Как Виталий Петров Гран-при брал
Этот материал из все еще незаконченного цикла статей о лучших этапах в гоночной карьере первого российского пилота Формулы-1 Виталия Петрова. Один из таких этапов пришелся на памятный для Виталия 2005-й год, когда Петров стал чемпионом России сразу в двух категориях, а так же был признан лучшим гонщиком России по версии журнала "За рулем".
Никакой ошибки в названии нет – закрывающий сезон 2005-го года этап на Воробьевых горах носил громкий статус Гран-при. Если точнее, Гран-при Москвы на Кубок Мэра! Соответствующее распоряжение под номером 1867-РП было издано Правительством Москвы в сентябре 2005-го года. Мероприятие, проходившее в последние выходные сентября, объединила финальные гонки сразу двух, можно сказать, конкурирующих между собой гоночных серий – НГС Lada (куда входил чемпионат Lada Revolution) и Российской суперсерии (где, в свою очередь, тон задавала Ф-1600). Событие, расчитанное на 20 тысяч человек, очень масштабно рекламировалось: интернет, журналы, телевидение, спам в почтовых ящиках…
Для Виталия Петрова, заявленного в обоих чемпионатах, в этом были свои плюсы – вместо бесконечных путешествий из Петербурга в Москву между трассами Невское кольцо и Мячково достаточно было добраться до соседних боксов. Что касается гонок Lada Revolution, то тут за Виталия можно было не волноваться – несмотря на один пропущенный этап (из семи!), он уверенно лидировал в чемпионате, на 19 очков опережая ближайшего соперника – Григория Комарова из команды МТС. За две гонки этапа можно было заработать максимум 20 баллов. Впрочем, Петров не стал отбывать номер, а с легкостью выиграл первую гонку и прорвался на второе место во второй с реверсивной решетки (оба заезда проходили в субботу), чем и обеспечил себе звание чемпиона серии. К гонкам НГСА, возможно, мы еще вернемся, а пока остановимся на Ф-1600.
Ход чемпионата
Начнем издалека – с начала сезона. Петров стал одним из последних подписанных пилотов чемпионата – в команду Александра Потехина «Арт-Лайн», однако все же успел провести пятидневные предсезонные тесты с командой, и не где-нибудь, а в самой Италии. Его напарниками стали добротный, правда, по большей части «кузовной» гонщик Владимир Лабазов, а так же ныне хорошо знакомые российским болельщикам Даниил Мове и Виктор Шайтар, призванные на ратное дело – объездить шасси российского производства ArtTech. Под всеми остальными были Dallara, хотя в виде исключения встречались и древнейшие десятилетние Reynard. Мове и Шайтар, понятное дело, решали свои локальные задачи - доезжать до финиша и как можно реже попадать в неприятности, так что в борьбе за титул не участвовали. Чего не скажешь о ребятах из грозного «Лукойла». Красно-белые чемпионы полностью сменили состав пилотов – взамен Аркадию Павловскому и Алексею Дудукало пришли молодые да перспективные Олег Казаков и Юрий Байбородов.
Первый этап в Мячково, казалось бы, начался по сценарию Петрова: Виталий, хоть и не взял поул-позицию в квалификации, но вышел в лидеры первой гонки, однако из-за бракованного высоковольтного провода вынужден был прекратить борьбу после всего-навсего трех кругов. Второй заезд он выиграл, но в личном зачете уже уступал слетанной паре «лукойловцев». Внезачетную гонку на кубок Победы, объединенную с Формулой-Русь для массовости, на Воробьевых горах Петров провалил, но хоть переиграл тут всех в Lada Revolution.
Отставание от "красно-белых" еще больше увеличилось после выездного этапа в соседнюю Эстонию, где Байбородов и Казаков поделили победы. Но на родной трассе в Питере Петров одержал вторую победу и заметно приблизился к Казакову и Байбородову в зачете, которые не придумали ничего умнее, как столкнуться с друг другом в единственной гонке.
