Гениальный круг Сенны, который вы никогда не увидите
О пилотаже бразильца в Монако говорят до сих пор.
Величайший гонщик в расцвете сил, один из лучших болидов всех времен и легендарная трасса – данное сочетание 1988-го обязано было войти в историю «Формулы-1». Но итоговый результат превзошел любые ожидания.
30 лет назад пилот «Макларена» Айртон Сенна проехал круг в квалификации к Гран-при Монако, который принято считать легендарным. Этот поул успел стать настоящим фольклором автоспорта – оттенок мифичности придало отсутствие видео его прохождения.
Лучший год «Макларена»
Во второй половине 80-х «Формула-1» усиленно «душила» турбодвигатели, а на 1989-й даже запланировала их полную отмену, но лучшие мотористы пелотона из «Хонды» словно не заметили игр ФИА с ограничением мощности: к сезону-1988 японцы представили новую спецификацию своей техники под названием RA168E с превосходством над продукцией конкурентов во внушительные 130 л.с.
Именно моторист, ушедший из-под крыла «Уильямса» для заключения эксклюзивного контракта с «Маклареном» попросил британцев взять к себе бразильского гонщика – так в Уокинге сформировалась сильнейшая пара в истории «Формулы-1»: к двукратному на тот момент чемпиону мира Алену Просту присоединился суперталантливый Айртон Сенна.
Перед стартом первенства еще никто не догадывался, что наступает великая эра противоборства двух гениев, о которой будут говорить во всем мире, но уже тогда Проста называли пилотом «Макларена» с двигателем «Хонды», а Сенну – гонщиком «Хонды» с болидом «Макларена».
Гран-при Монако был лишь третьим этапом, но все быстро поняли, что сезон выиграет кто-то из этих двоих: Прост победил в Рио, Сенна – в Имоле, но из-за дисквалификации бразильца на первом этапе чемпионскую гонку возглавил француз.
Этап в Монте-Карло воспринимался с особым интересом: у Алена было уже три победы на городской трассе, у Айртона – только одна, но все помнили невероятное второе место бразильца на слабом «Тоулмене» в дебютном 1984-м. Фаворита Гран-при предсказать было непросто.
Сенна уничтожил всех в квалификации
Уже в тренировках у соперников не осталось никаких надежд на борьбу с красно-белыми машинами, а в квалификации даже Прост оказался ближе к остальным, нежели к напарнику. В первый день пилоты пытались выйти из 1 минуты и 29 секунд, но удалось это лишь трем: Найджел Мэнселл проехал круг за 1.28,475, Ален Прост – за 1.28,375, Сенна же показал 1.26,464!
Происходящее во второй день отлично описал инженер «Макларена» Нил Оутли:
«Прост проехал круг за 1 минуты 26,9 секунды, Сенна превзошел – 1.24,4. Ален улучшил свое время до 1.25,4. Но Айртона уже нельзя было остановить – 1.23,998. С ума сойти! Я отчетливо помню лицо Алена, который не мог понять, откуда взялось время бразильца».
Айртон превзошел своего партнера по команде на 1,427 секунды. Оказавшиеся на втором ряду парни из «Феррари» Герхард Бергер и Микеле Альборето проиграли обладателю поула 2,689 и более трех секунд.
В паддоке быстро подсчитали – Сенна опережал Проста на 0,0725 секунды в каждом из поворотов. В среднем это примерно быстрее на 3 км/ч. Достичь такого преимущества можно было только за счет невероятно опасного пилотирования, используя трассу по максимуму, проезжая в миллиметрах от рельса безопасности. Это и подчеркнул и Прост:
«Он сильно рискует, управляя своим болидом таким образом. Я же не хочу подвергаться подобному риску».
Среди фанатов «Формулы-1» даже стала ходить легенда, что на время своего круга Сенна задержал дыхание. Сам же бразилец после клетчатого флага в субботу был немногословен:
«Для меня это максимум».
Лишь спустя два года в Сильверстоуне Айртон вспомнил в мельчайших деталях тот эпизод:
«В квалификации мы использовали гоночные шины, поэтому я мог проехать сразу несколько кругов. Один за другим, еще быстрее, еще. Сначала я просто взял поул, потом отыграл полсекунды, потом секунду, и продолжал атаковать. В тот день я неожиданно понял, что больше не пилотирую машину сознательно.
Я словно оказался в другом измерении, очутился в тоннеле – не в том, что под отелем: для меня весь трек стал одним большим тоннелем. Я ехал в нем круг за кругом, подходил к пределу, но затем находил возможность ехать еще быстрее.
