Лидеры «Формулы-1» теряют много очков. И это делает сезон захватывающим
Кому везет меньше – Хэмилтону или Феттелю?
Нынешний сезон «Формулы-1» – один из самых непредсказуемых в нынешнем десятилетии и куда более захватывающий, чем прошлогодний – хотя, как и 12 месяцев назад, борьбу за титул ведут все те же Льюис Хэмилтон из «Мерседеса» и Себастьян Феттель из «Феррари».

Вот только в тот раз сражения немца и англичанина на трассах почти не приводили к перестановкам верхних строчек личного зачета – первая и единственная смена лидера случилась в сентябре, на тринадцатом этапе в Монце: Льюис вырвался вперед и больше Себа не пропускал.
Но в 2018-м все иначе: лидер чемпионата менялся целых пять раз. И пусть Хэмилтон к большому перерыву подошел с солидным запасом перед преследователем по заработанным зачетным баллам, безоговорочным фаворитом в оставшихся гонках он считать себя все же не может: «Феррари» заметно прибавила в развитии техники и на скоростных автодромах начала превосходить «серебряных» конкурентов, а сам «Мерседес» мало напоминает самого себя по части надежности машины и двигателя.
При этом не исключено, что Льюис мог лидировать с более комфортным отрывом, не подводи его техника. Но и фанатам Феттеля есть чем ответить – Себастьян также не досчитался множества очков из-за разного рода командных ошибок, и тоже мог уверенно возглавлять чемпионат.
Но как изменился бы личный зачет, если бы Хэмилтон и Феттель исправно набирали максимум очков каждый раз?
«Мерседес» перестал быть надежным
Гран-при Австралии
Первый этап намекал на продолжение доминирование «серебряных стрел»: Хэмилтон проехал квалификационный круг на 0,7 секунды быстрее ближайшего преследователя, не упустил лидерство на старте и постепенно наращивал свое преимущество над соперниками. Льюис вынужден был реагировать на пит-стоп Райкконена, который шел вторым, и после своего визита в боксы выехал на трассу впереди финна. Но в «Феррари» решили не спешить с Феттелем и оказались правы: Себастьян воспользовался виртуальным пейс-каром и после своей остановки остался лидером гонки. Как оказалось позже, программное обеспечение немцев дало сбой. Хэмилтон предпринял попытку вернуть себе первую позицию, но быстро переключился на режим экономии ресурсов машины.

Как могли распределиться очки после этапа Австралии, если бы не ошибка «Мерседеса»?
Идеальный расклад
Хэмилтон: +7 очков
Феттель: -7 очков
Гран-при Бахрейна
Феттель мог укрепить лидерство, ведь болид Скудерии лучше едет в жарких условиях. К тому же, Хэмилтон получил штраф в пять позиций на стартовой решетке из-за замены коробки передач и вынужден был прорываться из глубины пелотона. Но «серебряные стрелы» грамотно поработали с более жесткой резиной и за счет этого смогли под конец гонки догнать «Феррари» Себастьяна. Немец провел на шинах «софт» 39 кругов из рекомендованных 25, и Валттери Боттас на последнем круге подобрался на расстояние атаки, но так и не атаковал. Если бы Хэмилтон стартовал со второго ряда, как минимум вторая позиция ему была бы гарантирована.
Идеальный расклад
Хэмилтон: +3 очка
Гран-при Канады
На самой успешной для себя трассе в Монреале Хэмилтон провалился. В практиках Льюис потратил слишком много времени на поиск оптимального баланса (избыточная поворачиваемость приводила к частым сносам в первом и десятом поворотах), в квалификации столкнулся с проблемой отсутствия стабильности болида на торможениях (дважды блокировал колеса в решающий момент третьего сегмента), а в гонке моторный отсек его «Мерседеса» начал перегреваться.

«У Льюиса возникла проблема с компонентом шасси – это с самого начала влияло на эффективность системы охлаждения на первом отрезке», – пояснил Тото Вольфф очень ранний пит-стоп Хэмилтона. Проблему удалось частично уладить, на болиде открыли кожух для лучшей вентиляции, но столь ранним заездом в боксы воспользовался Риккардо, отодвинувший Льюиса на пятое место.
Идеальный расклад
Хэмилтон: +2 очка
Гран-при Австрии
«Это определенно худший этап за долгое время. Машина была хороша весь уик-энд, мы были самыми быстрыми, и на протяжении многих лет наша надежность оставалась очень хорошей. К сожалению, сегодня сошли одновременно два болида», – не сдерживал своего разочарования после гонки в Шпильберге Хэмилтон.
Действительно, «Мерседес» провел практически идеальный уик-энд, если не считать саму гонку. Сперва Боттас провалился с первого на четвертое место, затем у финна вышла из строя коробка передач, под виртуальной машиной безопасности стратег команды Джеймс Воулз допустил ошибку, и Хэмилтон опустился с первого на четвертое место. Но Льюис даже до финиша доехать не смог – падение давления в топливном насосе вынудило его припарковать свой болид у обочины.

