Aussie Grit. Как Австралия вошла в историю Формулы-1
В зале тишина. За кулисами слышны движения главных действующих лиц, порой занавес приоткрывается, и можно мельком увидеть некоторые детали, но это все так нечетко, хочется насладиться атмосферой сполна. И вот, внимание, на сцену выходит Ее величество Королева автоспорта. Три долгих месяца мы ждали возвращения Больших призов в нашу жизнь, и вот до столь желаемого осталось совсем ничего. Уже 26 марта чемпионат Формулы-1 возьмет свой старт на Гран-при Австралии. И чтоб хоть как-то сгладить тяжесть ожидания, предлагаем Вам вспомнить 9 австралийских гонок, которые вошли в историю автогонок совершенно по разным причинам.
1985: Дебют Гран-при Австралии
Дебютный Гран-при Австралии датирован 1985 годом, когда впервые двери для Ф1 открыла городская трасса Аделаида. Хотя, дебют Зеленого континента в Больших призах был чисто формальным, ведь гонки проводились и до этого, просто их результат не шел в зачет чемпионата мира. Первая из них датирована далеким 1928 годом и прошла на малоизвестном треке Филип Айленд, поле чего место проведения состязаний изменялось с завидной регулярностью: Батхертс, Сауспорт, Лонгфорд, Лейксайд, Колдер Парк и прочие. Благо, начиная с 1985 года Ф1 основательно остепенилась в Аделаиде, затем перебралась в Альберт Парк, и на этом странствия по трассам Австралии прекратились.
Говоря о самой гонке, то многими событиями она не запомнилась, а интригу составляла только расстановка в Кубке Конструкторов, где Феррари боролась с Маклареном. Так, Кеке Росберг одержал более чем уверенную победу, лидируя по ходу встречи 71 круг из 82. Финн не претендовал на титул чемпиона, Ален Прост давно его себе обеспечил, но эта победа позволила ему взять символическую бронзу. Увы, это была последняя победа Кеке в Больших призах.
1998/2014: Эра турбо
1998 год прошел при тотальном доминировании команды Макларен, Аиртон Сенна и Ален Прост не знали себе равных, победив в 15 гонках из 16. Первое место в Аделаиде позволило достичь французу рекордных своих семи побед в сезоне, но ни они, ни еще столько же серебряных медалей не помешали взять чемпионский титул бразильскому Волшебнику, одержавшему на одну победу больше. Но примечательна эта гонка была не так событиями на трассе, как окончанием эры! Со следующего года турбомоторы были запрещены, на авансцену выходили атмосферные и безнаддувные моторы.
Казалось навсегда, но нет. В конце 2010 года разговоры о возвращении к турбо обрели невиданную силу, и как показала практика – не зря. Пару лет понадобилось Берни Экклстоуну, чтоб провернуть революцию, итогом которой стало переведение болидов на 1,6 литровые турбированые двигатели V6. Увы, ожидаемой роста борьбы за титул это не принесло, скорее повторение 1988 года, вот только на этот раз франко-бразильский дуэт заменил германо-британский: Льюис Хэмилтон и Нико Росберг, а великолепный болид W6 - британский МР4/4.
1991: Погода против
История Формулы-1 знает не один случай, когда погода оставляла отпечаток на ходе и результате отдельных гонок. Дождь – это всегда интересно и не предсказуемо в сочетании с Формулой-1, вот только ливень, обрушившийся на Юг Австралии за час до начала гонки, внес весомые коррективы. Вместо запланированных 80 кругов (более 305 километров дистанции), Сенне довелось пройти 16, из которых только 14 пошло в зачет. Для победы в Гран-при бразильцу понадобилось каких-то 25 минут, серебро досталось Мэнселлу, который угодил в аварию и не смог подняться на подиум, а третье место стюарты отдали Бергеру. Все дело в том, что на 16 круге третьим шел заменивший уволенного накануне Проста Морбиделли, но результат считался по предыдущему кругу, в котором итальянец был всего шестым. Таким образом, эта гонка вошла в историю не только в качестве последней для Пике, единственной за Феррари для Морбиделли, неполным подиумом и половинными очками, но также вошла в анналы истории Ф1 в качестве самой короткой.
1993: Сенна vs Прост
Наверное, у многих знакомство с Королевой автоспорта начинается именно с противостояния Сенны и Проста. Романтика и скорость, что здесь еще нужно. Вот только в 1993 году это противостояние подходило к концу, как и карьеры гонщиков в Формуле-1. В Австралии победу одержал бразилец, вот только с 99 очками чемпионом мира стал Ален Прост. Для Сенны это была последняя победа, последний подиум и последние очки, Аиртон вошел в историю как гонщик, добывший первую и последнюю победы на болиде с активной подвеской (первая – Монако 1999 года на Лотусе 99-Т). Уильямс по окончанию сезона расторг контракт с Простом, так как он предусматривал пункт о невозможности параллельного присутствия в конюшне Сенны, а именно бразилец летом и перебрался в Гроу по зову Френка. Дальнейшее развитие печальных событий всем известно.
