Чего добивались пилоты «Формулы-1» в «Индикаре»
Чью судьбу повторит Алонсо?
Пилоты «Формулы-1» по-особому относятся к «Инди-500». Гонка входила в расписание Королевы автоспорта до 1960 года, и туда нередко ездили посоревноваться по старой памяти. Со временем «Индикар», включивший в себя знаменитый овал, развился в нечто обособленное и стал местом, куда можно отправиться за перезапуском карьеры. При этом «500 миль» считаются частью «Тройной короны автоспорта», а потому в Америку за славой отправлялись и лучшие спортсмены.
Теперь пришла очередь Фернандо Алонсо – в прошедшие выходные испанец квалифицировался в Индианаполисе пятым, и может побороться за победу. Но он не первый, кто пробует свои силы в «Индикаре» – до него за океан летало много интересных личностей.
Показавшие Америке всю мощь «Формулы-1»
Джим Кларк
Легендарный шотландец впервые прибыл в Индианаполис в роли вице-чемпиона «Формулы-1» в 1963 году. Тот победный сезон был далек от завершения, так что Джим был еще только на пути к величию. На «Инди-500» Кларк доказал класс: он лидировал 28 кругов в дебютной гонке и финишировал вторым.
Более удачным стал сезон-1965, в процессе которого Джим выиграл и в «Формуле-1», и в Индианаполисе. Причем при попытках выиграть «500 миль» в 1964-1966 годах Кларк установил рекордную серию лучших стартовых позиций. Никто после него больше не стартовал исключительно с первых двух позиций в течение трех лет подряд.
Грэм Хилл
Один из главных противников Джима Кларка вышел на старт «Инди-500» в 1966 году уже в роли победившего в «Формуле-1» (и собврашего серию из целых трех вице-чемпионств подряд).
Дебютная гонка Грэма гонка могла стать исторической, ведь за десять кругов до финиша первые три места удерживали трое англичан — как раз Кларк с Хиллом и лидировавший Джеки Стюарт, но у последнего отказала топливная система. На первое место вышел Хилл, победил с первой же попытки и продолжил собирать заветную «Тройную корону».
Эмерсон Фиттипальди
Двукратный бразильский чемпион приходил в «Индикар» в 1983 году после трехлетнего отдыха от гонок вообще. Многие сомневались в способностях Эмерсона демонстрировать топовый уровень в новой серии в таких обстоятельствах при возрасте в 38 лет. Первый полноценный сезон-1984 прошел не лучшим образом — ни единого подиума и 15 место в общем зачете.
Но следующий год Фиттипальди открыл вторым местом в гонке на Лонг-Бич. Победа в Индианаполисе и общем зачете состоялась в 1989 году, когда Эмерсону исполнилось 43 года. В следующий раз он выиграл «500 миль» уже в 47, став еще пару раз вице-чемпионом «Индикара» до кучи.
Найджел Мэнселл
Нечасто чемпионы «Формулы-1» уходят сразу после завоевания титула, и еще реже они меняют Королеву автоспорта на какую-то другую гоночную серию. Однако в 1992 году знаменитый гоночный усач с удивлением узнал, что его команда договорилась о контракте с Аленом Простом (с которым у Найджела уже был опыт совместных выступлений, причем не лучший) и, разочарованный, уехал в Америку.
В США 42-летний гонщик как следует зажег. 5 побед и 10 подиумов в дебютном сезоне сделали Мэнселла чемпионом, а одно из третьих мест пришлось как раз на «Инди-500».
Парни, у которых в «Индикаре» не вышло
Дэнни Халм
Новозеландский пилот приехал в Индианаполис в 1967 году лидером чемпионата «Формулы-1», сразу после победы на Гран-при Монако. И дебютная гонка прошла достаточно неплохо — Дэнни финишировал четвертым. Затем он довел до победы сезон в Больших призах и готовился к «Инди-500» с большими амбициями и опытом. Но и в 1968 году он приехал под клетчатый флаг лишь четвертым. В следующих попытках Халм не смог даже добраться до конца гонки.
Джек Брэбэм
К своему первому старту на «Инди-500» в 1961 году Брэбэм подошел двукратным чемпионом «Формулы-1». Но американскую публику прославенный австралиец вообще ничем не впечатлил: Джек добрался до финиша лишь единожды за четыре года (и то на девятом месте). От пилота, собравшего в итоге три титула в «Ф-1», явно ожидали большего, чем всего 1 круг лидирования из четырех тысяч миль.
Рубенс Баррикелло
Бразилец появился в «Индикаре» в 2012 году сразу после двух абсолютно безрадостных сезонов в «Уильямсе». За спиной были 11 побед и 68 подиумов в «Формуле-1», упущенный титул в «Брауне» и годы ассистенства Шумахеру. Причины переезда Баррикелло в Америку были очевидны: 40-летний бразилец все еще хотел выступать на высоком уровне.
