Победа «КАМАЗа» и другие истории «Дакара»
Россия выиграла ралли-рейд в двух зачетах.
Нынешний «Дакар» – чемпион по разочарованиям. Нет, он по-прежнему физически изматывающий, сложный и опасный, но при этом несбалансированный и плохо продуманный. И что самое огорчительное: в марафоне 2017 года не было напряженной борьбы до финиша – процесс «отсеивания» среди фаворитов произошел без драм и неожиданных поворотов.
Наиболее точно дух современного ралли-рейда прокомментировал белорус Александр Василевский:
«Первые годы в Южной Америке, когда «Дакар» только переехал, были интересные трассы – и песка хватало, и скоростных участков, и горных. Были марафонские этапы, а сейчас все построились «паровозиком», проехали и все».
Разорванное ралли
В течение двух недель организаторы несколько раз кромсали маршрут: часть этапов пришлось сократить, один день был исключен из-за внезапных дождей (местное население ждало их почти год, и в итоге осадки пошли – но не вовремя), затопивших дороги и превративших спецучастки в холодные и непроходимые болота, а еще один важный этап был выкинут из расписания из-за сошедшего оползня.
Для кого-то эти изменения стали ударом. Голландец де Рой (главный соперник команды «КАМАЗ-мастер») признался, что долго и тщательно готовился к выступлению на 1000-километровом этапе «Супер Белен», но из-за его отмены не смог навязать конкуренцию российским экипажам:
«Мы со штурманом тщательно изучили этот этап – он один из моих любимых, в прошлом году успешная атака на нем позволила заложить фундамент для итоговой победы. Нынешний же маршрут – скучный и не слишком соревновательный».
«Этот день был самым важным», – заявил мотоциклист Барреда Борт. – «Даже если бы я лидировал, то все равно захотел бы проехать «Супер Белен». Может быть, стоило просто приостановить «Дакар» и продолжить на следующий день, но отменять такой этап – это чересчур».
Запутанная навигация
Отличительная особенность нынешнего «Дакара» – потерявшиеся между контрольным точками и мечущиеся в разных направлениях машины.
«Организаторы хотели усложнить навигацию – и к этому решению вопросов нет. Но проблема в том, что нам выдали нам не слишком подробные роудбуки», – признается Жинель де Виллерс. – «В итоге тебе или повезет, и ты найдешь дорогу, или нет».
«К роудбуку очень много вопросов. Причем у многих участников», – рассказывает Антон Шибалов, гонщик «КАМАЗа». – «Привязки к высохшим руслам, когда их сотни и сотни кругом, весьма условны. Это не навигация, а лотерея».
Битва между «Пежо» и «Тойотой» сорвалась
В категории внедорожных автомобилей все ожидали упорной борьбы между заводской командой «Пежо» и соперниками из «Тойоты». На машинах японской марки выступали такие крутые парни как Нассер Аль-Аттия, Жинель де Виллерс и Хоан «Нани» Рома. Но сражения никто не увидел: во-первых, Аль-Аттия сошел уже в самом начале марафона, а, во-вторых, в условиях высокогорья выяснилось, что французская техника намного мощнее и быстрее.
В результате весь подиум захватили «львы»: Стефан Петерансель выиграл «Дакар» в 13-й раз, вторым стал Себастьян Леб, а третьим – Сириль Депре.
Куда без аварий?
Самое эффектное происшествие приключилось с победителем «Дакара-2010» Карлосом Сайнсом – испанец не рассчитал скорость в повороте и свалился в овраг, из-за чего потом не смог продолжить выступление.
Стефан Петерансель сбил одного из мотоциклистов, но сам же бросился помогать бедолаге, а самой курьезной оказалась авария с участием Микко Хирвонена: финн попытался обогнать один из грузовиков, но в пыли две машины не разобрались в происходящем, и дело закончилось проездом грузовика по капоту «Мини».
У России победы в двух зачетах
От «КАМАЗов» победы ждут в каждом ралли-рейде, поэтому итоговый успех экипажа Эдуарда Николаева не слишком удивил. Тем не менее, российской команде пришлось потрудиться – практически на каждом этапе соперники из «ИВЕКО» были где-то рядом. Взять же главный приз удалось за счет стабильности и отличного настроя.
Удивительнее выглядит успех квадроциклиста Сергея Карякина, который грамотно разобрал конкурентов на дистанции – он не только быстро ехал, но и «дергал» соперников, вынуждая их атаковать, рисковать и затем терять время из-за ошибок. К финишу его преимущество над ближайшим преследователем составило больше часа.
Фото: REUTERS/Franck Fife/Pool (1); Gettyimages.ru/Dan Istitene
КАМАЗ и Карякин красавцы по-любому
http://www.kamazmaster.ru/team/trucks/kamaz-43262013-g
Двигатель
Модель Liebherr D9508
Тип Дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Максимальная мощность, кВт (л.с.)/при оборотах, мин-1 679(920)/2400
Максимальный крутящий момент, Н м(кгс м)/при оборотах, мин-1 4000(408)/1500
Расположение и число цилиндров V-образный, 8
Рабочий объем, л 16,16
Вместимость топливного бака,л 1000
КАМАЗ 4326 (4Х4)
Года использования: с 2007 г. по настоящее время
Поводом для создания машины послужили очередные изменения требований к грузовикам со стороны FIA, которые позволяли омологировать спортивный автомобиль на базе серийных узлов и агрегатов. Новый полноприводный спортивный внедорожник имеет восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ 7Э846.10-07 мощностью в 830 л/с, Двигатель автомобиля перенесен на 400 мм, а кабина – на 200 мм в сторону задней оси. Это позволило улучшить «развесовку» грузовика. За счет уменьшения переднего свеса улучшилась геометрическая проходимость. Спускаясь с дюны, машина без помех переходит в горизонтальное положение (раньше задевала бампером за поверхность). Ход автомобиля стал боле плавным за счет модернизации подвески, в частности применения новых амортизаторов. Вес автомобиля удалось снизить, хотя до разрешенного устроителями Дакара минимального предела в 8,5 тонн дойти пока не получилось, но работа над этим ведется и по сей день.
Согласно требованиям FIA по уменьшению дымкости, пришлось изменить настройки топливной системы, что, к сожалению, привело к уменьшению мощности.
Автомобиль КАМАЗ 4326 VK был создан в полном соответствии с техническими требованиями организаторов международных ралли-марафонов и первым прошел омологацию в своем классе.