1995: Хилл не знает равных
Последний этап Гран-при Австралии проводимый на Аделаиде, последняя гонка Шумахера в составе Бенеттона, рекордная на тот момент посещаемость в 210 тысяч болельщиков на трибунах, при нулевой интриге в зачете гонщиков и Кубке конструкторов. Но вошла эта гонка в историю совершенно по другому поводу. Впервые со времен Гран-при Испании 1969 года победитель обогнал серебряного призера на 2 круга! Два круга, Карл! Конечно, во многом этому способствовали отсутствие мотивации у Бенеттона, которую поддержали и проблемы с техникой практически у всех лидеров пилотона, из 23 машин до финиша добрались лишь восемь.
2008: Выжившие
Сезон 2008 года первым делом ассоциируется с драматической развязкой на Гран-при Бразилии, где Льюис Хемилтон на последних кругах Интерлагоса вырвал чемпионский титул у Фелипе Массы, но Австралия принесла свои сюрпризы. Так, Аделаида передала эстафету Альберт Парку, а этап теперь стал не последним, а дебютным в чемпионате. Кто знает, что повлекло такой результат, но к финишу сумели дойти лишь 7 болидов. Был установлен рекорд по числу вылетов и сходов за последние десять лет, впервые с введения новой очковой системы (конечно, если не считать бойкотированный Индианаполис-2005)! Количество пришедших к финишу машин оказалось меньшим количества зачётных позиций: 7 финишировали при одном дисквалифицированном.
2009: Удачный дебют Брауна
«После шести месяцев неведенья, мы заслужили на такой результат!», - высказался после завоеванного поула на Альберт Парке Дженсон Баттон. Все дело в том, что команда Хонда была на грани исчезновения, но ее выкупил Росс Браун. И вот после короткого перерыва, команда дебютирует с завоевания поула, к которому дуэт Баттона с Баррикелло добавил и дубль в гонке. Такого рода удачный старт сразу обновил несколько рекордов Ф1: поул завоевала команда, которая дебютировала в чемпионате, впервые после Мерседеса на Гран-при Франции 1954 года; победа команды в своей дебютной гонке произошла впервые с 1977 года, когда свою первую гонку выиграла команда Walter Wolf Racing; и впервые с Гран-при Франции 1954 года команда в своем дебюте приехала к финишу победным дублем (1 и 2 место).
Имели место быть и другие интересные факты и рекорды. Скудерия Феррари не заработала очков в первой гонке сезона, чего не случалось с далекого 1992-го года. Второй год подряд победу на Гран-при Австралии одержал британский пилот британской команды с номером «22». Во второй раз в истории, после Гран-при Канады 1999 года, болиды финишировали за автомобилем безопасности, который появился на трассе после аварии Кубицы с Феттелем. Стоит вспомнить и забастовки Макларена с Феррари за премиальные, массовые протесты против двойных диффузоров Тойоты, Уильямса и Брауна. С технической точки зрения, Гран-при Австралии ознаменовалось дебютом не только диффузоров, но и системы рекуперации кинетической энергии (KERS).
2012: Парад чемпионов
«В современной Формуле-1 слишком много лишнего. Это, в том числе, касается и некоторых пилотов, которые покупают себе места в командах», - как-то говорил Марк Уэббер. Вот только это не может касаться сезона 2012 года, когда впервые в истории на стартовой решетке располагалось сразу 6 чемпионов мира: Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо, Кими Райкконен, Льюис Хэмилтон, Дженсон Баттон и Себастьян Феттель! В итоге, победу одержал Баттон, но местную публику радовали результаты совершенно других пилотов. Так, Марк Уэббер финишировал четвертым, установив лучший результат австралийцев на домашнем Гран-при в истории Формулы-1, и повторил результат Альфредо Костанцо 1984 года, когда австралийская гонка не являлась этапом Больших призов. Более того, набрал свои первые очки и Даниэль Риккьярдо, на то време молодой и очень перспективный гонщик, а сейчас - один из лучших.
2016: Неудачный эксперимент
23 февраля 2016 года в Женеве состоялось заседание стратегической группы Формулы-1, где утвердили реформу квалификации. Расписывать все изменения, предусмотренные данной реформой, излишне, как по количеству текста, так и по смыслу, есть желание – легко можно найти с помощью всезнающего Гугла. Остановимся на главном: пилоты отсекались каждую минуту, ожидалось напряжение и борьба в каждом из кругов и сегментов. Что мы получили на выходе? Лидеры делали то же количество кругов, с той лишь разницей, что не в конце сегментов, а где-то посредине, накал как таковой пропал, формата хватило лишь на два Гран-при.
Сама гонка запомнилась удачным дебютом команды Хаас, страшной аварией Фернандо Алонсо и ликованием местной публики по случаю четвертого места Риккьярдо. Эх, а ведь двумя годами ранее Дэн мог войти в историю, ведь он финишировал вторым в Австралии, но тогда стюарты дисквалифицировали его из-за нарушения топливного лимита.
Все это к тому, что дебютный Гран-при сезона может говорить как обо все, так и ни о чем. Первая гонка дает вектор, в котором и движутся команды в дальнейшем. Мы любим Гран-при Австралии за ознаменования старта сезона, за непредсказуемость, за пролет самолетов над стартовой решеткой.
Итак, машины на решетке, огни зажглись...
И нет например Гран При 1996 года в Мелбурне первое там еще была инфа что заложена бомба