8 мин.

«Феррари» проигрывает гонку за гонкой. Кто виноват?

Пилоты, команда или высшие силы?

После катастрофы в Сингапуре, откуда «Феррари» уезжает с честно заработанным нулем очков, отрыв от «Мерседеса» в Кубке конструкторов и личном зачете приобретает угрожающие масштабы. Себастьян Феттель уступает Льюису Хэмилтону уже 28 баллов, а проигрыш в командном зачете перевалил за сотню очков, хотя почти все эксперты подчеркивают примерное равенство болидов итальянцев и немцев (с учетом разных философий машин). Конструкторы выполняют свою работу неплохо: несмотря на небольшое преимущество «Мерседеса» в гонке обновлений, «Феррари» остается в игре и претендует на победу в каждом Гран-при. Так кто же тогда подводит всю организацию?

Себастьян Феттель

Немца трудно винить за то, что у него меньше очков, чем у Хэмилтона. Себастьян, изначально входивший в чемпионскую гонку в роли андердога на более медленной машине, проводит один из лучших сезонов в карьере. Он быстр и редко ошибается. Тем не менее, в ситуации, когда у главного конкурента лучше работает техника, претенденту на титул необходимо выжимать максимум из каждого шанса. И с этим у четырехкратного чемпиона мира возникли проблемы.

Главная ошибка Себа заключается в эмоциональной реакции на брейк-тест от Льюиса в Баку. Все, что требовалось – оставить провокацию без ответа, и победа была в кармане (учитывая дополнительный пит-стоп Хэмилтона из-за «воротника»). Вместо этого Феттель намеренно бортанул соперника, получил заслуженный штраф и избежал серьезных последствий лишь потому, что ФИА не захотела мешать борьбе в чемпионате.

В целом у лидера «Феррари» есть небольшие проблемы с определением ситуаций, когда надо рисковать на все деньги, а когда притормозить и проявить аккуратность. Феттель – опытный гонщик, который выиграл две плотные титульные гонки, но в этом сезоне ему немного не хватает «бухгалтерства». Себ уже оказывался рядом с Ферстаппеном на старте в Канаде, и тогда все закончилось поломанным крылом и лишним пит-стопом, пусть и по вине гонщика «Ред Булл». По ходу той же гонки в Монреале четырехкратный чемпион мира провел красивый, но крайне опасный обгон Окона. Все закончилось хорошо, и риск отчасти был оправдан, ведь Феттелю надо было отыгрываться, но признанные математики вроде Алонсо, Баттона и Ники Лауды не сочли бы этот маневр выгодным на длинной дистанции.

Кто бы ни был виновен в сингапурской аварии – это не отменит очередной стратегической ошибки Феттеля, который опрометчиво поспешил оттереть противника, игнорируя сразу несколько фактов: Ферстаппен стартовал лучше, голландец не умеет уступать, а впереди были два часа дождевой гонки и миллион возможностей выйти в лидеры. Даже если бы Себастьян и остался вторым, он бы все равно вернул лидерство в чемпионате, ведь до стартовой аварии Хэмилтону не светил даже подиум. Теперь немец вынужден надеяться на сходы основного конкурента, так как других шансов побороться за титул не осталось.

В некоторых ситуациях Феттель, наоборот, чрезмерно осторожничал, и происходило это в основном в борьбе с «Мерседесами». Некоторые из этих случаев можно понять: разумно, что пилот «Феррари» не бросался в отчаянный штурм на Боттаса в Австрии. Финн легко мог позволить себе выбить соперника, а Себ был вынужден думать об очках в чемпионате. Но в ходе очной борьбы с Льюисом в Испании и Бельгии можно было рискнуть чуть сильнее, ведь потеря позиции означала гарантированный проигрыш семи очков, а борьба вплоть до столкновения несла в себе элементы лотереи и могла сложиться в пользу немца.

Кими Райкконен

Второй пилот «Феррари» до Гран-при Сингапура выступал достаточно инертно и не особо помогал своей команде набирать очки для Кубка конструкторов. Его старания и амбиции ограничились молчаливым согласием на роль помощника Феттеля безо всяких активных стараний. Пусть на подиуме в Монако финн и выглядел огорченным из-за неудачной стратегии и потерянной победы, но нигде на трассе делом, а не словом он не обозначал чемпионских амбиций. Да, во время Гран-при Венгрии пилот часто намекал команде по радио, что может ехать быстрее напарника, который с поврежденным рулем боролся с машиной впереди, но сам Кими ничего не предпринял. Более того, гонка в Будапеште стала единственной, в которой Райкконен своими действиями и обороной позиции действительно сохранил для «Феррари» дубль. Во всех остальных случаях, когда финна пытались подставить под Хэмилтона или Боттаса, тактика прикрытия не срабатывала.

