, после чего рухнула на землю. Гонщик выпал из кабины за мгновение до этого уже мертвым. Вместе с ним нашли свою смерть 13 человек, еще почти три десятка зрителей получили повреждения различной тяжести, но уцелели в этой мясорубке.

Джим Кларк, чья машина тоже была разрушена, срочно покинул Италию на самолете в сопровождении руководителя «Лотуса» Колина Чепмена, поскольку полиция получила приказ арестовать гонщика, которого обвинили в этой трагедии. Лишь через два года все обвинения с Кларка были сняты.

А Фил Хилл, победивший в этой гонке, которую так и не остановили, и не стартовавший на следующем, заключительном этапе, набрал в итоге 34 очка и стал чемпионом мира. У 33-летнего фон Трипса так и осталось 33.

19 РИКАРДО РОДРИГЕС (20 лет, Мексика) – 1 ноября 1962 г. (Мехико, Мексика)

Последняя команда в Ф-1: «Скудерия Феррари»

Последняя машина в Ф-1: Ferrari 156

Сезоны – 2, старты – 5, победы – 0, очки – 4

1961 – н.к.

1962 – 13 место

Говорят, что младший из братьев Родригесов, Рикардо, был еще более талантлив, чем фон Трипс. Шутка ли – дебютировать в Ф-1 в 18 с половиной лет! Горячая мексиканская кровь плюс свойственная его годам безрассудная порой смелость… Во всяком случае на старте того кошмарного заезда в Монце, который вы только что видели, именно Рикардо стоял на стартовой позиции рядом с фон Трипсом! А ведь это была его первая гонка в «Формуле-1»!

Сезон-62 Родригес провел неровно, дважды, в Бельгии и Германии, финишировал в шестерке, однако три других этапа не закончил из-за аварий и повреждений автомобиля. По окончании сезона «Феррари» по ряду причин не захотела участвовать в Гран-при Мексики, не входившем в зачет Ф-1, но юный «энерджайзер» Рикардо не мог пропустить такой возможности – поучаствовать в гонке в родном городе, на глазах обожавшей его публики и всех родных. Трудно сказать, что тому причиной, но в борьбе за лидерство он угодил в не очень тяжелую аварию и, получив множество несовместимых с жизнью травм, погиб только потому, что оказался не пристегнут…

20 КАРЕЛ-ГОДИН де БОФОР (30 лет, Голландия) – 3 июля 1964 г. (Дюссельдорф, Германия)

Последняя команда в Ф-1: «Экюри Маарсберген»

Последняя машина в Ф-1: Porsche 718

Сезоны – 8, старты – 28, победы – 0, очки – 4

1957 – н.к.

1958 – н.к.

1959 – н.к.

1960 – н.к.

1961 – н.к.

1962 – 17 место

1963 – 14 место

1964 – н.к.

Голландец (французского происхождения) был последним любителем, «частником» в Формуле-1. Выступал один, без партнеров, с крохотной командой из пары механиков и одного заправщика, без возможности сменить машину в случае какой-либо неисправности. Чем, наверное, и заслужил уважение коллег и зрителей, всегда тепло встречавшихся и поддерживавших последнего из «дон-кихотов».

В конце 1961 года де Бофор приобрел «Роб Уокер Порше 718» самого большого неудачника чемпионатов мира Стирлинга Мосса (с 1955-го по 1961-й он четырежды подряд становился вице-чемпионом, а затем трижды подряд третьим призером, а победителем так и не стал!), после чего пошли первые зачетные очки. Пусть совсем мало (4 раза Карел финишировал шестым, за что получал по одному очку), но в его условиях и то было сверхдостижением.

Сезон-64 ограничился для голландца всего двумя гонками. Сначала, на 2-м этапе, в его ярко-оранжевом стареньком «Порше» взбрыкнул двигатель, и де Бофору пришлось долго приводить машину в чувство. А 6-й этап, на немецком «Нюрбургринге», стал для Карела последним в жизни. Даже не сам этап, а квалификация к нему. Вылетев с трассы и ударившись о дерево, гонщик получил травмы, от которых скончался на следующий день в госпитале Дюссельдорфа.

21 ДЖОН ТЕЙЛОР (33 года, Великобритания) – 8 сентября 1966 г. (Кобленц, Германия)

Последняя команда в Ф-1: «Давид Бриджес»

Последняя машина в Ф-1: Brabham BT11

Сезоны – 2, старты – 5, победы – 0, очки – 1

1964 – н.к.

1966 – 17 место

Карьера Тейлора в Ф-1 только начиналась – он поздно пришел в автоспорт. Сезон-66 был фактически первым полноценным для англичанина, в 64-м он принял участие всего в одном Гран-при, который не закончил из-за неполадок с коробкой передач.

