Считается, что в 1986-м «Макларен» взял титул хитростью. Похоже, это не так
От редакции: «Привет! Вы в блоге «Рассказы о «Формуле-1», автор которого обещает разбирать популярные гоночные мифы. Первая история – о вбросе Роном Деннисом в прессу дезинформации по шинам в преддверии финального Гран-при 1986 года, в результате чего пилот «Уильямса» Найджел Мэнселл погнался за лидирующим «Маклареном» и сошел из-за взрыва покрышки. Как выяснилось, все обстояло не совсем так. Будем рады, если вы поддержите автора плюсами и интересными комментариями».
В сезоне-1986 «Уильямс» обладал не только лучшей машиной, но и, на свою голову, еще и лучшей парой пилотов. Пока Найджел Мэнселл и Нельсон Пике оспаривали, кто из них достойнее чемпионства, Ален Прост из «Макларена» стабильно набирал очки и приехал на финальный этап сезона в Аделаиду с математическими шансами на титул – он отставал от лидировавшего Мэнселла на шесть баллов. Поэтому для второго титула Алену была необходима только победа: Мэнселл и чаще побеждал, и из-за того, что в зачет шли не все результаты, шесть очков за второе место «отбрасывали» одно очко за шестое место в Германии. Пике уступал Просту один балл, но не терял бы очки в случае улучшения результата.
Тут то и произошло легендарное событие. После, как говорят, мозгового штурма в пятницу вечером Рон Деннис, Ален Прост и Кеке Росберг пустили слух, что шинники «Гудьир» привезли экспериментальную резину, одного комплекта которой с лихвой хватит на дистанцию гонки. Да еще и Кеке Росберг – второй пилот «Макларена» – убеждал перед гонкой, что ему наплевать на титул Проста, он хочет закончить свою карьеру красиво – победой. Со старта Росберг поочередно обогнал всех лидеров и умчался в закат, в «Уильямсе» во весь опор гнались следом, ориентируясь на тактику лидера, а Прост, поймавший прокол еще в первой половине гонки, пытался догнать соперников. В итоге, на последней трети дистанции с разницей в круг, как по заказу, рванули колеса на машинах Росберга и Мэнселла, Пике, увидев это, поехал в боксы за новым комплектом, а Прост спокойно выиграл гонку, а с ней и чемпионат. Позже журналисты обставили эту победу частью хитроумного стратегического плана «Макларена»…
Мысли о возможностях резины возникли не на пустом месте и не выходили из головы инженеров все две недели, что разделяли гонки в Мексике и Австралии. На автодроме имени братьев Родригес Мэнселл имел все шансы досрочно завоевать титул, но из-за чрезвычайно высокого износа резины без конца заезжал в боксы для замены шин и не набрал очков в зачет чемпионата, тогда как Герхард Бергер выиграл гонку, вообще не совершая остановок. Правда, на его «Бенеттоне» стояла резина «Пирелли», тогда как у всех фаворитов были американские «Гудьир». В условиях высокогорья, где из-за недостатка прижимной силы машины постоянно скользят, а затяжной последний поворот буквально пожирает резину, это выглядело впечатляюще. Технический директор «Уильямса» Патрик Хэд объяснял повышенный износ качеством своей машины: «У нас и до гонки в Австралии бывали проблемы с резиной. Ничего удивительного: наши моторы намного мощнее всех остальных, а шасси обладает большей прижимной силой, что не очень хорошо для задних колес».
Перед гонкой действительно ходили разговоры о возможности проехать дистанцию без пит-стопов, и шинники из «Гудьир» не стали отрицать этого – городская трасса в Аделаиде не очень требовательна к резине. Более того, сам Ален Прост уже после победы откровенно сказал: «Если быть честным, я перед гонкой практически решился не останавливаться, если другие так же не будут этого делать, но потом решил не рисковать и придерживаться плана с остановкой в боксах». Схожие мысли были и у других участников чемпионата, а случайный прокол на 32-м круге избавил Профессора от мук выбора.
Кеке Росберг действительно гнал во весь опор, пока на 63-м круге (из 82-х) на его «Макларен» не лопнуло колесо – для финна гонка и карьера в чемпионате оказалась завершенной. Но и без того ему вряд ли суждено было добраться до финиша – он шел в таком темпе, что почти полностью убил свои тормоза, а топливо в его баках закончилось бы задолго до финиша. Достаточно отметить, что Прост, который ехал медленнее и экономнее и начале гонки, и в конце, остановился с опустевшим баком через полкруга после финиша.