В остальном отсутствие каких-то стремлений вылилось в посредственные результаты в тех случаях, когда с машиной или гонкой что-то шло не так. Кими не произвел впечатление пилота, готового рвать изо всех сил, и потерял преимущество в экономии ресурса шин. Не потому, что Райкконен сдал по этому параметру — просто новый регламент и современные широкие «дубовые» шины немного уравняли весь пелотон. На счету Кими остались лишь удачные старты (как, например, в Барселоне) — но почему-то при каждом блестящем начале гонки он напарывался на противников, что говорит об отсутствии осторожности и должной концентрации. Райкконен не особо дорожит своей позицией в «Феррари», не боится ее потерять и поэтому не задумывается лишний раз о максимальной производительности. Если есть шанс — Кими пытается рвануть и занять первую позицию, но когда он оказывается в середине пелотона, то будет фаталистично ехать без особых стараний, периодически жалуясь по радио на баланс.

Сравнение с Боттасом «красный» финн не выдерживает: Валттери как раз, наоборот, постоянно старается изо всех сил и временами действительно достигает уровня Льюиса Хэмилтона, выигрывая поулы и гонки. Другое дело, что пилот «Мерседеса» иногда не вытягивает и как бы «выключается» из борьбы, доезжая до финиша в режиме энергосбережения — прямо как Райкконен. Но в среднем Валттери выкладывается намного больше — и потому проигрывает Феттелю всего 23 очка (в то время как Кими Боттасу — целых 50).

Команда

Как ни странно, стратегов «Феррари» в этом году можно ругать не так сильно, как в прошлом – иногда они принимали странные решения, оказавшиеся в итоге правильными. Сезон начался с двух красивых тактических побед над «Мерседесом» – в Австралии и Бахрейне. Да и когда на «Хунгароринге» лидирующий Феттель столкнулся с проблемами, итальянцы терпели до последнего, заставили финна держаться позади лидера команды и в итоге привезли победный дубль. 

Были, конечно, и неудачные решения: такие, как ранний пит-стоп в Барселоне, позволивший Боттасу оттормозить Феттеля и дать выйти в лидеры Хэмилтону. Главным провалом стала гонка на Сильверстоуне, где стратеги слишком стремились переиграть на пит-стопе Ферстаппена, который обогнал Себастьяна после неудачного старта. Им это удалось, и все бы закончилось хорошо, если бы резина продержалась еще пару кругов.

Поэтому тем людям, которые по привычке привыкли считать, что «Феррари» проигрывает из-за тактики, стоит пересмотреть свою позицию. Командные проблемы итальянцев заключаются не в неудачных решениях по ходу гонок, а в недостаточно хорошем болиде на скоростных трассах. Дирекция конюшни поставила на лучшую работу с шинами и аэродинамику, больше предрасположенную к медленным и жарким трекам, в то время как календарь наполнен автодромами со здоровенными прямыми – где «Феррари» и уступает «Мерседесу».

Невезение

Никак по-другому и не назовешь инцидент между двумя финнами в Баку, когда Валттери подпрыгнул на шикане в начале гонки и улетел в Кими. При жесткой борьбе за позицию такое иногда случается — и если бы не огромное количество обломков, которые разлетались по всей трассе от болида Райкконена, то, может, и не было бы сэйфти-каров, яростного Феттеля, бортующего Хэмилтона и прочего бакинского безумия.

Также только лишь невезением можно объяснить канадские неполадки машины Райкконена и стартовое столкновение Феттеля – что привело к лишним пит-стопам. То же самое можно сказать и про Гран-при Великобритании,ведь покрышки Феттеля и Райкконена не выдержали и вышли из строя всего за два круга до конца дистанции — не смотря на ошибку командного мостика, такой исход очень трудно было предсказать. Резина могла продержаться лишние пару петель, но могла и сдаться — и «Феррари» достался плохой вариант. Может, красным повезет в следующий раз.

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Istitene; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, PHOTO 4/imago sportfotodienst, Andre/Eibner-Pressefoto