7 августа  на первом же круге немецкого Нюрбургринга, где помимо основных «формулистов» вне зачета соревновались с десяток автомобилей «Формулы-2», «Бребхэм» Тейлора так неудачно столкнулся с «Матрой» Жаки Икса, что перевернулся и загорелся. Гонщика в конце концов удалось высвободить из пылающего ада, но он получил такие серьезные ожоги, что месяц спустя скончался в больнице города Кобленц.

22 ЛОРЕНЦО БАНДИНИ (31 год, Италия) – 10 мая 1967 г. (Монте-Карло, Монако)

Последняя команда в Ф-1: «Скудерия Феррари»

Последняя машина в Ф-1: Ferrari 312/67

Сезоны – 7, старты – 42, победы – 1, очки – 58

1961 – н.к.

1962 – 12 место

1963 – 10 место

1964 – 4 место

1965 – 6 место

1966 – 9 место

1967 – н.к.

Лоренцо начал выступать в различных гонках в 1959-м на собственной машине. Успехи были, их заметили, и два года спустя он попал в обойму пилотов Ф-1. Какое время итальянца носило между «Феррари», «Скудерией Сентро Сюд» и американской «Норт Америкэн Расинг Тим», и только в 64-м он окончательно влился в команду «Красных жеребцов». С этим, очевидно, связано и резкое улучшение его результатов – 4 место в общем зачете с победой в Гран-при Австрии (7-й этап).

Спад в 66-м связан с тем, что «Феррари» перед чемпионатом поменяла одновременно и шасси (модель 1512 на 246Т, а вскоре и на 312/66), и двигатель. Машина оказалась сырой, часто ломалась, хотя и в таких условиях Бандини ухитрился четыре раза финишировать в шестерке.

В сезоне-67 шасси осталось прежним, а двигатель поставили новый и весьма неплохой, что предвещало победы. Однако первый же старт Лоренцо в новом чемпионате (2-й этап в Монако) стал для него роковым. Причины называют разные. Кто говорит, что виной всему утечка масла из неисправного двигателя Джека Бребхэма, из-за чего некоторые участки трассы стали очень скользкими, другие утверждают, что какую-то оплошность допустил сам гонщик. На 81-м круге на выезде из туннеля Бандини на долю секунды утратил контроль над болидом, который врезался в ограждение, перевернулся и вспыхнул как факел.

Беднягу Лоренцо все-таки сумели извлечь из этого пекла, но он получил такие страшные ожоги, что три дня спустя скончался, не приходя в сознание.

23 БОБ АНДЕРСОН (36 лет, Великобритания) – 14 августа 1967 г. (Нортгемптон, Англия)

Последняя команда в Ф-1: «Расинг Энтерпрайзес»

Последняя машина в Ф-1: Brabham BT11

Сезоны – 5, старты – 25, победы – 0, очки – 8

1963 – н.к.

1964 – 11 место

1965 – н.к.

1966 – 17 место

1967 – 16 место

Андерсон выступал только в одной команде и водил только одну машину. Автомобиль не отвечал уровню гонок Ф-1, то и дело ломался, поэтому англичанин частенько не доезжал до финиша, а порой даже не мог пройти квалификацию.

Во время очередной доводки капризной машины на влажной трассе Силверстоуна его занесло на повороте, и он на огромной скорости врезался в строение маршальского поста, получив травмы груди и горла. Андерсона успели довезти до больницы, но четыре часа спустя он скончался, не приходя в сознание.

24 ДЖИМ КЛАРК (32 года, Великобритания) – 7 апреля 1968 г. (Хоккенхайм, Германия)

Последняя команда в Ф-1: «Тим Лотус»

Последняя машина в Ф-1: Lotus 49

Сезоны – 9, старты – 72, победы – 25 (в том числе 6 подряд в сезоне-65), очки – 274

1960 – 10 место

1961 – 7 место

1962 – 2 место

1963 – чемпион мира

1964 – 3 место

1965 – чемпион мира

1966 – 6 место

1967 – 3 место

1968 – 11 место

О блистательном Джимми Кларке, которого многие ставят вровень с Айртоном Сенной, следует писать много и отдельно. Черкнуть два-три абзаца о его карьере – несолидно и мелко. Вот и я не буду…

Двукратный чемпион мира, на протяжении восьми с лишним лет выступавший в одной-единственной команде «Лотус» (использовавшей двигатель сначала «Ковентри», а затем «Форда»), и девятый свой сезон в Ф-1 начал с уже ставшей для него традиционно уверенной и чистой победы на южноафриканском Гран-при. Тем самым доведя их число до юбилейных 25-ти и опередив легендарного Фанхио, который остановился на 24-х. 1968-й должен был принести плоды того, что было задумано с машиной и двигателем годом ранее.