Но и у «Арт-Лайн» не было никакой командной тактики, поскольку смешивший сосредоточившегося на «кузовах» Лабазова Виктор Антонов сразу взял быка за рога и опередил не только Петрова, но и всех прочих в обеих гонках пятого этапа. Виталий там финишировал на втором и пятом местах. Перед заключительным этапом на Гран-при Москвы Байбородова, Казакова и Петрова разделяло лишь три балла – они набрали 66, 65 и 63 очка соответственно. При том, что за один этап разыгрывалось сразу 23 балла, шансы, можно сказать, у всех были равные.
Воробьевы горы
Пилоты «Лукойл» провели специальные тесты перед финалом сезона, инженеры слегка доработали систему охлаждения тормозов, но все без толку – гонщики Александра Потехина оккупировали весь первый ряд в квалификации: Петров первый, Антонов второй. Для Виталия этот поул стал первым и единственным в Ф-1600. Казаков отстал на полсекунды, Байбородов на короткой двухкилометровой трассе - практически на секунду, но этого хватило для третьего и четвертого места на стартовой решетке. Настолько две ведущие команды были сильнее остальных.
На старте первая четверка сохранила свои позиции, но гонщики «Арт-Лайн» стали потихоньку отрываться. Ровно до тех пор, пока Дэвид Маркозов из Active Pro не стесал часть своей машины о бетонный отбойник. Шедший третьим Олег Казаков допустил нелепую ошибку под желтыми флагами и уткнулся в распластанную Dallara Маркозова. Пока Казаков разворачивался, добрая часть пелетона проехала мимо него. Благо для него, что гонку остановили красными флагами, дабы эвакуировать разбитый болид.
Рестарт гонки давался с места, и Виктор Антонов чуть лучше среагировал на сигналы светофора и поравнялся с Петровым, но Виталий отразил первую атаку товарища по команде, а на второй Антонов сам ошибся, зашел широковато в поворот и пропустил еще и Байбородова. В таком порядке тройка пилотов и добралась до финиша укороченной пятикруговой гонки, разве что Антонов слегка попотел, отбивая натиск прорвавшегося Казакова.
Порядок пилотов на старте второй гонки полностью соответствовал финишному протоколу первой, а ситуация в чемпионате между Петровым и Байбородовым оказалась таковой, что титул доставался тому, кто увидит финишный флаг раньше соперника. Олег Казаков так же еще мог стать чемпионом, но для этого ему надо было рассчитывать на неудачи соперников. Одну позицию Казаков отыграл еще до старта, когда выяснилось, что Виктор Антонов не сможет занять свое место на решетке из-за проблем с машиной.
В стартовой толчее первого поворота Петров и Байбородов сохранили свои позиции, а вот Казаков перестарался, возможно, перенервничал и уткнулся в отбойник, повредив себе переднее антикрыло. Уж не знаю, какой разнос устроил своим гонщикам Евгений Малиновский перед стартом этой гонки, но и Юрий Байбородов верблюжьим спокойствием не отличался. Пока Петров уверенно, как локомотив, петлял между бетонными стенами, Байбородов, который, в общем-то, был не медленнее Виталия, постоянно ошибался, перетормаживал и все никак не мог подобраться на дистанцию атаки. Все закончилось в первом повороте последнего круга – пилот «Лукойл» пытался издалека атаковать Петрова, но ошибся и с чудовищной силой врезался во все тот же отбойник, что приютил другого пилота «Лукойла» пятнадцатью минутами ранее. Юрия увезли на скорой для обследования, которое, к счастью, ничего серьезного не выявило – ушибы и растяжения, прежде всего, шеи – из-за резкой перегрузки.
Виталий, тем временем, первым пересек финишный створ уже в ранге чемпиона России, почти на 20 секунд опередив ближайшего соперника – Александра Тюрюмина. Олег Казаков смог пробиться на третье место, но это позволило ему разве что сравняться по очкам со своим товарищем по команде в борьбе за вторую-третью позицию – у обоих оказалось по 77 баллов. Петров набрал 85 очков и, смущаясь, прокомментировал свой победный финиш: «Как только пересек финишную линию, сразу понял, что чемпионство у меня в кармане. Я старался тушить в себе все мысли (о титуле), из-за которых даже не смог поспать сегодня, и сосредоточиться на гонке. Установка была простая – добраться до финиша и постараться не «убраться».