А затем меня будто что-то ударило, и я опомнился: сразу сбросил скорость, медленно вернулся в боксы и больше в тот день на трассу не выезжал. Случившееся меня испугало, ведь я понял, что вышел далеко за пределы своего сознания».
Босс команды Рон Деннис не скрывал восхищения произошедшим:
«Когда мы обсуждали его круг, Айртон использовал сюрреалистические термины. Он утверждал, что не обращал внимания ни на что. Прост уверен, что Айртон пилотировал беспечно, уповая на помощь Бога, но на самом деле все намного проще – Сенна феноменальный гонщик».
Но гонку выиграл Прост
Для Проста единственная возможность ухватиться за победу заключалась в попытке опередить Сенну к первому повороту. Однако француз ошибся, не только упустив возможность атаковать своего партнера, но и пропустил в придачу Бергера. В Монако обгонять тяжело, и Алену пришлось ждать своего шанса до 54 круга.
Сенна? Бразилец опережал второй «Макларен» на 49 секунд, почти на три четверти круга!
«Конечно, я знал, что у меня нет возможности догнать его. Но в такой ситуации, даже если у вас есть шанс один на миллион, вы пытаетесь его использовать. Я ехал, как сумасшедший», – Ален совершил маленький психологический прием, установив самый быстрый круг гонки.
Естественно, Сенна такого принять не мог, и сразу нарастил темп, быстро вернув лучшее время себе. Попытка француза надавить на напарника, заставив того ошибиться, не сработала. Скорость только повышала уверенность и концентрацию Айртона.
Но на 64 круге Рон Деннис, беспокоясь о целостности болидов, попросил бразильца сбросить скорость. Айртон подчинился, а спустя три круга разбил машину в повороте «Портье», зацепив барьер.
«Мы подозревали, что что-то случилось. Мы не знали, что происходит. Я терзал себя сомнениями – все ли я закрутил, все ли сделал правильно или что-то забыл? Не было никакого контакта с Айртоном. Мы отправились обратно в Англию той ночью, понедельник – выходной, и лишь во вторник мы узнали, что болид просто задел один из барьеров», – говорил один из механиков бразильца Марк Ханнавин.
Сенна пропал. Никто не знал, куда подевался пилот после аварии. Оказалось, Айртон отправился домой – его квартира находилась всего в нескольких минутах ходьбы от «Портье». Бразилец был сильно раздосадован произошедшим, поэтому пошел домой, досмотрел гонку по телевидению и уснул. В те времена его не могли найти через мобильные телефоны или социальные сети.
Деннис не стал делать из произошедшего скандал:
«Я прежде никогда не видел, чтобы он так злился. Он потерял концентрацию и допустил ошибку. Когда Айртон пришел в себя, то долго извинялся перед командой».
Несмотря на то, что в будущем появится версия о медленном проколе, снимающая с пилота вину, сам Сенна сделал для себя определенные выводы – и отныне в Монте-Карло был не только быстрым, но и предельно аккуратным. В следующих пяти Гран-при Монако побеждал только Айртон, причем пару раз судьба словно возвращала ему долги за предыдущие неудачи: в 1992-м бразилец оказался впереди главного конкурента Мэнселла из-за внепланового пит-стопа «Уильямса», а в 1993-м, когда казалось, что шансов нет, Сенна внезапно вышел на первое место из-за технических сбоев на машинах Проста и Шумахера.
К концу своей жизни Айртон уже обладал культовым статусом и назывался «Королем Монако».
Легендарный круг
Самое удивительное в истории с великим квалификационным выступлением Айртона – отсутствие видеозаписи его быстрейшего круга. Ее не потеряли и не уничтожили – просто в тот момент телеоператоры предпочли сфокусироваться на «Бенеттоне» Алессандро Наннини, и все важное, что мы можем обнаружить в той трансляции – это кадры с болидом под номером «12» за несколько минут до исторического события.
К 30-летию этой истории «Макларен» воспроизвел знаменитый круг с помощью компьютерного симулятора и голоса комментатора Марри Уокера. Получилось, конечно, совсем не то, но можно зачесть эту попытку в качестве трибьюта таланту гения.
Фото: Gettyimages.ru/Tony Feder/Allsport, Oli Tennent, Simon Bruty/Allsport, Allsport UK
Этот отрывок был уже рассказан Алексеем Поповым в его трансляции из Монако в этом году на ютуб, которым он поместил на сайте во вторник.
Очень интересный эпизод!
Серёга, не подпускай тут к власти Рубанкова, плиззз)))