Феттель не смог воспользоваться предоставленным подарком. В субботу немец помешал быстрому кругу Карлоса Сайнса и отвалился на стартовой решетке на шестую позицию. А ошибка на старте в первом повороте заставила его прорываться к подиуму с восьмого места. Вторым австрийскую гонку закончил Райкконен и не применение со стороны «Феррари» командной тактики многих удивило.
Идеальный расклад
Хэмилтон: +25 очков
Феттель: -3 очка
Гран-при Великобритании
Неудачный старт Хэмилтона с поула не только позолил вырваться вперед Боттасу с Феттелем, но и привел к аварии со вторым пилотом «Феррари». Райкконена наказали штрафом в 10 секунд, но вряд ли Льюиса это сильно обрадовало – ему пришлось прорываться из конца пелотона, команда плохо сработала со стратегией по шинам и могла лишиться подиума, не случись аварии Эрикссона и последующего выезда автомобиля безопасности.
Феттель одержал спокойную победу, и это вывело Льюиса из себя:
«Я бы сказал, это была интересная тактика с их стороны», – намекая на предумышленность аварии Райкконена.

Идеальный расклад
Хэмилтон: +7 очков
Феттель: -7 очков
«Феррари» часто ошибается
В целом болид Скудерии стал гораздо надежнее прошлогоднего, но огромное количество тактических просчетов и ошибок самого Феттеля лишили немца возможности уверенно лидировать в общем зачете.
Гран-при Китая
В Китае пилоты «Феррари» стартовали с первого ряда, но лишь Райкконен смог подняться на подиум. Складывалось впечатление, что итальянцы сами себя топят: слишком рано зазвали Феттеля на первый пит-стоп и пропустили Боттаса, слишком затянули с пит-стопом Райкконена в надежде задержать Боттаса и помочь Себастьяну вернуть лидирующую позицию, правда, безуспешно. Макс Ферстаппен так стремился к победе, что въехал в Феттеля, после чего Себастьян пропустил сразу несколько пилотов и откатился на восьмое место.

Идеальный расклад
Хэмилтон: -2 очка
Феттель +8 очков
Гран-при Азербайджана
Гонка в Баку становится главной лотереей «Формулы-1», но ставка на тактический просчет «Феррари» вряд ли имела бы высокий коэффициент. Из-за аварий и хаотичного хода заезда «Мерседесу» удалось вывести Боттаса вперед Феттеля, и желание немца поскорее вернуть себе позицию стоило ему испорченного комплекта резины и подиума. Льюис провел не самую впечатляющую гонку, но подарок в виде пробитого колеса его партнера за несколько кругов до финиша и ошибки Феттеля преподнесли легкие 25 баллов британцу.
Идеальный расклад
Хэмилтон: -7 очков
Феттель +13 очков
Гран-при Франции
Первая за двадцать восемь лет гонка на «Поль-Рикаре» обязана своим скучным содержанием Феттелю. Себастьян стартовал слишком хорошо, но попал в коробочку из болидов «серебряных стрел», не смог вовремя затормозить и проколол Боттасу колесо. Как результат – прорыв с последнего места, 5 секунд штрафа, звание «Гонщика дня» и еще одна легкая победа Хэмилтона.

Идеальный расклад
Феттель: +5 очков
Гран-при Германии
Квалификация к гонке в Хоккенхайме снова преподнесла неприятный сюрприз Хэмилтону – проблемы с гидравликой не позволили ему пробраться в группе лидеров – Льюис стартовал с 14-й позиции и задачей на гонку считал минимизацию очковых потерь.
Но «Феррари» снова перемудрила с тактикой: Райкконен был на альтернативной стратегии с большим количеством пит-стопов, но долго не пропускал Феттеля на трассе. А под конец гонки, когда на некоторых участках трассы начался дождь, Себ ошибся, вылетел в гравий и врезался в отбойник.