Но в «Индикаре» у Рубенса ничего не получилось. Пилот и боссы подписавшей его команды явно рассчитывали на что-то большее, чем 11 место в «Инди-500», и всего два финиша в топ-5 по ходу сезона. Неудивительно, что 2013 год бразилец начал дома, в гонках на стоковых машинах.
Благодарные «овалам» за более успешную карьеру
Тео Фаби
Помните этого итальянца по «Формуле-1»? А ведь он откатал целых четыре сезона и дважды был на подиуме.
Но начинал Фаби в 1982 году очень тяжело — он не мог даже нормально квалифицироваться из-за слабости машины. Неудивительно, что Тео на год ушел в «Индикар», где у него все получалось лучше. Фаби был на поуле на «пятисотке»-1983 и чуть не стал чемпионом серии. В следующе году Тео на волне успеха сперва попытался совмещать американские гонки с «Формулой-1», а затем сконцентрировался на Королеве автоспорта. Но машины продолжили подводить итальянца – за 4 сезона он всего 18 раз довел гонку до конца.
В 1988 году Тео все-таки ушел в «Индикар» окончательно. Но время, потраченное на Большие призы, было упущено, и титул Фаби так и не выиграл даже в Америке.
Эдди Чивер
Очень нетипичный старт карьеры для американца — в «Формуле-2» – вылился в 9 сезонов (и столько же подиумов) в «Формуле-1». Эдди был хорош, но недостаточно — в 1989 году его не продлили в «Эрроузе», и Чивер отправился на родину, в «Индикар». Там он время от времени попадал на подиум за разные команды, но побед по-прежнему не было.
Все изменилось, когда в 1996 году Эдди основал свою команду. Только на собственной машине Чивер и смог выиграть гонку на «Инди-200», а затем одержать и самую громкую победу в жизни —в 1998 году на «пятисотке».
Александр Росси
Вряд ли у этого парня был серьезный шанс закрепиться в «Формуле-1» – без большого количества богатых спонсоров и огромного таланта американец смог поучаствовать только лишь в пяти Гран-при, да и то — за беспросветную «Марусю» в 2015 году. И неплохие выступления в GP2 и GP3 ему не помогали.
В следующем сезоне он вернулся в Америку и дебютировал в «Индикаре». И результаты были «очень впечатляющие» – лишь один заезд в топ-10 в первых пяти гонках. А потом Росси взял и совершенно внезапно, с первой же попытки, выиграл «Инди-500». Но если вы подумали, что после этого у Алекса все пошло на лад — то вас ждет разочарование: к фееричной победе добавились лишь еще четыре заезда в топ-10. Наверное, и сам Росси не сможет ответить на вопрос «что это было, парень?»
Такума Сато
Один из самых известных бесстрашных самураев в истории «Формулы-1» больше запомнился не подиумом на Гран-при США-2004, а яркими авариями и столкновениями со всеми подряд. Удивительно, как он только смог продержаться в серии целых пять полных сезонов.
Совсем уж непонятно, по каким причинам его взяли в «Индикар» после года простоя — и не выкинули из команды после всего лишь одного заезда в топ-10 за сезон-2010. Но, к чести Такумы, он закрепился в Америке, однажды выиграл гонку в Лонг-Бич и собрал целых пять подиумов.
Но самым поразительным стало отсутствие записей новых искрометных крэшэй Сато. Похоже, в «Индикаре» наставника Мальдонадо как-то ухитрились перевоспитать.
Бонус. Айртон Сенна
После сезона-1992 «Хонда» ушла из «Формулы-1», оставив «Макларен» лицом к лицу с клиентским мотором «Форд» и крайне недовольным Айртоном Сенной. Бразилец сомневался в том, американские двигатели позволят ему побеждать, и долго тянул с подписанием контракта на 1993 год. В один прекрасный день его даже увидели на тестах команды «Пенске» в Аризоне. Поползли слухи о переходе Волшебника в «Индикар». Выходка Мэнселла состоялась как раз в том сезоне, и если бы Сенна последовал за англичанином, никто бы не удивился.
Однако Рон Деннис все-таки смог убедить Айртона остаться в «Формуле-1» хотя бы на первое время. Разговоры о переходе в «Индикар» это не прекратило, ведь Волшебник подписывал контракт на каждую гонку в отдельности. Но когда Сенна начал побеждать, стало ясно, что Америка его не дождется.
Фото: Gettyimages.ru/Harry Benson/Express, Getty Images; Global Look Press/National Motor Museum, Sutton Motorsport Images/Imagestate, Panoramic/ZUMAPRESS.com, Bryan Smith/ZUMAPRESS.com