12 мин.

Дидье Пирони: предательство, которого не было

Пирони, Вильнев

Сезон 1982-го года остался в истории Формулы-1, пожалуй, как самый неоднозначный.  Тут было все: 11 победителей и 18 призеров в 16 гран-при;  громкие возвращения чемпионов и неожиданные отставки;  гонки, где победитель определялся на последних метрах дистанции и борьба за титул до последнего этапа… А еще многочисленные скандалы, забастовки, дисквалификации и, к сожалению, трагедии.

«Феррари» потихоньку оправлялась от провального 1980-го года, когда действующие обладатели Кубка Конструкторов смогли наскрести лишь считанные очки в зачет чемпионата. Уже на следующий год Жиль Вильнев выиграл пару гонок, пока его новый товарищ по команде француз Дидье Пирони потихоньку осваивался с тяжелой в управлении моделью 126CK c турбодвигателем. Машина для сезона 1982-го – «Феррари» 126 С2 – стала логичной эволюцией предыдущей модели. От наддувного V6 получилось добиться большей мощности, а шасси, спроектированное Харви Постлтуэйтом, избавилось от большинства проблем с управляемостью. Харви впервые на машинах «Феррари» использовал корпус типа монокок из углеволокна с алюминиевыми сотами, из-за чего шасси получилось более жестким и послушным гонщику. В общем, все выглядело так, что титул в личном зачете достанется кому-то из пилотов «Феррари», но в итоге один из гонщиков лишился здоровья, а другой жизни…

Жиль Вильнев

Первые этапы для «Скудерии» сложились неважно из-за нехватки надежности новой машины, а в США финишировавший третьим Вильнев был дисквалифицирован за несоответствие заднего антикрыла регламенту. Поскольку четвертый этап сезона – Гран-при Сан-Марино на автодроме имени Дино Ферарри в Имоле – был бойкотирован большинством команд, входивших в ассоциацию конструкторов Формулы-1 (FOCA), на стартовом поле оказалось всего 14 машин. Из прямых конкурентов «Феррари» осталась лишь пара болидов «Рено». Но и у французов надежность машин хромала на обе ноги, так что, как говорят, еще до старта гонки в «Феррари» то ли руководство, то ли гонщики решили, что в случае чего, побеждает именно Жиль Вильнев. Как мы знаем, победителем этапа оказался Дидье Пирони, обогнавший Вильнева на последнем круге. Жутко оскорбленный таким поступком Пирони канадец заявил, что отказывается разговаривать с теперь уже бывшим другом до конца своих дней. По злому року, всего через две недели Жиль погибнет на трассе в Зольдере, а Дидье предательство друга и нарушение договоренностей люди будут припоминать до конца его жизни, косвенно обвиняя француза в смерти напарника.                                                                                                   

Сэйджвик

«Вся гоночная пресса смаковала эту историю, выставляя Дидье дьволом, а Жиля святым. То, что произошло после гран-при Сан-Марино, было жуткой несправедливостью» - много позже напишет журналист Дэвид Сейджвик, автор книги «Пирони: чемпион, которого никогда не было». Как все было на самом деле? Давайте разбираться. 

Пирони

«Если вы помните, это была гонка, которую бойкотировали команды FOCA. Я никогда не говорил, этого раньше, но перед гонкой у нас была встреча – Рене (Арну), Ален (Прост) Жиль и я собрались у меня в моторхоуме. – вспоминал те события Дидье Пирони в интервью журналу «Автоспорт» в 1986-м году. -  Мы договорились разыграть спектакль на первой половине дистанции, сохраняя позиции, и только после этого начать настоящую гонку. Поэтому у нас оставалось предостаточно топлива, чтобы гоняться»

Джентльменское соглашение между гонщиками подтверждал и Рене Арну, и сам ход гонки. Поскольку прямых конкурентов у «Рено» и «Ферарри» не осталось, а трасса в Имоле особо требовательна к расходу топлива, то пилоты благоразумно решили, что первую половину дистанции они проведут осторожно, и только потом начнут бороться по-настоящему.  У Алена Проста сразу забарахлила машина,  на старте он откатился на четвертое место, а через несколько кругов  вовсе свернул на пит-лейн – очередной отказ двигателя! Тройка лидеров во главе Арну ехала очень плотно, но круги они проходили на пару-тройку секунд медленнее, чем могли бы. Новичок Микеле Альборетто на скромном «Тиррелле» почти всю первую половину дистанции держался в 9-10 секундах позади, не проигрывая в темпе. Пилоты «Феррари» менялись между собой позициями, но лидерство Рене Арну было незыблемым до 26-го круга.

