9 мин.

T-Motors Ring. Трасса под Магнитогорском

 

Т-Моторс

T-Motors Ring – кольцевая трасса, расположенная в 30 километрах от города Магнитогорска в сторону горнолыжного курорта Абзаково по вполне себе живописной и хорошей дороге. Если не будет неторопливых дачников и отдыхающих, через 40 минут вас встретит комплекс автосалонов, частично, увы, пустующих. Тут же, проехав по небольшому мостику, на глаза попадается гоночная трасса, проходящая под ним.  И, конечно, нельзя не заметить странноватую экспозицию из вкопанных в землю пяти отечественных автомобилей не первой свежести. Сказать о замысле авторов ничего не могу, но внимание привлекает.

Т-Моторс

Стоит пояснить, что компания Т-Моторс в свои золотые годы имела планов громадье. Перво-наперво, это целый городок, состоящий из автосалонов по продаже различных марок автомобилей, начиная от бюджетных и недорогих моделей и даже б/у до машин премиум-класса вроде Porsche.

Тогда же и возникла идея построить вокруг комплекса гоночную трассу, которая была бы, с одной стороны, испытательным полигоном, на котором потенциальные покупатели могли бы протестировать машины, с другой – местом проведения гоночных соревнований и просто трек-дней для любых желающих. Дополняло бы это все добротная картинговая трасса.

Так в начале 2009-го года из компании обратились в хорошо известную в узких кругах московскую проектную группу «Трассы для автогонок» специалиста по проектированию гоночных трасс Андрея Китова и Михаила Горбачева – известного в прошлом автогонщика, а ныне архитектора трасс, инструктора по контраварийной подготовке, журналиста и автора различных книг, статей и заметок по вождению автомобиля. В частности, именно они разрабатывали проекты автодромов «Крепость Грозная» и «Нижегородское кольцо». Идея была сделать гоночную кольцевую трассу, соответствующую второй категории ФИА, которая допускает любые кольцевые соревнования, кроме гонок и тестов Формулы-1.

Т-Моторс

В 2009-м году Андрей Китов представил мастер-план трассы длиной 3050  и шириной от 12 до 15-ти метров. Автодром очерчивал автоцентры, а так же включал в себя картинговую трассу. Был предусмотрен широкий пит-лейн, комплекс боксов с комментаторскими кабинами и VIP-зоной над ним, пресс-центр над стартовой прямой с помещением руководителей гонки и судей и прочие атрибуты для болельщиков вроде отеля и кафе. Трибуны были рассчитаны на 3000 мест плюс зоны свободного размещения на добрый десяток тысяч человек. Стартовая прямая могла бы использоваться для соревнований по дрэг-рейсингу - длина в 1120 метров позволяла. 

Увы, столь масштабный проект оказался слишком затратным, да и финансовый кризис делу не помог - салоны стали закрываться, продажи падать. Картинговую трассу все же довели до ума – она, длиной в 1230 метров, была открыта еще в 2011-м году. РАФ присвоила трассе категорию B, что дает ей право принимать первенства и серии РАФ, Кубки России и прочие соревнования за исключением Чемпионата России. И она функционирует: помимо любительских соревнований, проката и школы подготовки детей, сюда приезжает чемпионат Приволжского и Уральского округов.

 

Картинг

С большим автодромом всю получилось не столь гладко. Строительство затянулось, и, собственно, было закончено только в прошлом году. От первоначального проекта Китова остались лишь кое-какие идеи да общий контур трассы. Пришлось экономить буквально на всем: не было построено ни пресс-центра, ни здания боксов, ни пит-лейна, ни даже нормальных зон безопасности! Владельцы, однако, попытались найти в этом свои плюсы, рассылая в пресс-релизах слова о том, что это, дескать, «российский Нюрбургринг», не прощающий ошибок. 

Во время открытия трассы в прошлом году мне удалось пройти круг и сделать какие-никакие фотографии, так что смотрите сами, насколько трасса похожа на немецкую. 

Круг по трассе:

Стартовая прямая

Стартовая прямая. Гоночная трасса посреди голого поля выглядит немного не на своем месте, но на это почти перестаешь обращать внимание, разве что досаждает сильный ветер. На месте, где сиротливо растянут логотип трассы, первоначально задумывалось здание пресс-центра.  Разметки стартовых позиций нет, но рывок к первому повороту получился бы очень коротким – около 100 метров. Сама прямая от выхода из последнего поворота до первой шиканы длиной 630 метров, в конфигурации трассы без шиканы – добрый километр (примерно такая же, как задняя прямая на Moscow Raceway), что дает возможность проводить соревнования по дрэг-рейсингу.