Идеальный расклад
Хэмилтон: -7 очков
Феттель: +25 очков
Гран-при Венгрии
В Венгрии допустили ошибку не стратеги или пилоты, а механики Скудерии. На удивление, Феттель был на удачной тактике с поздним заездом в боксы и, пройди все без заминок, Себастьян не только вернулся бы на трассу впереди Боттаса, но и со свежим комплектом шин имел все шансы догнать и атаковать Хэмилтона. Но из-за заминки с передним левым колесом немец был вынужден бороться с Валттери и довольствоваться вторым местом.
Кто был бы лидером по потерянным очкам после Гран-при Венгрии?
В случае победы Льюиса в Венгрии: Хэмилтон – 234 очка, Феттель – 223
В случае победы Себастьяна в Венгрии: Феттель – 230 очков, Хэмилтон – 227
Удивительно, но даже при идеальных выступлениях пилотов в глобальном отношении почти ничего бы не изменилось, а имя лидера перед летними каникулами определялось бы на последних кругах «Хунгароринга»: в случае удачной атаки Феттеля на британца, он становится лидером с преимуществом в 3 балла, если Льюис отстоял бы свою победу, то к гонке в Бельгии он бы подошел с 11-очковым запасом над Себом.
Но даже существующие 24 очка преимущества Хэмилтона никого не должны разочаровывать – достаточно вспомнить, сколько баллов за двенадцать гонок потеряли четырехкратные чемпионы мира и как не выдерживают их нервы и техника. Ставки высоки как никогда, а болельщики от этого только в выигрыше.
Может ли стать этот сезон рекордным по числу смен лидеров?
Математически – да. Нас ожидает еще девять гонок, и Феттель с Хэмилтоном могут меняться местами каждый этап. Но нынешний результат в пять смен уже входит в топ-5 XXI века. С 2000 года очень мало чемпионатов превосходили отместку в две смены лидеров за сезон, в семи случаях и вовсе обходилось без этого. Но во всех правилах существуют исключения.

В 2007-м плотную борьбу за чемпионский титул вели два пилота «Макларена» – Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон, что привело к пяти сменам лидера. Но конфликт, не на шутку разыгравшийся между партнерами по команде, позволил в последней гонке сезона вырвать титул пилоту «Феррари» Кими Райкконену. Пока этот чемпионский титул остается последним для Скудерии.
Годом позже лидер личного зачета также менялся пять раз, а развязка чемпионата вышла еще драматичнее. Сезон стартовал аналогично и в 2008 году – у трех пилотов в первых шести гонках было по две победы, а судьба всего чемпионата решилась на предпоследнем повороте последнего круга финального этапа сезона в Бразилии. Фелипе Масса одержал победу на домашнем Гран-при, но пятого места хватило Хэмилтону, чтобы обойти бразильца в зачете на один балл и стать чемпионом мира.
В отличие от 2011 года, когда Феттель без особых проблем одержал второй чемпионский титул, годом позже пришлось потрудиться. Впервые в истории «Формулы-1» первые семь Гран-при сезона выиграли семь разных пилотов, при этом и вторые места тоже заняли семь разных пилотов. Лидерами зачета становились Баттон, Хэмилтон, Алонсо и сам Себастьян, а всего смена лидерства происходила семь раз. Но в решающий момент чемпионата немец удержал свое преимущество и в конечном счете обошел Алонсо на три балла.
Самым выдающимся сезоном ХХI века, пожалуй, был чемпионат мира 2010 года: лидер чемпионата менялся девять раз, возглавляли личный зачет шесть разных пилотов, а на последнем этапе в Абу-Даби математические шансы на титул сохраняли пять пилотов. И, пока вся общественность наблюдала за чемпионской борьбой между Уэббером и Алонсо, титул ушел в руки Себастьяна Феттеля.
Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene, Mark Thompson; globallookpress.com/Hoch Zwei/imago (3-5), Hz, Hoch Zwei/Italy Photo Press, Hoch Zwei (8,9)
Кто где потерял искать - довольно дурацкое занятие. Если бы да кабы... Но пока расклад в любом случае в пользу Хэмилтона - наиболее характерен немецкий гран-при. Когда техника отказывает, то тут всё понятно - скорее, фактор случайности, играющий примерно равным образом при общей надёжности техники. Но когда Феттель теряет машину сам, а Хэмилтон выигрывает с 14-го места, то это должно бы стать приговором. Примерно как прошлогодний Сингапур. Но если 5 раз поменялись, а в чемпионате ещё 9 гонок, то все может быть. Но пока Мерседес свои возможности использует лучше. По ощущениям)
Пока обилие в этом сезоне паровозных гонок перекрывает все остальное.