Доподлинно неизвестно, был ли обговорен гонщиками конкретный момент, когда они перестают играться в поддавки и начинают гоняться, но к 26-му кругу (из 60-ти) Пирони возвращает вторую позицию Вильневу, и тот почти сразу легко обходит Арну и начинает отрываться.  Но Рене догнал Жиля и опередил его ровно на середине дистанции – восстановился статус-кво. После 30-го круга гонщики взвинтили темп: Вильнев гнался за Арну, Пирони то чуть отпускал их, то приближался вновь. «Феррари» были слегка быстрее «Рено», и ближе к окончанию двух третей гонки все сильнее терзали лидера. В один момент все трое практически бок о бок подошли к повороту «Тоза», где едва не столкнулись, но позиции не изменились.   

Вильнев

Вильнев: «Имола должна быть моей гонкой. Я был впереди Пирони, когда Арну сошел. Когда обе «Рено» покинули гонку, я расслабился и сбросил темп. Это позволило Пирони догнать меня и сесть на хвост. Я допустил ошибку в повороте, и он обошел меня. Я не беспокоился – думал, он полидирует пару кругов и вернется назад»

На 45-м круге дистанции мотор «Рено» приказал долго жить, и Арну с огоньком покинул гонку. К этому моменту «Феррари» №28 Пирони тенью следовала за машиной №27 Вильнева. Кругом спустя Жиль допускает ошибку, совсем небольшую, вылетев правой стороной своей машины в гравий в повороте «Ривацца», но теряет темп, и Дидье проходит вперед. 

Gbhjyb

Пирони: «Когда я впервые опередил Жиля (после схода Арну), это произошло потому, что он допустил ошибку и вылетел с трассы. Первый сигнал «Slow» нам показали через несколько кругов после этого, и на тот момент я лидировал. После этого Жиль обогнал меня, но к тому моменту мы знали, что у нас осталось много топлива из-за того, как мы проехали первую половину гонки»

Этот сигнал «Slow» и стал камнем преткновения. Дэвид Сэйджвик написал, что впервые информационное табло с командой «медленнее» появилось по итогам 46-го круга, когда его лидером закончил Пирони:

1. Диди: +0,3 Slow

2. Жиль: -0,3

Справедливости ради стоит отметить, что версия Сэйдвика тоже вызывает вопросы. Возможно, имеется ввиду информация на табло по итогам 46-го круга, но продемонстрирована пилотам она могла быть только на 47-м круге, так как механики выдавали информацию по позициям, временам и отрывам с "пингом" в один круг.  Если же пит-боарды были вывешены по окончанию 46-го круга, то на первой позиции с командой «Slow» должно было висеть имя Жиля, хотя по факту он шел вторым. И это внесло бы еще большую сумятицу.

Вильнев, Пирони

С чего Жиль полагал, что это «его» гонка и что же означало это «Slow» напротив имени Дидье? Некоторые СМИ видели в этом прямой приказ для Пирони замедлиться, масла в огонь подлил и главный механик «Феррари» Паоло Скамарелли, который где-то ляпнул: «Была установка перед гонкой, что если обе «Рено» сходят, тот из «Феррари», кто на тот момент едет первым, едет первым до конца»

Но его слова опровергли сразу несколько вышестоящих  людей в «Феррари». Тот же Харви Постлтуэйт сказал прямо: «Никаких командных приказов не было». Жиль так же отмечал: «Испокон веков в «Феррари» знак «Slow» означал, что мы должны сбросить темп и сохранять позиции».  С чем не приходиться спорить, так это то, что впервые «Slow» гонщикам была продемонстрирована, когда лидировал Пирони.  Черту под этим делом много позже подвел уже бывший на тот момент спортивный директор «Феррари» Марко Пиччинини:  

Марко Пиччини

Пиччинини: «Мы точно знаем, что произошло, но это не соответствует всеобщему убеждению. Это было подлинное недоразумение, вызванное ошибкой Жиля, когда он слегка вылетел с трассы, и Дидье его прошел. Спустя 20 лет я уже точно не помню, когда именно был сигнал «замедлиться» с пит-уолла, но возможно, что после этого момента. Но поймите суть, знак был вывешен не потому, что мы предпочитали одного гонщика другому, нам просто было важно финишировать на первых двух позициях»

Сомневаться в словах Пиччинини не приходится. В трансляцию гонки лишь раз попал момент, когда гонщикам показывали пит-боарды за семь кругов до финиша, и на них была обратная ситуация:

1. Жиль. 38:0 Slow

2. Диди. 37:8 Slow

Правда, в этот момент на трассе уже лидировал Пирони, обогнавший Вильнева после стартовой прямой, но механики еще не успели сменить таблички. 

Но так же существует фотография, сделанная за два круга до финиша, когда гонщики гнали во весь опор:

1. Диди. 35:3 Slow

2. Жиль. 35:3 Slow

Slow Imola

Две алых «Феррари» оставшиеся круги до финиша отнюдь не дефилировали: Жиль гнался за Дидье, порой цепляя обочины, тот старался от него удрать. Несколько рисковых атак не приносили успеха, пока на предпоследнем круге Вильнев не вырвался вперед. Однако оторваться от напарника он не смог, тот лучше вышел из последнего поворота и, воспользовавшись слип-стримом от «Феррари» №27, совершил обгон перед «Тозой». Шансов ответить контратакой у Вильнева уже не осталось. «Не похоже, чтобы тут была какая-то командная тактика» - отмечал комментировавший борьбу пилотов «Феррари» Джеймс Хант. Откуда тогда возникла вся эта истерия в СМИ?