Нужно сказать, что тогда впервые за всю историю автомобиль Ф-1 был окрашен по желанию спонсоров: традиционный зелено-желтый цвет «Лотусов» сменился в красно-бело-золотистые цвета сигаретной торговой марки Gold Leaf. Это был болид Колина Чепмена. Кларк же ни в какую не хотел садиться за руль такой машины.

До второго этапа оставалось еще очень много времени, и по возвращении на Острова Кларк приступил к тестированию новой газотурбинной машины «Лотус 56». Затем отправился в Европу поразмяться во второстепенных гонках. 31 марта он стартовал в гонке «Формулы-2», но сошел до финиша. Через неделю ему предстояло стартовать в гонке прототипов BOAC 500 на «Форде», однако произошла какая-то путаница с подтверждением его участия в этой гонке, и Джим, чтобы не терять времени, вновь принял участие в соревнованиях «Формулы-2», причем за рулем столь не полюбившейся ему Gold Leaf Team Lotus.

Ничего не значащая гонка. Пятый круг первого заезда. Мокрая трасса, однако абсолютно прямой ее участок. И Джим Кларк на скорости 240 км/час почему-то сходит с нее и врезается в растущие на обочине дороги деревья.

Авария произошла в малолюдном месте, и на кинопленку она не попала. Не ради раздувания низменных страстей, конечно, а просто чтобы понять – что же там произошло. Никто не верил в ошибку Кларка. Говорили о неисправности машины, о внезапном проколе покрышки, но разве можно было выяснить это по тем обломкам, которые остались от болида. (Днем ранее квалификационные заезды почти на всем их протяжении снимали с вертолета, о чем есть ролик на Ютьюбе, а 7-го числа из-за дождя и тумана это было сделать невозможно…)

Дэйв Симмз, один из двух механиков, готовивших машину к гонке 7 апреля: «С Джимми было очень легко работать. Он мог точно сказать, что ему нужно, и он очень легко понимал машины, особенно коробку передач и сцепление. То, что он выиграл гонку с двигателем BRM H16, говорит о многом, поскольку этот двигатель почти никогда не добирался до финиша. Он был мягким, когда это было нужно, но когда приходилось, он был агрессивным. Но тот уик-энд в Хоккенхайме сразу пошел наперекосяк. Шел дождь, над трассой висел холодный туман. Джимми не нравилась машина, на которой он должен был выступать. А затем произошла авария».

На похоронах Кларка в Шотландии присутствовали все гонщики Ф-1, и один из них сказал: «Помимо скорби был еще страх, который мы все отчетливо почувствовали. Если такое могло случиться с ним, то что тогда ждало нас?..»

25 МАЙК СПЕНС (31 год, Великобритания) – 7 мая 1968 г. (Индианаполис, США)

Последняя команда в Ф-1: «Оуэн Расинг»

Последняя машина в Ф-1: BRM P126

Сезоны – 6, старты – 36, победы – 0, очки – 27

1963 – н.к.

1964 – 12 место

1965 – 8 место

1966 – 12 место

1967 – 10 место

1968 – н.к.

Ровно через месяц не стало еще одного британца, выступавшего в начале своей карьеры в одной команде с Кларком, Майка Спенса. Ни в «Лотусе», где он не выдержал конкуренции со стороны Чепмэна и Кларка, ни в своей новой команде Спенс особых успехов не добился, хотя время от времени приезжал в шестерке (обычно пятым), если его BRM не ломался посреди трассы.

Тень великого покойного Шотландца, который невольно сдерживал рост Майка в «Лотусе», продолжала витать над ним и после смерти Кларка. Ведь это именно его автомобиль взял Спенс для участия в знаменитой Инди-500 (гонке на автодроме в Индианаполисе на 500 миль) в мае 68-го. Квалификацию на своей машине он откатал очень хорошо, но когда вечером сел за руль «Лотуса» Кларка для нескольких тестовых кругов, не справился с управлением и врезался в стену. Оторвавшееся правое переднее колесо ударило гонщику в голову…

26 ЖО ШЛЕССЕР (40 лет, Франция) – 7 июля 1968 г. (Руан, Франция)

Последняя команда в Ф-1: «Хонда Расинг»

Последняя машина в Ф-1: Honda RA302

Сезоны – 3, старты – 3, победы – 0, очки – 0

1966 – н.к.

1967 – н.к.

1968 – н.к.

Уроженец Мадагаскара за три сезона принимал участие всего в трех гонках – по одной в год. Третья для него стала последней: на втором круге Гран-при Франции в Руане Шлессер не справился с управлением, машина перевернулась и загорелась. Огонь был таким сильным, что казалось, будто взорвался не гоночный болид, а бензовоз. Гонщик сгорел…

(Продолжение следует)