На мостике «Уильямса» не среагировали на прокол у Росберга, да этого на первый взгляд и не требовалось: специалисты «Гудьир» в режиме реального времени диагностировали шины уже сошедших или сменивших колеса гонщиков, и не отмечали большого износа. Кеке и сам не понял, что с ним случилось: выпрыгнув из кокпита, он первым делом отправился смотреть на свой двигатель «Порше», подозревая его в отказе. Не очень это вяжется с хитроумной тактикой «Макларена». Если у Рона и был какой-то план до гонки, так это высоким темпом Росберга «загнать» технику «Уильямса».
Но вопреки расхожему мнению и, должно быть, надеждам Денниса, «Уильямс» вообще не ориентировался на темп Росберга, а Найджел Мэнселл вел предельно осторожную гонку, не пытаясь ни за кем угнаться. Когда к нему подъезжали Росберг, Пике и Прост, он без проблем их пропускал – его устраивало и четвертое место. К тому моменту, когда на «Макларене» Росберга расслоилось правое заднее колесо, британец отставал от него больше, чем на 20 секунд.
Найджел Мэнселл промчался мимо заезда в боксы, вежливо пропустил Алена Проста, но тут и у него лопнуло заднее колесо, а сам «Биг Найдж» чудом не попал в тяжелую аварию. Пике, Стефан Йоханссон из «Феррари» и Джонни Дамфрис из «Лотуса» тут же ринулись на замену резины, испугавшись последствий от возможного прокола…
Но самое интересное произошло уже после финиша. Исследовав колеса с машин Йоханссона и Пике, шинники из «Гудьир» заключили, что резина сохранилась в достаточно хорошем состоянии, чтобы без проблем пройти еще 16 кругов, что оставались до финиша. Более того, проведенный анализ лопнувшей покрышки Мэнселла показал, что причиной взрыва послужил не износ, а усталостное разрушение корда. Найджелу просто попался бракованный комплект резины!
Патрик Хэд: «Я не виню «Гудьир» в том, что произошло, но они (в ходе гонки) не давали нам никаких оснований думать, что нужна замена резины. Вы должны помнить, что колесо взорвалось не потому, что было изношено – обнаруженные остатки шин показали, что каркас вышел из строя из-за усталости».
Может быть, в «Макларен» и придумали тактику, использовав Росберга, но Мэнселл и Пике проиграли титул не из-за хитроумной наживки Рона Денниса, а из-за банальной случайности. «Гудьир» вовсе не лукавили, что резина способна выдержать дистанцию гонки, что подтверждают и пилоты «Тиррелла» Филипп Стрейфф и Мартин Брандл, которые без остановок поднялись ближе к финишу на 3-е и 4-е места. И лишь небольшие неприятности не позволили кому-то из них попасть на подиум. Шанс «Уильямса» забрать титул в личном зачете улетучился вместе с паническим решением командного мостика зазвать Нельсона Пике на замену резины, тем самым подарив победу Алену Просту ...
Патрик Хэд: «Это я позвал Нельсона Пике в боксы. Если бы он остался на трассе и выиграл гонку, мы бы выглядели героями, но если бы он попал в аварию и покалечился, то мы бы оказались полнейшими идиотами. На самом деле, я благодарен Нельсону за то, что он никогда публично не критиковал нас за это решение с пит-стопом».
Фото: www.mclaren.com; twitter.com/Adelaide_GP; Gettyimages.ru/Tony Feder, G. Monro
Почему в это не стоит верить?
Да, потому что случись такое американских шинников ждали бы судебные иски и как минимум серьёзные репутационные потери. Вряд ли кто-то захотел бы иметь дело с компанией, ведущий свои дела не на равноправных условиях со своими клиентами (предоставляющую о своей продукции неодинаковую информацию).
Откуда могла родится эта теория?
Шинный фактор в те времена имел пожалуй не меньшее значение чем сейчас. Достаточно сказать что победу на предпоследнем этапе одержал Герхард Бергер на Бенеттоне исключительно за счет смелого стратегического хода, когда ему на правую и левую стороны машины поставили покрышки различной жесткости, проехав гонку без пит-стопа.