 

Первый поворот

Первый поворот. Получил название «Стена чемпионов», видимо, по аналогии с автодромом им. Жиля Вильнева. Ну да, стена тут действительно есть: бетонный отбойник на выходе ласково примет и БЕЛАЗ, вот только последствия для гонщиков могут быть очень печальными: сам по себе поворот быстрый и интересный, где дотормаживать приходится уже после того, как попал на апекс в первой части поворота, но на входе достаточно высокий бетонный поребрик, который находится буквально в нескольких сантиметрах от металлического отбойника. Стоит чуть соскользнуть или переборщить со скоростью, то проблем не оберешься. 

Первый поворот

Первый поворот.  Дабы у гонщиков не было соблазна «резать» поворот, внутри залиты так называемые бублики. Проблема в том, что даже небольшая  ошибка пилота может привести к самым неприятным последствиям: полоса асфальта в этом месте довольно узкая, около 10 м, а сразу же за ней ждет капитальная бетонная стена, где даже не предусмотрено каких-то смягчающих барьеров хотя бы в виде ряда шин. Однозначно, очень опасное место.

Второй поворот

Второй поворот. Точка самого жесткого торможения трассы на небольшом подъеме, что должно помогать в торможении. Удивительно, но зона вылета в этом месте всего метров 25, а металлические отбойники скудно огорожены двумя рядами покрышек.  Да, в конфигурации трассы с шиканой гонщики проезжают всего метров 300 от одной точки торможения до другой, но если будет использоваться вся километровая стартовая прямая, то небольшая ошибка с точкой торможения или, тем более, отказ тормозов - пиши пропало. Сам поворот слегка профилированный и достаточно медленный, а выход из него чем-то напоминает первый поворот на трассе «Фудзи» в Японии в слегка уменьшенном масштабе – разгон и небольшой спуск. 

Третий поворот

Связки с третьего по седьмой поворот. Первая мысль, когда видишь это место, – о знаменитых «эсках» другой легендарной японской трассы - «Сузука». Пожалуй, один из самых интересных участков трассы именно с точки зрения пилотирования - повороты плавно перетекают из одного в другой, при этом все имеют разный радиус и скорость прохождения.

Восьмой поворот

Восьмой поворот. Одно из самых медленных мест трассы. Внутри поворота установлены пара еще неокрашенных и неоформленных трибун, с которых хорошо просматривается  большая часть трассы.

Девятый поворот

Связка девятого-десятого поворотов. Медленный участок трассы, который выводит на заднюю прямую среди высоких отвалов. Ощущение, что попадаешь в туннель.

Мост над трассой

Мост на трассой. Опять «Сузука» в миниатюре. Разве что на Т-Моторс этот мост служит переправой к комплексу автодрома, а точка торможения перед последним поворотом начинается незадолго до моста.

Последний поворот

Одиннадцатый поворот и выход на стартовую прямую. Находится сразу за мостом, из которого очень быстрый выход на стартовую прямую. Возможно, в этом месте не помешал бы поребрик с внешней стороны поворота.

Пит-лейн

Выезд на пит-лейн.  Самое странное место трассы. Перед въездом приходится оттормаживаться с высокой скорости, пересекая трассу после выхода из последнего поворота, и мало того, что выезд сам по себе достаточно узкий, буквально как игольное ушко, так еще и бетонная стена ничем мне огорожена.

О пит-лейне отдельный разговор. Ибо, как такого «гаражного переулка» попросту нет. Есть участок трассы длиной около 170 метров и шириной около 10, который лишь огражден бетонной стеной. Сами понимаете, никаких гаражей, даже временных шатров там не разместить.

Полиум

Трасса за год практически не изменилась и все еще выглядит недостроенной. Итоговая длина – 3100 метров, ширина в отдельных местах метров 8-10. Нет ни больших зон безопасности, ни судейских постов, ни боксов. Разве что скромное здание судейской с невзрачным подиумом над ним, да пара металлических трибун рядом. То, что получилось, надо признать, не годится для кольцевых соревнований. Трасса не лицензирована автомобильной федерацией, т.е. у нее нет даже маломальской третьей категории. Но, похоже, она и не претендует на масштаб хотя бы уровня РСГК или Формулы-4. Заезды на время, так называемые Time Attack, и трек дни для желающих почувствовать себя гонщиком – то, чем сейчас живет автодром, привлекая к себе немало гостей из соседних городов и областей, будучи единственной гоночной трассой в радиусе почти 1000 километров.

2018