6 мин.

Кто быстрее?!

С введением кардинально нового регламента в чемпионате мира к сезону 2017-го машины Ф-1 стали бить рекорды времени прохождения круга. Установленные, в основном, еще в эпоху монстров с почти тысячесильными двигателями V10 в 2004 - 2005-м годах. В прошлом сезоне Кими Райкконен, проехав  в третьем сегменте квалификации в Монце за 1:19,119, побил рекорд средней скорости на круге, державшийся за Хуаном-Пабло Монтоей почти 15 лет назад. 263,587 км/ч – теперь это новое достижение.

Монтоя

Но то Формула-1. Абсолютный рекорд средней скорости на круге принадлежит  заокеанскому конкуренту – серии CART. Еще в 2000-м году нынешний спортивный директор команды McLaren Жиль де Ферран промчал по калифорнийской «Фонтане» со средней скоростью аж в 388,5 км/ч! Да и современные «Даллары» в Индикаре немногим медленнее. Быстрейшие гонщики в квалификации перед «Инди-500» выходят за 370 км/ч. Но есть существенный нюанс – все эти впечатляющие цифры зафиксированы на овальных треках.

Де Ферран

В конце прошлого века, когда в CART стали падать рекорды скорости, а машины Формулы-1 с введением нового регламента (переход на более узкие шасси и резину с «канавками» для уменьшения пятна контакта) прилично «замедлилась», начались жаркие споры о том, где же быстрейшие машины. Только вот незадача – серии не пересекались на общих трассах, так что однозначного ответа не было.

Спорщикам пришлось ждать до 2003-го года, когда Чампкар провел один из этапов в Монреале на автодроме имени Жиля Вильнева.  Поул-позицию выиграл Алекс Тальяни со временем в 1:19,665. В Формуле-1 поул Ральфа Шумахера - 1:15,529. Но и это не рекорд – в 2003-м первая квалификация выдалась дождевой, вторая проходила с заполенными на первую треть гонки топливными баками. Годом ранее Монтоя промчался за 1:12,836. Так что время Тальяни с отставанием 9,35% не позволило бы ему  даже попасть на старт гонки Ф-1.

Ныне ситуация даже ухудшилась. Впервые за долгие годы Формула-1 и Индикар опять пересеклись на одной трассе – в этот раз в Остине. Феликс Розенквист во второй части квалификации выжал все, что мог из своей 680-ти сильной  Даллары, но его время – 1:45,454 с. Сравните с рекордом Хэмильтона  - 1:32,237, Отставание почти в 14 с лишним процентов!

Розенквист

Конечно, такие сравнения не очень объективны – всего одна общая трасса да разное время года. Но если посмотреть на серии, которые проходят в один уик-энд с Формулой -1, то отставание примерно одинаковое на всех типах трасс. Та же Формула-2: что в Барселоне, что в Монако, что в Монце в прошлом году проиграла Ф-1 в районе 15,5 процентов - темп середины пелотона Индикара! Впрочем, и двигатели у серий вполне сопоставимы по мощности – в Ф-2 чуть более 620 лошадиных сил.

Формула 2

Что, лучшие из остальных настолько далеки от машин гран-при? Ну не совсем. В Японии давным-давно существует чемпионат, что называется, «в себе». Закрытая от массового европейского зрителя - прежде всего отсутствием прямых трансляций - SuperFormula прошла путь от использования стандартных шасси Lola из Формулы-3000 до совершенно уникальных, созданных специально для этой серии. В этом году дебютировала Dallara SF19. Уже первые полноценные тесты показали, что эти машины быстрее предыдущих более чем на две секунды с круга. На первом этапе сезона в японской «Сузуке» Тадасуке Макино взял поул-позицию со временем 1:36,060. Это всего в 9,5 процентах от времени поула Льюиса Хэмильтона в 2018-м. Да, по существующим правилам 107% это не позволило бы Макино попасть на старт гонки Формулы-1 – времени первого сегмента  он проиграл больше восьми процентов. Но с эти временем он бы прошел на старт гонки в 2016-м году, а в 2014-м с легкостью опередил бы оба Катерхэма и Маруси, показав сравнимое с Лотусами время!

Стоит только добавить, что во времена битв Хаккинена и Шумахера за чемпионский титул, они проезжали лучшие круги медленнее. 

СуперФормула

Год назад заголовки новостей пестрили информацией о новом рекорде трассы Спа, установленном на прототипе LMP1. Porsche, покинувшая чемпионат мира, в рамках рекламных акций переделала прототип, отказавшись от ограничений, установленных регламентом WEC. Тут и отсутствие лимита на мгновенный расход топлива, и форсированный двигатель, и раздутый диффузор, и даже дополнительная система ДРС. Время – 1:41,770, что на семь десятых быстрее существующего на тот момент рекорда Формулы-1. Но уже через полгода Феттель проехал на четверть секунды быстрее.

Что касается прототипов в рамках чемпионата WEC, то в Спа они были на 13 секунд медленнее машин Формулы-1. Среднее отставание от Ф-1 – почти 13 %, что несколько быстрее Формулы-2 и Индикара, но медленнее СуперФормулы. Прототипы LMP2 едут примерно в темпе новой Формулы-3, которая, как показали предсезонные тесты, стала несколько быстрее и GP3, и, тем более, «старой» Формулы-3.

Порше

Силуэты ДТМ в этом году обещают стать на секунду-другую с круга быстрее, но в прошлом году они ехали ровно в одном темпе с Европейской Формулой-3, когда ее этапы проходили в качестве гонок поддержки. Это капельку  быстрее, чем машины GT, но все же медленнее прототипов LMP2. Другой заметный чемпионат - WTCR, конечно, уступает пропасть даже машинам ДТМ – круг на «Хунгароринге» в мировом туринге аж на 15 секунд медленнее.

ДТМ

Ради интереса, что там в MotoGP с их невероятной скоростью на прямых? Мотоциклы очень чувствительны к типу трасс. Если на «Рэд Булл» с минимальным количеством скоростных поворотов райдеры едут в темпе Формулы-3, то в Сильверстоуне уступают им около 10 секунд.

Формула-Е же проходит на совершенно иных трассах, совпадает разве что часть трассы в Монако от шиканы на выходе их туннеля до конца круга. Машины Ф-1 проходят этот участок за 25 секунд, машины Ф-Е (предыдущего поколения, новые тут еще не ездили) – на 9 секунд медленнее. Это лишь чуть быстрее, чем едет Формула-4… 

Таблица

Фото: motorsportimages.com, porsche.com, reddit.com