После финиша Вильнев был взбешен и отказывался идти на церемонию награждения. Канадец считал, что у него украли победу, не откупорил шампанское и полностью проигнорировал Дидье Пирони.

Жиль болезненно воспринял поражение. Он считал себя номером один в команде и ожидал, что команда считает также. Вице-чемпион мира имел право на свое мнение: он и сам четко соблюдал договоренности, когда помогал Джоди Шектеру в 1979-м, и прошел с командой через тяжелые времена. Вильнев наговорил много громких слов своему другу – журналисту «Автоспорта» Найджелу Робаку: 

Вильнев

Вильнев: «Я чувствую себя идиотом. Я бы мог привезти ему пару кругов. Говорила мне Джоан (жена Жиля), что не стоит доверять этому человеку, но я не слушал. Я ехал на 2 секунды с круга медленнее, поскольку мы экономили топливо, только Пирони каждый раз вырывался вперед. Я думал, что мы были друзьями, я думал, что я знал его… Теперь это война. Абсолютная война». 

Эти слова были растиражированы СМИ по всему миру.

У Дидье правда была своя. Никаких указаний на то, что он должен пропускать Вильнева не было, а табличка «Slow» с указанием гонщикам сбросить темп впервые появилась когда он лидировал. В квалификации он проиграл Вильневу больше секунды, но такой разрыв был в основном потому, что Дидье попал в аварию на тренировке из-за сломавшейся подвески, и не сумел нормально провести субботнюю квалификацию. На тестах перед гран-при француз был очень быстр и даже поставил рекорд круга в Имоле. 

Пирони старался не отсвечивать в прессе, полагая, что через некоторое время напарник переварит случившееся, и разберется в ситуации.  Жиль же начал немного параноить, считая, что Дидье выстраивает команду против него.

Патрик Тамбэ

«До этого Жиль просто делал свое дело. Он не ездил в отпуск с Пиччинини, не просил его стать крестным своих детей и не был политическим животным, как Пирони» - скажет потом Патрик Тамбэ, заменивший Вильнева после его гибели.

Тем не менее, ни для кого не было секретом, что Жилю грех было жаловаться на положение в команде: он был в любимчиках у Энцо Феррари, а тот же Марко Пиччинини, не стесняясь высоких слов, превозносил Вильнева на старте сезона: «Пирони тяжело (выступать на фоне Вильнева), ведь Жиль является самым большим талантом в мире»

Гибель Вильнева стала шоком и настроила весь мир против Пирони. Выиграв поул в Канаде, Дидье посвятил его памяти Жиля Вильнева и сказал, будь Жиль жив, он бы был на моем месте. Обществом подобные слова Пирони воспринимались как фальш. Кеке Росберг в ответ сказанул что-то вроде: «Если бы не ты, он бы и был здесь». На старте того гран-при машина Пирони заглохла, в нее на полном ходу врезался новичок Риккардо Палетти. Молодого итальянца зажало в кокпите, бензобак его «Озеллы» воспламенился, не оставив тому никаких шансов…

Авария Канада 1982

Говорят, после этих трагических случаев Дидье превратился из скромного застенчивого парня в заносчивого наглеца как и на работе, так и в личной жизни. Кто знает, открылся ли это истинный характер француза, или это была защитная реакция на все нападки, но после его тяжелой аварии в квалификации перед гонкой в Германии, поставившей крест на карьере француза, в автогоночном мире чаще слов сочувствия звучало злорадное: «Карма!». После нескольких безуспешных попыток вернуться в Формулу-1 Пирони переключился на гонки на моторных лодках, где и оставил свою жизнь в августе 1987-го года...

Не все стремились вылить ведро помоев на француза. Помимо руководителей «Феррари», были и гонщики, вставшие на защиту Пирони. «Моя первая реакция была в том, что это должна была быть победа Жиля Вильнева – рассказывает Дерек Уорик, который наблюдал за ходом гонки с обочины после своего схода. – Но сейчас, если вы спросите меня, сделал бы я тоже самое – одержал победу на «Феррари» в Италии – я бы ответил «Да!». Журналисты, которые думали, что Жиль мог «гулять по воде», не видели того, что видели мы. Я временами даже думал, что у Жиля есть тяга к смерти, и это было не наигранным чувством для тиффози, это было в нем самом»

Подвел итог жизни Дидье Пирони его друг и коллега Жак Лаффитт: «У Дидье были огромные шары. Он был быстрейшим напарником, с кем я гонялся. Пожалуй, он был даже быстрее Кеке. И еще он был очень хорошим парнем…»

Лаффит, Пирони

Фото: twitter.com/@RetroRacingCo, /@ClassicFormula1, /@Stuart_Dent, /@Digione_79, motorsportmagazine.com, redbull.com