Отец купил гонщику команду «Формулы-1». Всего за 250 млн долларов
Осталось приобрести всю серию.
Чуть менее двух недель назад самая эффективная конюшня «Ф-1» «Форс-Индия» через суд погрузилась в начало процедуры банкротства и оказалась под внешним управлением из-за крайне тяжелого финансового состояния. Однако кредиторы подали иск вовсе не из-за желания поскорее выдавить свои деньги – они хотели отстранить от принятия ключевых решений владельца команды Виджая Маллью ради запуска процесса продажи. Другого выхода не было: в одном только 2018-м году индус получил минимум полудюжины весьма серьезных предложений, но отказал всем покупателям и лишь продолжил наращивать долги. К счастью, после введения внешнего управления все вопросы разрешились буквально за десять дней.

В роли спасителя выступил канадский миллиардер Лоренс Стролл вместе с целым рядом канадских, американских, монегаскских, швейцарских и даже китайских бизнес-партнеров.
«Все кредиты будут выплачены, все рабочие места будут сохранены, команда будет серьезно профинансирована. Финансовая поддержка доступна уже с этого дня, а после выхода из внешнего управления через две-три недели команда получит еще больше денег», – заявил администратор Джефф Роули.
Кажется, все остались довольны.
«Форс-Индия» стоила минимум четверть миллиарда
В процессе введения внешнего управления выяснилось, что уже бывший владелец команды Маллья оформлял любую финансовую помощь «розовым» в виде займов, а потом холдинговая компания оказалась и крупнейшим кредитором в объеме 208,5 миллионов долларов. Остальные задолженности перед «Мерседесом», Пересом и мелкими поставщиками в сумме завесили на 47 миллионов — и раз уж администратор четко объявил о выплате всех кредитов, вывод напрашивается сам собой: Стролл с товарищами заплатил минимум четверть миллиарда за контроль над командой.

Однако в данную сумму еще не входят средства, требуемые за акции «Форс-Индии». Компания Rich Energy в свое время заявляла об отклоненном предложении в 125 миллионов долларов за полный пакет акций (не только долю Малльи, но и бумаги Субраты Роя и голландского бизнесмена Михела Мола) — вероятно, итоговые цифры в чеке от канадского консорциума приняли тот же порядок. Также администратор пообещал еще и дополнительные инвестиции на развитие команды — и вряд ли новые владельцы их наколдуют.
А ведь в августе 2007 года альянс Малльи, Роя и Мола приобрел «Форс-Индию» (тогда еще «Спайкер») всего за 123 миллиона долларов.
Что с командой будет дальше
Весь персонал из 405 человек сохранит свои рабочие места — так что Чеко достиг цели своего иска.
Также «розовых» определенно ждет прогресс: еще перед летним перерывом операционный директор конюшни Отмар Сафнауэр и Перес жаловались на нехватку денег для поставки обновлений. По их мнению, падающий темп и был связан с отсутствием прогресса из-за финансовых проблем — хотя все необходимые детали уже были спроектированы и теоретически проверены на компьютерных симуляциях.

«Нам определенно нужны деньги, иначе ничего не сработает, – добавил Сафнауэр буквально неделю назад. – Нам нужно начинать платить поставщикам, закупать нужные материалы для обновлений и для создания новой машины. У нас разгар проектирования шасси следующего сезона».
Теперь технический департамент получит все необходимые средства и запустит все отложенные производства деталей. Руководство «Форс-Индии» ожидает их поставки к Гран-при Бельгии (26 августа) либо к гонке в Монце (неделей позже) — трудно сказать точнее, поскольку изготовители обновлений тоже ушли на летний отпуск.
Вместе с поставкой свежих улучшений команда планирует ускорить машины на 0,5 секунды — Перес явно неспроста говорил в интервью для ютуб-канала «Формулы-1» о надеждах на борьбу за четвертое место в Кубке конструкторов.
Долгосрочная перспектива
Идеи Лоренса Стролла и «Форс-Индия» просто созданы друг для друга. Поставщик силовых установок «Мерседес» еще в мае не скрывал желания превратить одну из независимых команд в собственный фарм для расширения бюджета на развитие болида, но немцы не хотели самостоятельно разжигать процедуру банкротства и тратить на проект собственные деньги. Их намного сильнее интересовало взаимодействие по принципу «Хаас» – «Феррари», где американцы добровольно платят итальянцам за двигатели, коробку передач, подвеску и кучу других элементов болида.
Канадский бизнесмен с другой стороны примерно в то же время безуспешно пытался убедить руководство команды «Уильямс» (где гоняет его сын Ланс) в необходимости альянса с «Мерседесом». Конечно, по большей части Стролл заинтересовался соглашением из-за слабого темпа английской машины, но схожая ситуация может случиться и с «Форс-Индией»: трудно угадать, насколько «розовые» отстали в проектировании нового болида из-за финансовых неурядиц. Взаимодействие с немецким автопроизводителем выглядит чуть менее рисковым вариантом по сравнению с опорой исключительно на свои силы.