Трасса в Аделаиде была не слишком требовательна к резине и можно было бы рискнуть и проехать без пит-стопа, кроме того погода была прохлодной и без дождя. Прост выбрал софт, но похоже утечка информации из боксов МакЛарен всё-таки была и разговоры о том, что Ален и Кеке поедут без пит-стопа имели место.Уильямсы на софте, у Сенны софт спереди, медиум сзади.
Какие ключевые моменты в гонке? Во-первых, это даже не атака Росберга, который проводил последнюю гонку, это - разворот Пике, когда тот проходил круговых и оборонялся от Проста, не соверши Нельсон ту ошибку, Ален не выиграл бы. Второй момент, на который следовало б обратить внимание, что в середине гонки Прост при прохождении круговых получил контакт с одним из них (вероятнее всего с Бергером). И именно это заставило его ехать в боксы за свежим комплектом покрышек. Но механики МакЛарен накосячили второй Гран При к ряду и Прост простоял на пит-лейн около 17 секунд. Однако, затем на свежих шинах вернулся в борьбу, сокращая отстование от лидеров. Третье, в Уильямсе банально просто не успели зозвать Мэнселла на пит-лейн после схода Росберга - его шина продержалать на один круг дольше. Четвёртое. Патрик Хэд предпочёл не рисковать жизнью Нельсона и дал команду бразильцу ехать на пит-стоп. Да, и Прост на более свежих шинах уже висел на колесе бразильца и обгон был лишь делом времени.
Как итог, для Проста всё случилось как в русской пословице: не было бы счастья да несчастье помогло.
Перед последнем этапом Мэнселл имел 70 очков (в действительности набрал 72, но 2 очка за 5-е место в зачет не шли т.к. у него было 12 результативных финишей), вторым шёл Прост 64 (набрал 65, но 1 очко за 6-е место тоже не учитывалось), третьим Пике - 63 (в 10 результативных гонках). Даже при сходе Найджелла, второе место Проста приносило бы ему не 6 очков, а 5, т.к. у него пропадало бы 1 очко за ещё одно 6-е место.. здесь даже не играл бы фактор количества побед (3 против 5 у британца).
Спасибо за некоторые разъяснения, вставлю еще свои пять копеек. Темп гонки среди лидеров больше задавался не возможностями резины, а ограничением по топливу. Прост на свежих шинах ведь не сразу стал догонять Росберга, резина которого прошла на треть гонки больше - он там буквально 3-4 секунды отыграл у Кеке за десяток кругов. Росберг вообще одно время умчался от Уильямсов почти на 40 секунд, и лишь потом, видимо, из-за проблем с тормозами и необходимостью экономить горючее подсбросил. Прост в это время, наоборот, "гнал как никогда в жизни" и догнал Уильямсы, которые шли в своем темпе. Но и у Проста возникли проблемы с количеством топлива - датчик на его MP4-2С показывал, что в таком темпе он не проедет всю дистанцию. Но он решил, что будь что будет, и не сбавлял темпа.
Так же Пике после пит-стопа не слишком-то рьяно начал свою погоню за Аленом, там тоже отрывы сокращались медленно. Новые шины не позволяли идти намного быстрее изношенных (а-ля Феттель в Сингапуре - такого и близко не было). И лишь на последних кругах, когда Прост начал жестко экономить топливо, Пике приблизился.
Обгон Простом Пике я бы не назвал делом решенным. в случае, если бы Нельсон остался на трассе. Может, Ален бы и обогнал и чуть оторвался, но повышенный расход бензина никуда не денешь, так что тут остаются вопросы, кому бы в итоге досталась победа.
Поднимем в ближайшие дни в раздел и соцсети.
но я уверен, что Ален прошёл бы Нельсона, если бы тот не свернул в боксы и легко удерживал его за собой..Пике отыграл 15-17 секунд на последних 17 кругах.. больше отыграть было проблематично.. да и похоже Пике не сильно расстроился победе Проста.. для него было важно чтобы не выиграл Мэнселл:
"Уже после аварии Мэнселла команда предупредила меня по радио и попросила вернуться. Я подумал, что это шутка. Затем они повторили, что шины не выдержат до конца. Я заехал в боксы. Иногда мы выигрываем, иногда мы проигрываем... Мне удалось продемонстрировать всё на что я был способен, что я по-прежнему в авангарде борьбы. Я предпочитаю видеть эту корону на голове Проста, потому что он отличный пилот! Мэнселл допустил слишком много ошибок в этом году".
она не была первой, но она в подробностях поясняла версию заговора..