В свою очередь консорциум новых владельцев пока не делился планами даже с руководством команды.
«Все только началось. Я надеюсь, что нас оставят, но пока я еще ничего не обсуждал с новыми владельцами», – признался Сафнауэр.
Ровно то же самое операционный директор сказал и о возможном переименовании «Форс-Индии»: пока руководство «Формулы-1» так и не получило общее согласие всех конкурентов на смену названия конюшни. На данный момент замена вывески обойдется новым владельцам еще в 100 миллионов долларов в ближайшие два сезона — и потому вопрос явно останется как минимум дискуссионным до самого дедлайна по подаче заявок на участие в следующем чемпионате.
Кто будет гоняться за «Форс-Индию» в 2019-м
Место первого пилота почти со 146-процентной вероятностью займет Ланс Стролл, но вот разобраться с должностью второго гонщика — задача посложнее. С одной стороны, уже не первый месяц ходят слухи, будто бы канадская семья мечтает перетащить из «Уильямса» еще и Роберта Кубицу на роль настройщика болидов и наставника молодого Ланселота, но все зависит не только от желания поляка и «правящей семьи». В случае достижения соглашения с «Мерседесом» лишний кокпит могут отдать пилоту из немецкой программы — и подобный исход является одним из немногих шансов Эстебана Окона остаться в «Ф-1». В качестве альтернативы «серебряные стрелы» всегда готовы предложить «розовым» нынешнего лидера «Формулы-2» Джорджа Расселла — но его перспективы все-таки поменьше из-за давней истории соперничества с Лансом.

Наименее определенной изо всей компании становится судьба Серхио Переса — с приходом Строллов «Форс-Индия» перестанет испытывать столь острую необходимость в богатых мексиканских спонсорах. Да и сам Чеко, судя по всему, не прочь попасть в быстрый «Хаас» на место Ромена Грожана — а значит, он будет цепляться за «розовое» место только в случае провала основного плана. Трудно определить степень заинтересованности новых владельцев в пилоте из Гвадалахары: все-таки постоянные конфликты с Оконом на треке доказали его неспособность работать без статуса лидера. Но в 2018-м мексиканец столкнулся с другой проблемой: он проигрывает французу в квалификациях и гонках (счет 3:9 и 2:7 по финишам впереди соответственно, и 163:448 по пройденным впереди напарника кругам), а значит, он рискует пролететь мимо «Хааса» и не успеть вернуться к «индусам». Но из-за тех же причин его могут и оставить: в нынешнем виде он не выглядит непобедимым соперником по сравнению с Лансом. Ключевым моментом станет решение Лоренса Стролла о путях финансирования команды: если отпадет нужда в мексиканских спонсорах, шансы Переса еще сильнее снизятся.
Уход Строллов ударит по «Уильямсу»
Уж кому точно понадобится мощная спонсорская подпитка, так это нынешней команде канадского гонщика. В условиях ухода крупного инвестора в лице Стролла и титульного спонсора «Мартини» руководство конюшни из Гроува займется прежде всего поисками другого гонщика с мощной финансовой поддержкой — а значит, поддержка «СМП Рэйсинг» будет как никогда кстати. Отказываться от нее (примерно 15 миллионов долларов) в столь критический момент стало бы форменных самоубийством — так что месту русского пилота Сергея Сироткина на 2019 год почти ничего не угрожает.

Если же рассмотреть паддок на предмет напарника для москвича, найдется не так уж много вариантов. Можно было бы назвать вице-чемпиона «Ф-2» Артема Маркелова — но вряд ли «Уильямс» пойдет на подписание двух пилотов из России сразу. Роберт Кубица тоже не подойдет: по слухам, в прошлом году польская нефтяная компания «Лотос» выражала готовность поддержать команду из Гроува всего на 7 миллионов долларов — Клэр Уильямс и Падди Лоу выгоднее будет перейти под крыло все того же «Мерседеса» и за коробки передач с подвеской предоставить место для Расселла или Окона (кстати, слухи о подобных планах уже появились). Польские нефтяники точно не предложат больше немцев, поскольку представляют довольно локальный бренд — а значит, англичанам придется до последнего рассматривать другие варианты, если они хотят найти более обеспеченного пилота.
Идеальным кандидатом для «Уильямса» стал бы как раз Серхио Перес, но мексиканец вряд ли перейдет в Гроув по своей воле — только если во всех остальных конюшнях не останется свободных мест. Если же планы Чеко выгорят, то на рынок выйдет опытный и временами очень быстрый Ромен Грожан — и его трансфер (вместе с личным спонсором Richard Mille) в белый болид от безысходности очень даже возможен. Еще в системе «Мерседеса» на должности пилота симулятора внезапно реинкарнировал Эстебан Гутьеррес (одно попадание в очки во время выступлений за «Заубер» и «Хаас» в 2013-2014 и 2016 годах), объявивший о желании вернуться в «Ф-1» – остаются лишь надежды, что «Уильямс» не дойдет до подобных крайностей. Лучше уж рискнуть с еще каким-нибудь богатым дебютантом.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Charles Coates, Mark Thompson, Dan Istitene
Сайто: Я купил авиакомпанию. Решил, так проще.